Сибирская советская энциклопедия_Том1
ды при замерзании и зимними наводнениями. Эти под’емы воды зависят не от увеличения количества, протекающей в реке воды, а от стеснения русла. Непосредственные промеры, сделанные вскоре после замерзания реки, по казывают, что во многих местах до 50% попе речного сечения русла реки закупорено Д. л., к-рый под твердым верховым льдом образует громадные скопления, значительно превосходя щие своей массой об’ем поверхностного льда. Так как Д. л. размывается очень медленно, то высокий уровень реки после замерзания под держивается довольно долгое время. Под’емы воды на Ангаре при рекоставе достигают в ср. до 2,88 м, крлеблясь между 2 и 4,5 м. В январе 1870 (до постройки вдоль берега особой дам бы) Иркутск испытал все ужасы зимнего на воднения: при рекоставе значит, часть города была затоплена водой, к-рая затем замерзла. Подобные же сужения русла реки донным льдом и зимние подтопы берегов наблюда ются на Неве, на реке св. Лаврентия и на Др. реках. В. Б. Ш о с т а к о в и ч . ДОППЕЛЬМАЙР, Георгий Георгиевич—зоо лог и охотовед. Р. в 1880. Окончил Пб. Лесной Ин-т. Работал в Гейдельберге и в Галле по зоологии и зоотехнике. В дальнейшем—проф. Лесного Ин -та и Ленинградского Ун - та. В Сиб. Д. вел крупные работы по изучению со болиного промысла Баргузинского окр. и орга низации Баргузинского заповедника. Гл. рабо ты о Сиб.: Баргузинский соболиный питомник, «Уральский Охотник», 1924; Соболиный про мысел на сев.-вост. побережье Байкала, «Мате риалы Баргузинской экспедиции 1914/15», изд. Госплана Б.-М. Респ., 1926; Программы и ин струкции по изучению пушного и охотничьего промысла Якут. Р., изд. Якутской Комиссии Ак. Наук, 1926; Пушной и охотничий промысел Яку тии, сб. «Якутия», 1927. ДОРОГИ КОЛЕСНЫЕ—делятся на две основ ных группы: тракты гос. значения и дороги местного значения. К первым относятся трак ты: Московский или Большой Сибирский, груп па Монгольских — Чуйский, Усинский, Кяхтин- ский и Тункинский, и группа Приленских -- Якутский, Братский и Илимский (Ангаро-Лен ский); ко вторым—все остальные колесные до роги Сибири. По значению Д. к. делятся на краевые, окружные, районные, сельские и по левые. Особые группы из них составляют под’- ездные пути, кольцевые почтовые тракты, зо- лотопром. дороги, скотопрогонные тракты и курортные дороги; наконец, совершенно обо собленную группу составляют переселенческие дороги. 1. Тракты государственного значения. М о- с к о в с к ий, или т. наз. Большой Сиб. тракт, связывавший Москву с Иркутском, в пределах Сиб., начинается от Тюмени и проходит через города: Ялуторовск, Ишим, Тюкалинск, Омск, Каинск, Колывань, Томск, Мариинск, Ачинск, Красноярск, Канск и Нижнеудинск. Современ ное направление Московского тракта в преде лах Зап. Сиб. не совпадает с тем, к-рое он имел в начале и по к-рому шло заселение Сибири. Первоначально тракт из Тюмени заходил в Т о больск и Тару, следуя все время вдоль Тобо ла и Иртыша до Омска. С течением времени, когда Омск приобрел значение гл. города Зап. Сиб., тракту было дано новое направление. До постройки Сибирской жел. дор. Московский тракт был единственным сухопутным путем со общения Европ. России с Сиб., и по нему про исходило все транзитное товарное и почтовое движение. С постройкой Сиб. ж. д. следую щей почти на всем протяжении вдоль Москов ского тракта, последний потерял свое значе ние транзитного пути и имеет только значение под’ездного пути к станциям ж. д., в разных местах разной грузонапряженности. Состояние Московского тракта не одинаково. В преде лах Омского, Барабинского и Н.-Сиб. окр. по лотно тракта грунтовое, начиная же с Томско го окр. до Иркутска в большинстве гравийное и частично щебневое. Грунтовое полотно ну ждается в ремонте, гравийные же участки трак та в общем находятся в хорошем состоянии и только в наиб, грузонапряженных местах (под ходы к городам и крупным селам) частично нуждаются в восстановлении. В силу того, что из всех гос. трактов Московский имеет наи менее важное значение, а также что на гос. бюджет принято только 1.067 км (из общего протяжения 2.981 км) восстановление тракта идет медленным темпом. Производившиеся ра боты были сосредоточены исключительно на восстановлении искусственных сооружений и подходов к ним на наиб, грузонапряженных участках тракта в районах городов Омска, Тю- калинска, Каинска, Томска, Ачинска, Красно ярска и Иркутска, но % требующих восстано вления и капитального ремонта искусственных сооружений, особенно труб, все же еще зна чителен. В течение ближайшего пятилетия пла ном предусматривается полное восстановление всех сооружений, гравийного полотна и укре пление гравием всех грунтовых участков тракта. Монгольские пути соединяют Сиб. с Монго лией, и по ним проходят все грузы, а также скот, являющийся предметом нашей внешней торговли с Монголией. Общее количество гру зов, проходящее по трактам, составляет 25.000 г, и дальнейшие перспективы нашей торговли с Монголией обещают дать значит, увеличение грузооборота. К Монгольским трактам гос. значения отно сится: Чуйс кий т р а к т—проходит от Бийска через пограничный пункт Кош-Агач до грани цы, протяжением 544 км и связывает Сиб. с Зап. Монголией (Кобдоским окр.). Этот исто рически сложившийся торговый путь образо вался из вьючных горных троп, пролегавших долинами рек Алтая. Путем постепенных улуч шений тракт в настоящее время приведен на всем протяжении в вполне проезжее состоя ние. Заново выстроены все искусственные со оружения и произведены неотложные работы по полотну в самых трудных и опасных для проезда местах—«бомах» (см. Бом), заключав шиеся в расширении полотна, смягчении укло нов и постановке оградительных столбиков и парапетов. До производства этих работ проезд по тракту был настолько опасен (вследствие узости полотна, наличия крутых (до 15—18%) под’емов и спусков, малых радиусов закругле ний и отсутствия ограждений), что неодно кратно имели место случаи падения в реку и гибели экипажей и животных. В результате произведенных работ по восстановлению полот на и устройству новых обходов перевалов Чике-Таман, Семинского и г. Каменное Седло, по тракту стал возможным проход автомоби лей и увеличилась нагрузка на обычную в Ал тае повозку—двухколесную таратайку до 350 кг вместо 250 кг. Имеется еще ряд трудных для проезда мест, требующих дальнейшего рас ширения полотна и устройства новых обходов
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2