Сибирская советская энциклопедия_Том1

не гнушавшийся ничем для достижения своих целей, Г. в первое время после переворота был «кумиром» всей сибирской буржуазии. Способствуя выдвижению в диктаторы Колча­ ка, Г. перешел на рус. службу и командовал сиб. белой армией. Расссорившись с Колчаком, Г. отправился во Владивосток, где в союзе с с.-р. пытался в ноябре 1919 устроить переворот, подавленный колчаковцами при помощи япон­ цев. Вернувшись на родину, Г. занимал ряд крупных постов в военном ведомстве и полу­ чил известность, как фашист. О своих сиб. «по­ хождениях» Г. издал в 1921 воспоминания. ГАЙЛИТ, Ян Петрович (р. в 1894)—из крестьян б. Лифляндской губ. К рев. движению примк­ нул в 1917, в рядах ВКП(б) с 1918. В 1918 всту­ пил добровольцем в Красную армию и участво­ вал в гражданской войне на вост. фронте; ра­ нен, за -боевые заслуги награжден орденом Красного Знамени и золотыми часами. Вся бое­ вая работа Г. прошла в Сиб., где он занимал ряд командных и политических должностей: ко­ мандующего бригадой, начальника дивизии, во­ енного комиссара дивизии, пом. команд, армией, командира корпуса. В 1922 окончил военно-ака- демические курсы высшего командного состава и с 1923 по 1928 состоял пом. команд, войска­ ми Сиб. Воен. Округа. ГАЛЛЕРЕИ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ. Гл. худо­ жественными хранилищами в Сиб. являются Красноярское, Иркутское, Томское и Омское. В прошлом на всю Сиб. имелось только одно спец. художественное собрание — частная кар­ тинная галлерея Сукачева в Иркутске; рост ху­ дожественных собраний в Сиб. связан уже все­ цело с послереволюционным музейным строи­ тельством. К р а с н о я р с к о е х р а н и л и щ е . В Музее Приенисейского края имеется «отдел искусства». Начало отд. положено в 1889 Ю. П. и И. А. Матвеевыми пожертвованием картины Сурико­ ва «Милосердный самарянин». Отд. распадает­ ся на подотделы: а) художники европ. части РСФСР и Зап. Европы; б) художники Сиб.; в) художники Приенисейского края, уроженцы и длительное время проработавшие в этом крае и г) отд. художественной старины. В последний подотдел входят: гравюра, литография, фар­ фор, хрусталь, бисер, гобелен и т. п. Кроме это­ го, музей богат иконописью и обладает образ­ цами малоизученного до сих пор «сибирского письма» и собранием церковной деревянной скульптуры, вывезенной с Ангары. По первому подотделу заслуживают особого внимания след, произведения: Ф. Васильева «Овцы в поле» (1867), выполнена пером; Первунина «Венеция» (масло); П. Кончаловского «Пейзаж»; по второ­ му подотделу—«Туман в горах» Г. И. Гуркина. Наиб, ценен, богат и интересен третий под­ отдел. Здесь находятся пооизведения В. И. Сурикова «Милосердный самлрянин» (масло, 140 X 210 см). Автопортрет (1889), Портрет ма­ тери художника (1894), этюды к «Боярыне М о­ розовой», «Суворову», «Степану Разину», «По­ корению Сибири» и др. большим вещам. Всех работ Сурикова—69. Кроме них, здесь хранит­ ся важный документ для специалистов техники живописи—этюдник Сурикова с красками его набора. Художник Д. И. Каратанов представлен в 48 произведениях. Далее следует Вагнер В. Г., Троицкий Г. Я., Сергеев А. С. и др. В четвер­ том подотделе наиб, ценность представляют французские гравюры XV III в., а также работы Ходовецкого. Общее количество экспонатов от­ дела 1.465. И р к у т с к а я к а р т и н н а я г а л л е р е я . Является отд. Научного музея. Галлерея орга­ низована в 1920. В основу ее легло собрание Сукачева. Пополнялась галлерея путем нацио­ нализации, пожертвований, приобретений и вы­ делений из гос. фонда. К январю 1928 собра­ ние достигло 2.002 экспонатов. Галлерея делит­ ся на подотделы: церковной археологии, живо­ писи и скульптуры, сиб. художников, графики, прикладного искусства, искусства азиатского и искусства Запада. В подотделе церковной архео­ логии представлена иконопись, начиная сXV II в. и кончая временами полного упадка иконопис­ ных традиций (вплоть до «Жако»). Иконопись в подавляющем количестве Строгановского, Уральского и Сибирского письма. Литье пред­ ставлено экспонатами с начала XIX в. Чекан образцами XV III и XIX вв. Деревянная скульп­ тура XV III и XIX вв. особ, ценна и инте­ ресна своею «монгололикостью» (вторая в Сиб. коллекция). В живописном подотделе наиб, яр­ ко представлены передвижники. В собрании находятся произведения след, художников и скульпторов: И. Айвазовского, М. Антоколь­ ского («Иоанн IV»—мрамор), А. Бенуа, А. П. Боголюбова, П. А. Брюллова, Ф. А. Броннико­ ва («Покинутая»), Н. Н. Дубовского («Марина»), Е. Гостиглу («Гладиатор»—бронза), В. Е. Бори- сова-Мусатова, М. В. Добужинского, М. А. Ку­ дрявцева («Мальчик с гармошкой»), В. М. Ма­ ксимова («Бедный ужин»), Г. Г. Мясоедова («Весна»), К. Е., В. Е. и Н. Е. Маковских, Л. И. Соломаткина, Н. Л. Скадовского («Сумасшед­ ший»), И. Е. Репина («Нищая»), И. И. Шишки­ на и др. Подотдел сиб. художников экспоната­ ми небогат; представлены: С. И. Виноградов, Г. И. Гуркин, Б. И. Лебединский, Ал. Иванов, В. Мизеров и др. Здесь, на ряду с художника­ ми профессионалами, представлены также ху­ дожники любители, так или иначе имевшие зна­ чение для края, напр. С. Вронский, С. Добро­ вольский и др. Подотдел графики имеет до 300 экспонатов. Наиб, ценными из них являются произведения художников граверов: Пиранези, Пеннеля, Кростеля, Ван -Кобеля, Ван -Гаанена, Жакмара и др. мастеров Запада. Из рус. граве­ ров и литографов представлены: В. Бобров, И. Браз, Л. Бакст, В. Матэ, О. Кринская, К. Шге- бер, И. Шишкин и др. Из рисунков ценны: П. А. Брюллова и И. Шишкина «Козлова засека». Подотдел прикладного искусства обладает 280 экспонатами. Наиб, внимания среди них заслу­ живает фарфор: мейсенский, севрский, русский (Поповка) и китайский. Большую художествен­ ную ценность имеет также подотдел азиатского искусства. Подотдел зап. искусства менее бо­ гат: наиб, художественную ценность предста­ вляет картина Пуссена «Избрание апостолов». Среди остального только 2 рисунка Э. Лесюэра привлекают внимание искусствоведа. Х у д о ж е с т в е н н ы й о т д е л Т о м с к о г о му з е я , как и уже упомянутые отд. др. му­ зеев, хранит у себя произведения искусства, на­ чиная от старой зап. живописи и кончая футу­ ристами. За академистами, среди к-рых нахо­ дится портрет работы Т. Неффа, этюд работы проф. Маркова, следуют передвижники с Сури­ ковым во главе, «Мир Искусства» с Кончалов­ ским, представленным семью экспонатами; из них следует особенно отметить виды Гренады и Севильи. Соответствующее место занимают футуристы (Д. Д. Бурлюк и др.). Выделяет гал- лерею полнота произведений художников-сиби- ряков. Видное место среди них занимает Гур­ кин Г. И. полотнами «Хан-Алтай», «Катунь, вес­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2