Сибирская советская энциклопедия_Том1

ГРАВЮРА и ГРАФИКА. Рисунок и гравюра в записках старинных путешественников и тру­ дах, относящихся к Сиб., вплоть до середины XIX в. являлись единственным способом графи­ ческого воспроизведения сиб. действительности. Поэтому значение гравюры весьма велико: она Сибири» (1701), где воспроизведены почти все сиб. города. Этими рисунками воспользовался впоследствии для второго своего издания Витзен (1705), передавший в жанре голландских по­ строек виды некоторых городов Сиб., типы ту­ земцев и сиб. древности (последние воспроиз- „Публичная баня в Сибири". „Внутренность сибирской избы ночьго“. Из „Путешествия в Сибирь" аббата Chappe D ’Auteroche (Paris 1768—69). может быть рассматриваема и как произведе­ ние искусства, и как исторический источник, воспроизводящий Сиб. в прошлом. Самые ранние воспроизведения Сиб., если не считать более древних, но мало известных гра­ вюр китайцев, относятся к XVI в. Так, на карте Антона Вида (1555) изображен идол остяков «Златая Баба» с поклоняющимися ей людьми и орда калмыков; то же мы видим у Герберштей- на (1556) и в значит, лучшем исполнении — у Дженкинсона (1562), где изображены калмыки, казаки, город Sibir,«Златая Баба» и np .BXV IIe . сведения о Сиб., благодаря иностранным путе­ шественникам, посетившим Россию, значит, рас­ ширяются и в качестве иллюстраций появляют­ ся в зап.-европ. жур­ налах воспроизведения сиб. туземцев; так, напр., изображения самоедов имеются в путешествиях Олеария, de la Martinier’a (1676), у Schteiszing’a (1693) и в труде Витзена (1692). К этому же вре­ мени относятся и пер­ вые, известные нам изда­ ния с графическими ри­ сунками рус. художни­ ков, напр. «Сибирская Кунгурская летопись» Семена Ремизова, содер­ жащая большое количе­ ство иллюстраций, а за­ тем его же большой груд «Чертежная книга А. З а к о в р я ш и н . Солнце заходит ведены в III изд. 1785). XV III в. является вре­ менем расцвета гравюры вообще, и в частности относящейся к Сиб.: ею иллюстрированы по­ чти все сиб. путешествия и издан ряд отдель­ ных эстампов известных художников этой эпо­ хи. Сиб. города воспроизведены в 1710 в сочи­ нениях датчанина Эб. Исбранда Идеса (в Сиб. был в 1692), у Лоренцо Лянге (1720). Значи­ тельное количество рисунков сделал Мессер- шмидт во время своего путешествия по Сиб. (1720 — 27), рисовал художник Карл Шульман (рисунки не опубликованы), затем Штрален- берг, который воспроизвел в своем труде (1730) большое количество сибирск. археологи­ ческих памятников. При­ сутствие художника ста­ новится обязательным в экспедициях этой эпо­ хи. Так геодезист Вас. Шишков посылается для зарисовки древних па­ мятников Сиб., с Мил­ лером путешествует ху­ дожник Лурсенгиус, сде­ лавший помимо ряда за­ рисовок, вместе с ху­ дожником Декерома, ри­ сунки со всех сиб. го­ родов; с Палласом пу­ тешествовал художник Гейслер,впоследствии из­ давший в Лейпциге от­ дельные эстампы с ти­ пами населения России, запрещенными Екатери­ ной II для ввоза в Рос­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2