Сибирская советская энциклопедия_Том1
лен надзор за перепиской и т. п.). Несмотря на то, что состоятельные Д. оказывали денежную помощь находящимся на поселении неимущим товарищам, все же некоторые из них нужда лись в средствах к жизни. Правда, чтобы пре доставить Д. средства «к удовлетворению нужД хозяйственных и к обеспечению будущей судь бы детей их, прижитых в Сибири», Николай I приказал отвести каждому сс.-пос. Д. 15 дес. пахотной земли, но эта подачка не могла обес печить поселенца, нуждавшегося в инвентаре, в хозяйстве. Тогда в 1839 приказано было еже годно выдавать по 200 руб. тем из Д., к-рые ничего не получают от родственников. Находясь на поселении, Д. должны были строго выпол нять все инструкции, в к-рых подробно гово рилось о том, что разрешается и что воспре щено поселенцам. По инструкции Д. могли пе реписываться с родственниками, но только че рез III Отделение, получать от них на первое обзаведение в месте ссылки до 2.000 руб. и на содержание до 1.000 руб. в год. Д. разреша лось приобретать и строить для себя дома и в то же время предписывалось избрать заня тия, «приличествующие поселянам». Особ, ха рактерен § 7 инструкции, к-рый предписывал властям «внушить преступникам, чтобы вели себя тихо и скромно, двухсмысленных речей и разговоров ни с кем не заводили, у себя или в другом месте сборищ или собраний не име ли, из места пребывания не отлучались и не пременно каждую ночь ночевали в квартире, в случае отступления от сего, подвергнутся взысканию и даже суду». В условиях каторги и поселения для Д. отре заны были в первое время средства воздей ствия на об-во, в смысле пропаганды тех идей, к-рые привели их в ссылку. Вот почему в дея тельности Д. на первое место выступают не политические принципы, а общекультурные, во имя к-рых «они принимаются за дело под нятия общей культурности сиб. жизни и утвер ждения, как для себя, так и для окружающих, прав человеческой личности». Общекультурное влияние их было подмечено уже современни ками, оставившими свои воспоминания, запи ски. Об этом влиянии говорят в своих воспо минаниях, письмах и сами декабристы. Широ ко образованные Д. бросили в обиход приняв шей их среды достижения ума, мысли, техни ки. Неграмотному, в подавляющем большин стве, населению нужна была прежде всего шко ла. Первая школа была организована Д. уже в Петровском каземате; учителями в ней были бр. Бестужевы, Оболенский. После того как Д. оставили каземат, школьно-просветительная ра бота не прекратилась. В Петровском заводе ее продолжал оставшийся там на поселении Гор бачевский, в Чите—Д. И. Завалишин, в с. Олон- ках—В. Раевский, в Ялуторовске—Д. Якушкин, в с. Малая Разводная—М. Юшневская, бр. Бо рисовы. В школах вели преподавание, придер живаясь новейшей 'английской сист. Ланкасте ра. Генерал-губернатор Вост. Сиб., желая «от вратить вредное влияние таких учителейна умы учеников», предписал губернаторам «обратить на это особенное внимание и положить предел злу». Из бесед с Д. население знакомилось с естествознанием, с законами физики, с тем, что касалось близко хоз. жизни населения, особ, крестьян. Своим примером, работая в поле, на мельницах, за станком, Д. вернее всего действо вали на население. Особ, успеха в пропаганде идеи труда достигли бр. Бестужевы, не без их влияния в середине XIX в. стали заметно рас пространяться ремесла как среди бурят, так и русского населения Забайкалья. Если в 20-х гг. XIX в. Врангель, посетивший берега р. Олек мы, застал там последнюю линию садоводства и земледелия, то, с поселением здесь Д., пло щадь посева стала, увеличиваться и земледе лие, хотя медленно, но подвигалось к Якутску. Д. не только убеждали увеличивать запашку, но сами поднимали новь в таких местах, где, по мнению крестьян, хлеб расти не мог. Такую работу вел М. Кюхельбекер, живя в Баргузи не, и все присылаемые от родных деньги упо требляя на устройство хоз-ва и развитие хле бопашества. Вегелин в Сретенске и Спиридов в с. Дрокинском, под Красноярском, заводят образцовые хозяйства. Д. впервые знакомят кре стьян с употреблением машин в с. хозяйстве. Торсон в Селенгинске устроил молотилку-веял- ку-сортировку. Чертеж машины был переслан в Минусинск бр. Беляевым, поставившим хоз-во на широкую ногу. Спиридов создает новые орудия по разрыхлению и углаживанию па шен. Андреев в Олекминске первый строит мукомольную мельницу, находя жерновые кам ни на бер. р. Лены. Пытаясь улучшить ороше ние полей в песчаном Забайкалье, бр. Бесту жевы усовершенствовали приемное колесо с черпаками, к-рым подавалась вода из реки на поля. Присматриваясь к условиям жизни насе ления, особ. сев. районов, Д. убеждались, ка ким большим лишением является отсутствие в крае овощей. Подавая пример населению, Д., как и в Петровском заводе, занимаются ого родничеством. В Вилюйске М. И. Муравьев са дит картофель, опыт его увенчался успехом. Выписывая из-за Урала семена лучших ово щей, Д. дают их крестьянам, учат их, как нуж но ухаживать за овощами, и знакомят с пар никами. Вместе с тем Д. обращали внимание населения на разведение табака, гималайского ячменя, на выделку конопляного масла. Попыт ки Д. обратить внимание населения на новые промыслы встречали часто сопротивление вла сти. Когда П. Беляев и М. Кюхельбекер в 1833 пожелали заняться разведением мериносов в с. Бурети, генерал-губернатор, боясь влияния этих Д. на крестьян, разрешения не дал. Влиять на массы Д. помогало отчасти и знакомство не которых из них с медициной. А. 3. Муравьев, Трубецкая, Юшневская, Кюхельбекер, доктор Вольф чем и как могли помогали больным, по ложение к-рых, при отсутствии в селах врачеб ной помощи, было отчаянное. Такую же работу в Зап. Сиб. вели Нарышкины, Шаховской, П. Бо- брищев-Пушкин. М. Кюхельбекер пользовался уважением тунгусов и бурят, будучи их бес платным доктором и бескорыстным советником. Д. не только близко сошлись с крестьянами, но иногда и роднились с ними. Женившись на кре стьянках, Д. тесно вошли в новую для них сре ду. Бечасный, Фролов, Фаленберг, бр. Крюко вы, Раевский, Иванов, бр. Кюхельбекеры, Луц- кий и др. соединили свою судьбу с лицами «низшего сословия». В ином направлении шло влияние Д. на гор. население, мещан, купечество и служилый эле мент, находившийся в городах. Стоило двум- трем Д. прибыть в захолустье, как в нем на мечались следы, культурной жизни, создавались кружки. Такой кружок был, напр., в Олекмин ске—месте ссылки Андреева и Чижова. Жители далекого Олекминска вступают в переписку с книжной фирмой Глазунова, выписывают газе-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2