Сибирская советская энциклопедия_Том1

давшими попытку оккупировать Монголию. См. Монгольская Народная Республика. Л и т . : Журнал „Хозяйство Монголии", Улан-Батор-Хото, 1928, 2(9); Калинников, А. Народно-революционное движение Монголии, М., 1926. ДАУРСКОЕ, с. — адм. ц. Даурского района, Красноярского окр.; осн. в 1720; на р. Енисее; от окр. ц. и ж.-д. ст. Красноярск— 160 км; хоз-в 377, жит. 1.553. Д а у р с к и й р айо н : ю.-з: часть—лесостепная, сев. и вост.—горно-таежные (предгорья Вост. Саяна). Тип хоз-ва: землед.- скотов.-промысловый; направление полеводства: пшен.-рж.-овсяное; скотоводства: крупный рога­ тый скот (молочно-мясной). Полез, иск.: золото, медные и железные руды (не разрабатываются). Пути сообщения: почт, тракт Даурское—Балах- та, судох. р. Енисей и спл. р. Дербина. В 1927: сельсоветов 14; почт. отд. 1; школ I ступ. 17; больниц 1; потреб, об-в 7, кред. т-в 1, охот, т-в 5, куст.-пром. коллективов 1, маслод. арт. 2, пр. с.-х. кооп. 6. См. Красноярский округ. ДАУРЫ ( д а г у ры, д а х у р ы)—монгольское племя, ныне в основной своей массе обитающее в бассейне р. Нонни (прит. Сунгари) в пределах Маньчжурии. Занимаются земледелием и торго­ влей. Прежде их неправильно причисляли к маньчжурам и тунгусам, хотя язык их типич­ ный монгольский, очень архаичный. Шаманисты. В Приамурье они пришли из Маньчжурии за­ долго до прихода русских, и в XVII в. предста­ вляли здесь многочисленную народность. Под именем Даурии в то время была известна длин­ ная и узкая область, расположенная на лев. бер. Амура от слияния Шилки и Аргуни на 3. до устья Дондона на В., и включающая в себя бассейны Зеи, Бурей, Сунгари и Уссури. Д. за­ нимали в основной своей массе зап. часть этой области до устья Зеи и почти весь ее бассейн; в вост. части этой обл. жили дауро-гогули и дючеры. В Зейско-Буреинской равнине оба пле­ мени жили совместно и смешанно. В это же время часть Д. (скотоводы и охотники) жили в верх, части р. Витима («князец Ботога с това­ рищи»), отделенные, т. о., от основной массы амурских соплеменников -земледельцев обшир­ ным пространством, занятым разными тунгус­ скими родами, и представляли как бы обособ­ ленный даурский островок, не связанный с основной Даурской землей ни территориально, ни по роду хоз. занятий. Рус. завоеватели застали у Д. высокую куль­ туру: у них были укрепленные города и широ­ ко развитое земледелие. Запасы хлеба были до­ статочны для прокормления военных отрядов русских в течение нескольких лет. Кроме хле­ бопашества Д. разводили в огородах арбузы, дыни, огурцы, мак, чеснок, бобы, а в садах— яблоки, груши и орехи. Значит, было скотовод­ ство. Д. вели торговлю с китайцами и охот­ ничьими племенами. С приходом русских Д. частью были истреблены рус. казаками, частью переведены китайцами на прав. бер. Амура. На лев. бер. Амура Д. оставались еще ниже устья Зеи и по низовьям последней. С переходом этого края к России они ушли и отсюда. В 1870 в пределах России Д. насчитывалось около 2.000 чел., а по переписи 1897 всего около 450. В 1900 казаки согнали к Амуру у Благовещен­ ска большую толпу китайцев и Д.; под угро­ зой расстрела они были вынуждены перепра­ вляться вплавь через Амур, частью утонули, часть была расстреляна. Л и т : Огородников, В . И . Туземное и русское земледелие на Амуре в XV III в., „Труды Гос. Д.-В. Ун-та, серия III, в. 4, Владивосток, 1927; Ивановский, А. О. Mandjurica, СПб., 1894. ДАЦАИЫ — ламайские монастыри, соединяю­ щие в себе, как и их европ. средневековые со ­ братья, церковь, общежитие монашествующих и школу. В Д. находятся храмы—«дуканы»: со ­ борный (цокчен) и отдельных фак-тов (цанит, худба, мамба-дукан и др.), а также «лхаканы»— храмы, посвященные спец. культам (Майдери и др.). Монахи живут в отдельных, составляю­ щих личную собственность, домиках, построен­ ных однакоже по одному плану. Общие бого­ служения и диспуты совершаются в цокчен-ду- канах. Ламы различаются по степеням посвя­ щения и обетов на рабжунов, гецулов и гелу- нов. Есть ученые ламы, кончившие духовную школу при Д. Первая ученая степень—гэпши. Со след, степени (габжу) начинается ученое продвижение. Но степени дорамбы, лхарамбы (доктора богословия и философии) ученые ламы могут получить только в дацанах Ти­ бета. Особо стоит звание манрамбы, в роде ✓доктора медицины, получаемое в медицинских школах. Переход в высший разряд и получе­ ние звания, кроме окончания духовной школы и срока пребывания в Д., обуславливается вне­ сением известных вкладов, которые лама обыч­ но собирает среди своих родных и знакомых. Д. значит, распространены — в Бурятии (пре­ имущественно в восточной ее части) их насчи­ тывается до 35. Но их значит, больше в Мон­ голии (около 200), при чем в одном Галдане было 10 тыс. лам. В 1924 по пяти халхаским айма/кам (исключая Дербетский, бывш. Кобдо(;- ский округ и особый Даригангинский район) число лам определялось в 112 тыс. чел., или 45% общего количества мужского населения Монголии. В Бурятии (в восточных районах, где распространен ламаизм) число лам не­ сколько меньше, но и там имелись крупные Д., насчитывающие до 1.000 лам, чаще же всего население Д. 200—500 человек. Содержание Д. и живущих в них лам тяже­ лым бременем ложится на население, не говоря уже о том, что значит, часть мужского населе­ ния с малых лет отвлекается от производитель­ ного труда. В настоящее время значение Д. как эконо­ мических и культурных центров значительно падает. В самом ламстве идет разложение, свя­ занное с т. наз. ванаизмом, смысл к-рого в изо­ ляции ламства от народных масс и замыкании его в стенах Д., где ламаизм и должен отме­ реть. Но основным фактором, способствующим современному отмиранию Д., является разви- ти^^ац . культуры и уничтожение экономиче­ ского порабощения трудящихся, имевшего в прошлом исключительно большие размеры. С внешней стороны Д. представляют ориги­ нальные памятники центр.-азиатской архитек­ туры, осложненной китайскими влияниями. См. Ламаизм. Л и т.: Барадин, Б. Буддийские монастыри, сб. „Очерки истории бурят-монгольской народности41, Верхнеудинск, 1926; Позднеев, А. Очерки быта буддийских монастырей и буддий­ ского духовенства в Монголии, „Зап. Рус. Геогр. Об-ва по отдел этногр.", т. 16, СПб., 1887; Нацов, С. Ламаизм в Мон­ голии, „Нов. Восток" , 1925, 25. «ДВАДЦАТЬ ПЯТОГО ОКТЯБРЯ» КОПИ (каменноугольные), б. П о р ы в а й с к и е—Куз­ нецкого окр., на прав. бер. р. Томи, в 55 км на Ю.-В. от Щегловска. Ныне бездействуют. См. Каменноугольная промышленность. ДВОЕДАНЦЫ—чжунгарцы, владения к-рых находились между Алтайскими горами и ки­ тайской границей и простирались далеко за оз.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2