Сибирская советская энциклопедия_Том1

лучше Сиб. отражена в иллюстрациях экспедиции Миддендорфа (1842—45) по рисункам Бранта, гравированным Папе и Штейном и в «Поездке в Якутск» Щукина (во 2-м изд. 1844), а также в атласах к путешествию Булычева (1850), Р. Маака и др. Прекрасные литогра­ фии имеются в работе P. Tchichat- cheff’a «Voyage ГAltaj Oriental», P., 1845 (виды Алтая по рисункам Мейера, литогр. Е. Лассаль), а также в работах Th. W. Atkinson «Oriental and Western Siberia», London, 1858 (цветные лито­ графии видов и типов Сиб.). В даль­ нейшем целый ряд газ. и журн. («Га­ зета А. Гатцука», «Иллюстрация», «Все­ мирная Иллюстрация», «Живописное Обозрение» и др.) выпускают большое количество рисунков и гравюр иллю­ стративного характера. Граверы Пан- немакер («Нива», 1873—78), М. Рашев- ский («Нива», 1879—87), Барановский и др. в ряде деревянных, тоновых гра­ вюр воспроизводят Сиб. как в иллю­ страциях для журн., так и в виде от­ дельных политипажей. К 70-м годам относятся рисунки тоболяка М. С. Знаменского, иллюстри- В. А н и с и м о в . Н а Байкале. ровавшего свои археологические работы; ему же принадлежит альбом «Моя поездка на ку­ мыс» (Тюмень, 1876), являющийся одним из пер­ вых иллюстрированных изданий, вышедших в самой Сибири. Сиб. зарисовывают также ху­ дожники Е. Лансере, Н. Каразин, Н. Кравченко и М. Авилов. Художник Колосов издает в Томске в 1871 «Виды Томска», то же де­ лает в 1888 художник Кошаров, издавший затем еще «Художественно -этнографические рисунки Сибири» (Томск, 1889— 90), предста­ вляющие весьма значит, издание. Позднее по­ являются работы Г. Гуркина (преимуществен­ но виды и типы Алтая) и Д. И. Каратанова. Выдающийся дальне-восточный художник-рисо­ В. А н и с и м о в . Рабочее предместье. вальщик В. В. Граженский (см.) работал, гл. обр., в области карикатуры (см.). Во время импе­ риалистической войны (1914— 17) в Сиб. рабо­ тает ряд иностранных граверов (военноплен­ ные). Из них следует отметить гравюры худож­ ника Баккера (немец), передавшего весьма ху­ дожественно бытовые сцены и жизнь сиб. кон­ центрационных лагерей (гравюры хранятся в Томском музее). Революция остро выдвинула потребность в гравюре. Почти все сиб. газеты и журналы начинают пользоваться ручной гра- А. 3 а к о в р~я h i и и. Китаец.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2