Сибирская советская энциклопедия_Том1
необработанное или полуобработанное, сырье. В довоенный период грузами местного значе ния были каменный уголь (гл. потребителем его были ж. д. и крупные города Сиб.), дрова и лесные строительные материалы, передвигав шиеся из таежной зоны в степные и лесостеп ные районы края. В послевоенный период ка- менны.й уголЬ из груза местного значения пе решел в крупную экспортную статью, т. к. в значит, количествах стал направляться на Урал и частично на зауральские ж. д. (и даже для Балтийского флота). В то же время, в после военный период сократились (абс. и относи тельно) перевозки дров и лесных материалов. Грузами вывозными в довоенное время служи ли различные виды с.-х. сырья, преим., продо вольственного. Первое место среди этих гру зов занимал хлеб. Вывозка его все время р о сла, не приостановилась в первые годы импе риалистической войны и неуклонно растет в послевоенный период. Хлеб вывозился и вы возится сейчас, преим., в зерне. Характерно для военного периода значения т. наз. Челя бинского переломного тарифа и его отмены в 1913 для развития сиб. хлебного экспорта и его направления (см. Торговля). Второе место занимало масло и третье мясные продукты (мя со мороженое и живой скот). В довоенное время относительно большое место (не только по ценности, но и в количественном выраже нии) занимали яйца и дичь, значение к-рых в современных перевозках весьма невелико. Сре ди непродовольственных грузов, вывозивших ся по Сиб. ж. д., занимали первое место кожи и невыделанные шкуры, второе — шерсть и третье—меховой товар. В настоящее время пер вое место среди вывозимых грузов занял ка менный уголь, а второе—хлеб. Из грузов ввоза первое место в ж.-д. пере возках довоенного времени занимали всякие машины (гл. обр., с.-х.), затем шли сахар и разные бакалейные товары, на третьем месте стояли металлы не в деле и металлические из делия (основным поставщиком их был Урал). След, по размерам ввозные грузы: минераль ные масла (керосин), мануфактура, стеклянная и фарфоровая посуда, табак и табачные изде лия. Общие изменения в современном ж.-д. Г. сравнит, с довоенным характеризуются след, данными о погрузке грузов станциями Сиб. ж. д. (в тыс. т и %): 1913 1925-26 Хлеб . . . . . . 1.077 или 25,1% 1.521 или 25,8% Уголь . . . . . 1.252 29,240 2.300 „ 39,2% Лес . . . . . . 662 „ 15,Р/о 413 „ 7,0% Прочие . . . . 1.257 ” 30,6% 1.620 „ 28,0% * В водных перевозках довоенного времени первое место также принадлежало хлебу, вто рое место занимали дрова и лесоматериалы в Обско-Иртышском бассейне и каменный уголь в Енисейском бассейне. После проведения Ал тайской и Ачинско-Минусинской ж. д. и абсо лютные, и относительные размеры водных пе ревозок хлеба значит, сократились по обоим речным бассейнам (Верх. Обь и Енисей); в то же время по обоим бассейнам выросли пере возки леса и дров. Относительно видное место в речных перевозках занимали и занимают ры ба и соль (в связи с пром. рыболовством в ни зовых частях бассейнов этих рек) (см. таблицу на стр. 750). Своеобразный характер носят перевозки сев. морского пути. В вывозной части их мы нахо дим: хлеб, жмыхи, волокно, лес, шерсть, пуш Обь-Иртышскии бассейн Енисейскыи сейн бас- Наименование 1913 1926 1913 1926 грузов |Тыс. m _______ _______ О 5= со Тыс. m О CQ S й 2 Н 2 ® CQ Тыс. т\ о 3= ю Хл еб .............................. 357,6 29,8 122,4’ 16,2 38,5 42,0 26,8 34,0 50,6 4,2 19,1 2,5 2 ,2 2,4 2 ,2 2 ,8 15,3 1 ,2 13,6 1,8 3,5 3,8 1,9 2,4 Каменный уголь . . . Минералы, строит, ма 21,5 1.7 7,1 0,9 13,9 15,4 11,7 15,3 териалы ................... 78,1 ь,ь 26,9 3,5 5,7 6,3 0,3 0,4 Нефть, керосин . . . 33,7 2 ,8 26,6 3,5 1,1 1,2 1 ,0 1,1 Железо, чугун . . . . 14,1 1,1 2,7 0,3 1,3 1,4 0,5 0 ,6 159,7 13,3 218,4 28,8 1 ,0 1,0 2,5 3,2 Лесоматериалы. . . . 103,5 8 ,6 242,4 32,0 ■ 8 ,0 10,3 нину, графит (1926: лесоматериалы 28,0%, кож. сырье 19,8%, животное сырье 13,5%, волокно 9,1%, жмыхи 12,4%, графит и асбест 14,0%, пшеница 2,4%, пушнина занимает лишь 0,1% по весу, как груз, хотя и дорогой, но маловес ный). В ввозной: москательные и аптекарские товары, части машин, некоторые металлы (оло во, цинк, свинец). Г. трех основных грунтовых дорог на Лену определяют около 40 тыс. т в год (70% па дает на Якутский тракт, 20% на Шелашников- ский и 10% на Братско-Илимский). Из переве зенных грузов в Якутию (без Алдана) посту пает 25,4%, на Алдан 13,6%, в Бодайбо 36,2% и в Киренский район 8,7%, в Качугско-Жига- ловский- 11% и Братско-Илимский 5% переве зенных грузов. Примерно Уз перевозимых гру зов имеют продовольственный характер, У3 па дает на пром. товары. Г. Ленского пароход ства в 1925— 54 тыс. т, в J926— 58 тыс. т, в 1927—63 тыс. т. Характер его тождествен с Г. грунтовых дорог в Приленский край. Г. воз душной линии составляет почтовая корреспон денция, пушнина и золото. В отношении ДВК, прежде всего, должен быть отмечен, ведущийся с давних пор, мор ской транспорт, к-рый идет как по линиям внутреннего сообщения (Владивосток — Саха лин—Охотское побережье—Камчатка—низовья Лены) и в вост. направлении (Японское м., Ки тайские порты и т. д.), так и по линии Влади восток—Одесса (порты Черного м.). Опреде ляющей величиной для морского Г. ДВК слу жат цифры. Г. Владивостока (см.), т. к. оборо ты остальных портов совершенно ничтожны. Преобладал (и преобладает сейчас) ввоз. Ввоз ные грузы 1926: соль, нефть, рельсы и др. Ли ния Владивосток ■— Одесса, поддерживавшаяся ранее пароходами Добровольного флота в 1910 —-13 имела ср. год. Г. 40—50 тыс. т (гл. обр., чай, копра, перец, рис). Речной транспорт ДВК (Амурский бассейн) пережил период бурного роста в первые 10 лет XX в. (1904— 185 тыс. т, 1913—802,6 тыс. т). Рост этот был связан в значит, степени с перевозками грузов для строившейся Амурской ж. д., а также с прие мом китайских грузов с Сунгарийского паро ходства. Падение Г. по Амурскому бассейну за годы гражданской войны и интервенции до стигло гораздо большей силы, чем в Сиб., и послевоенное его восстановление идет чрезвы чайно замедленным темпом (1924— 154 тыс. т, 1927— 176,9 тыс. т или 22% от 1913). Что же ка сается Г. ж. д. ДВК, то, как и в Сиб., он уже в 1924/25 перешагнул довоенные размеры (ком мерческие перевозки 1925/26 составляли 155% от перевозок 1913). Л и т . : Фомин. Товарные перевозки по жел. дорогам Си-' бири в 1913-16 гг. Сб. Сиб. Стат. Упр., в. 2, Н.'Николаевск,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2