Сибирская советская энциклопедия_Том1
Р о с т о б щ е г о к о л и ч е с т в а у ч а щ и х в ш к о л а х I с т у п е н и . га 1927/28 1928/29 1929/30 1930/31 1931/32 1932.33 1933/34 * Области и республики . ггсч 1 при-j :та 2 я и В при- :та 5 3 N _ X 2 я а В при- ста о ё 3 в при-! :та О s 5 В я 5 В при- :та 1 5 s? ©О о " О. к 2 с о о~ сх * 1 с О о~~СХ к я т- 3* эО • о О. я 2 . оО о " Р. Я та Г ►» о О о О. я 2 34 >> оО I Сиб. край .............................. 12.476 13.055 4,6 15.353 17,6 16.242 6.1 17.350 6 ,8 18.160 4,7 18.880 4,0 21.492 13,8 | Б.-М. Респ.............................. 742 708 4.6 768 8,5 833 8,5 903 8,4 1.978 8,3 1.058 8 ,2 1.144 8,1 Д В К ........................................ 3.966 4.338 9,4 4.586 5.7 4.822 5,1 4.957 2 ,8 5.059 2 ,0 5.096 0,7 5.190 1,8 Казак. Р .................................. 5.886 6.458 9,7 7.754 20,0 9.398 21 ,2 11.590 23,3 14.425 24,4 17.742 23,0 21.568 21,5 зданий. Кроме того, существующие школьные здания крайне неудовлетворительны по своей площади и кубатуре. При минимальной норме в 1,5 м2 полез, площади на ученика в Сиб, крае мы имеем в 24% школ площадь ниже 0,75 м~, 26% от 0,75 до 1,0 м2, 32,5% от 1 до 1,5 м2 и лишь только в 17,5% площадь пола несколько выше нормы в 1,5 м2. Ср. фактическая кубатура школьных зданий дает на одного ученика 2,9 м3 при нормальной кубатуре в 5,35 м3. ^ i o И 3 и и X Ш к о л ы Число шк< давших све. ния по дат му вопрос) ! с 1 комна той с 2 комна тами с 3 комна тами с 4 комна- j тами с 5 комна тами Общее чи сло комнат Гор. ШКОЛЫ . в % ................. 163 15 40 36 46 26 537 — 9,2 24,6 22,1 28,2 15,9 100 ,0 Школы I ступ, в сел. местно стях . . . . 4.876 3.223 1.204 277 139 33 I Г] 7.210 ’ В % . . . . 66,1 24,7 5,7 2,8 0,7 100,о| 1 Ориентировочные подсчеты школьно-строит. программы, на основе обследования состояния школьных зданий и потребности в новом школь ном строительстве для осуществления В. о., в Сиб. крае исчисляют расход только по сел. местностям по капитальным ремонтам в 1.963.720 руб., по расширению школьных зданий в2.140.000 руб., по замене школьных зданий, пришедших в ветхость 7.732.700 руб. и по новому школь ному строительству 70.181.156 руб. Общая сум ма затрат на школьные здания ориентировочно определена в 82.017.576 руб. Т. о. проблема ка питальных вложений в школьное строительство является одним из основных условий успеш ного осуществления В. о. Выполнение строит, программы возможно только при максимальном привлечении к этому делу обществен, средств. Одним из основных требований ко всякому школьному строительству, в т. ч. и к обще ственному, является плановость строительства и соблюдение минимально необходимых норм школьной гигиены и санитарии. Следующим основным условием осуществле ния В. о. является обеспечение школьной сети учащими. (См. таблицу: «Рост учащих в шк. I ступ.). Т. о. очевидно, что наиб, трудности в заме щении учительских должностей стоят перед Ка зак. Р. и перед Сиб. краем. В последнем, по пятилетнему плану развития народного образо вания (с 1927/28 по 1930/31) потребность в учи тельской рбч. силе исчислена: для замещения вакансий во вновь открываемых комплектных 5.854 и для пополнения естественной убыли 2.797; всего 8.651. Источниками покрытия этой потребности намечаются: педтехникумы 1.265, педагогические курсы (одногодичные и кратко срочные) 2.625, шк<уш II ступ, м педагог, укло ном 3.022, безработные работники просвещения 410 и приглашение учителей из др. частейСССР 1.329. В. о. среди населения нац. меньшинств исчерпывается всеми вышеприведенными об щими расчетами. Принципиально отличным во В. о. нацмен, населения является требование обучения в школе на родном языке, что выдви гает требования укомплектования школ учителя ми, знающими нац. язык и снабжения их нацио нальной лит-рой. Для целого ряда националь ностей Сиб. в связи с этим встает вопрос о со здании нац. письменности. В. о. среди пересе ленцев приведенными общими расчетами не предусматривается и будет проводиться по до полнительному плану на основе плана пересе ления В Сиб. Б. Ж д ан ов . ВУЛКАНИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ выражаются не только эффузиями, т.-е. извержениями из вул канов разных типов и излияниями лавы из тре щин, но и интрузиями, т.-е. подземными внедре ниями расплавленных горных пород в виде ба толитов, истоков, лакколитов, пластовых и се кущих жил, обыкновенно связанными с эпоха ми горообразования. В настоящее время дей ствующие вулканы имеются только на Камчат ке, но в прошлые периоды вулканическая дея тельность в Сиб. была гораздо оживленнее и распростр. на громадные площади. В. я. древнейшего а р х е й с к о г о периода были очень сильны, но мы знаем их только в пределах развития архейских пород на древ нем темени Азии от Кузнецкого Алатау и Ени сейского горста до бассейна р. Амура, где об ширные площади разных гранитов, менее сие нитов, диоритов, габбро и т. п. глубинных по род залегают среди гнейсов и кристаллических сланцев, представляющих измененные осадоч ные породы этого периода; массивы гранита достигают сотен и тысяч км2, как, напр., хр. Цаган-Дабан в Ю.-З. Забайкалье. Эффузивные породы этого периода несомненно существо вали, но б. ч. размыты, частью же превращены в порфироиды, гранулиты, геллефлинты, амфи болиты, подчиненные гнейсам и кристалличе ским сланцам. В конце след, периода э о з о й с к о г о (аль- гонкского) в эпоху сильного горообразования снова имели место интрузии гранита и др. по род в осадочные толщи, напр.: в Олекминско- Витимской горной стране, в хр. Верхоянском, Кентее, Енисейском горсте, Саяне; эффузии раз ных порфиров и порфиритов этого ' периода частью подчинены осадочным породам в виде потоков и покровов и превращены в различ ные зеленые метаморфические сланцы напр.: в Кузнецком Алатау, Саяне, Забайкалье. В пер вые периоды п а л е о з о й с к о й эры, именно в кембрие и силуре, вулканическая деятель ность замирала, судя по отсутствию вулкани ческого материала в осадках этого времени за исключением Вост. Алтая, Тарбагатая и юж. части Киргизской степи. Но эпоха каледонской складчатости в конце силура ознаменовалась большими интрузиями гранита и др. глубин
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2