Сибирская советская энциклопедия_Том1
677 ГОЛЬДБЕРГ— ГОНДВАНА 678 ГОЛЬДБЕРГ, Исаак Григорьевич — писатель. Р. в Иркутске в 1884, в семье слесаря. Окончил местное гор. училище, готовился в Ун-т, но в 1903 был арестован за принадлежность к учени ческой группе «Братство», издававшей нелегаль ный журнал. Выйдя из тюрьмы, Г. снова вер нулся к нелегальной работе и в 1904 вступил в партию с.-р. После вторичного ареста скрыл ся в Читу, где принимал участие в ред. газ. «Забайкальская Новь». После ареста в 1907 по падает в ссылку в Братский Острог, откуда поз же переведен на Нижнюю Тунгуску. По отбы тии ссылки возвращается в Иркутск (1912), где становится фактическим руководителем газ. «Си бирь» (псевд. Исаак Г., Irridens и др.). В 1917— 18—один из активных работников организации с.-р. Во время колчаковщины после двукратного ареста отходит от полит, деятельности. Белле тристические произведения Г. появляются впер вые в местных газ. и нелегальных изд. (1903). В «Первом лит. сб. сибиряков» (Томск, 1906) печатается его первая большая вещь «Исповедь», посвященная проблеме половой чистоты юно шества и написанная под сильным влиянием Лео нида Андреева. Ссылка дала новое направление творчеству Г., оторвав его от прежних тем и направив внимание в сто рону бытоописания таеж ной Сиб. В 1914 появля ются «Тунгусские рас сказы», за к-рыми после довал ряд очерков из быта глухих сиб. дере вень: «Темное» (в сб. «Северные Зори», 1916), «Братья Верхотуровы» («Сиб. Записки», 1916),— лучший рассказ Г. до- революц. периода, и др. В 1923 в Иркутске вы шла книга рассказов «Закон тайги». Послед ний рассказ этого сб. «Человек с ружьем» от крывает новую страницу в творчестве Г. Он на чинает серию повестей и рассказов, посвящен ных вторжению револ. стихии в тайгу и проч ный быт ее обитателей. Произведения этого по следнего периода об ’единены в сборниках: «Путь, не отмеченный на карте» (Л., 1925), «Сладкая полынь» (М., 1928) и «Тысяча одна ночь» (М., 1929). Вместе с Новоселовым и Шишковым Г. принадлежит к группе писателей, выдвинутых общест-венным пробуждением Сиб. в связи с революцией 1905. О нем : Предисловие М.Азадовского к повести Ис. Гольд берга „Бабья печаль", Иркутск, 1925; Жеребцов, Б. Творче ство Гольдберга, „Сиб. Огни“, 1926, 4. ГОЛЬДШМИДТОВСКОЕ МЕСТОРОЖДЕНИЕ (Красноярский окр.)—см. Глины каолиновые. ГОЛЬДЫ—одно из тунгусо-маньчжурских пле мен, принадлежащее к маньчжурской группе языков. Самоназвание Г.: «нанай», т.-е. этой земли человек, и «хбцзбнай», т.-е. низовой че ловек. Расселены по р. Амуру от устья р. Уссу ри вниз по обоим берегам, почти до Мариинска. в районе устья р. Гарин Г. смешаны с самоги- рами (см.), а от мыса Афи и ниже—с опьчами (см.). Выше Уссури до р. Сунгари Г. жииуг толь ко по прав, (китайскому) бер. р. Амура, по pp. Сунгари и Уссури; в Уссурийском кра-е—по ср. течению лев. прит. р. Уссури. Переписью 1926 учтено 5.304 чел. Г. ср. и нижне-ср. роста, худо щавы, с маленькими ступнями и кистями рук. Лицо кругловато-овальное, скулы широкие, раз рез глаз узкий, косой; широкий и низкий нос. Волосы черные и жесткие, на лице редкие. Из редка встречается татуировка на лице. Одежда Г. — смесь туземной с китайской, шьется из рыбьих кож или тканей; летняя обувь из рыбьей кожи, зимняя — из шкур животных. И та, и другая бывают отделаны орнаментом и метал лическими бляшками. Зимнее жилище—фанзы, летнее—куполообразный шалаш, крытый бере стой и циновками. Средством передвижения ле том служат лодки, дощатые и берестяные, зи мою—санки с собачьей запряжкой и лыжи. Г. рыболовы, собаководы и охотники. Многие из них занимаются огородничеством, разводят сви ней и кур. Брак Г. экзогамен, допускается мно гоженство, калым, ранние и неравные браки. Среди Г. еще развито шаманство. В настоящее время идет коренная ломка всего уклада жизни гольдов. Ли т . : Зах ар ов , И . О материалах для изучения гольдского языка, „Изв. Р. Г. Об-ва“, т. 12, в. I, Сиб ., 1876; Шимкевич. Материалы для изучения шаманства у гольдов, „Зап. Приа мурского Отд. Р. Г. Об-ва“, т. 1, в. 2, Хабаровск, 1896; Лопа тин , И . А. Гольды Амурские, Уссур. и Сунгрийские. ,,3ап. О-ва изучения Амур. края“ , т. 17, Владивосток, 1922 (список литературы); его ж е . Наблюдения над бытом гольдов, Влади восток, „Изв. Вост. Фак-та Г. ДВ Ун-та", т. 66, в. 4, 1921: А р сеньев, В. К. и Титов, Е. И . Быт и характер народностей ДВК, Хабаровск—Владивосток, 1928; Куфтин. Мелкие народ ности и этно -культурные взаимоотношения на С.-В Сиб., Сев. Азия“, 1925, 1. Г. В а с и л е в и ч . ГОЛЬЦЫ (Hemacheilus)—рыбы из сем. вью нов (см.). Все Г. почти совершенно лишены че шуи; на верх, губе 6 усиков; цвет различен в зависимости от возраста и грунта того водое ма, в к-ром они живут, б. ч. серовато-желтый с зеленобурыми пятнышками и полосами, при дающими рыбе мраморную окраску. Величина не больше 15 см. Водятся преим. в стоячей воде, тихих заводях и реже в речках с быстрым те чением. В Сиб. особенно распространен Г. си бирский. ГОЛЬЧИХА, станок и фактория Дудинской вол., Туруханского края; на р. Енисее; в 1.031 км от Туруханска и 2.624 км от Красноярска. По данным приполярной переписи (1926—27), х-в 18, жит. 77. Одно из крайних поселений Туру ханского севера. ГОЛЬЯ — так называется в Нарымском крае болото, представляющее собой крайнюю ста дию заболачивания. Это—ровная площадь с ред кими и низкими кочками или валиками («ве ретья»), образованная толстым (до 5 м) слоем мхов. Поверхность покрыта, обычно, сфагно выми мхами, часто погруженными в воду. На моховом ковре нередко располагается карлико вая болотная сосна. Очень часто в толще тор фа, образующего Г., находятся остатки погре бенных стволов и пней. В общем, все Г. очень однообразны по своей раст-и и, покрывая огром ные площади в Нарымском крае, являются се рьезным препятствием для освоения земель. См. также Болота. ГОМБОЕВ, Дампил Гомбоевич—Хамбо-лама, известен как собиратель фольклора бурят, чл. Вост.-Сиб. Отд. Р. Г. Об-ва. На его средства Отд. издал «Сказания бурят, записанные раз ными собирателями» (Иркутск, 1890). В Иркут ский музей Г. пожертвовал весьма ценные кол лекции по буддизму. Ум. в 1895 в Забайкалье. ГОНАЛЬСКИЕ ВОСТРЯКИ, хр. на Камчатке— см. Восточный хребет. ГОНДВАНА. Еще в девонском периоде наме чается большой т. наз. экваториальный массив, протягивающийся от Бразилии через Африку, Мадагаскар, Индостан до Австралии; со време ни каменноугольного периода он носит назва
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2