Сибирская советская энциклопедия_Том1

ные затруднения планомерного охвата детей школой I ступ, создает наличие в этих школах значит, количества переростков. Обучение их д. б. выделено из школы I ступ, в особые шко­ лы для переростков с одногодичным или дву­ годичным курсом обучения. В каждом школь­ ном районе, имеющем не менее 25 неграмот­ ных переростков, д. б. организован комплект такой школы. В основу плановых расчетов осуществления В. о. кладется количество детей школьного воз­ раста (8— 11 лет). Для определения потребности в школьных местах к количеству детей школь­ ного возраста присчитывается 15% мест для второгодников. С учетом второгодников, потреб­ ность по годам в школьных местах и количе­ ство учащихся, фактически имеющееся и на­ меченное по плану, таково: Годы Сиб. край Б.-М. Респ. ДВК Казак. Р. Потребность в шк. местах Количество учащихся Потребность в шк. местах ; Количество учащихся Потребность j в шк. местах : 1 ! Количество учащихся 1 Потребность в шк. местах Количество учащихся 1926/27 835611 513579 48926 27597 205390 148644 746283 225355 1927/28 826120 523700 46408 28320 203640 173520 715356 251856 1928/29 812100 614120 45954 30720 201386 183440 647735 294672 1929/30 812100 640680 43401 33320 202211 192880 640617 347714 1930/31 816510 694030 43830 36120 202336 198273 622029 417256 1931/32 807120 726410 45664 39120 202347 202360 706161 504878 1932/33 794930 755180 43209 42320 203863 203863 732861 620996 1933/34 859670 859670 45744 45760 207610 207610 754912 754912 Затраты, связанные с ведением В. о., слага­ ются из расходов: а) по текущему содержанию школ, б) единовременному оборудованию вновь открываемых школ, в) по школьному строи­ тельству и капитальному ремонту, г) по меро­ приятиям, обеспечивающим общедоступность школы для детей бедноты, д) по мероприятиям краткосрочной подготовки учительского персо­ нала. Проект пятилетнего плана развития нар. образования в Сиб. крае предусматривает рас­ ходы на введение В. о. в след, размерах: 1927/ 28—11.909,8 тыс. руб., 1928/29—16.076,2 тыс. р., 1929/30—19.634 тыс. руб., 1930/31—22.313 тыс. р., 1931/32—25.799 тыс. руб., 1932/33—29.628 тыс. р. За пять лет раб. затраты на нач. образование возрастают до 247,9% к 1927/28. Стоимость те­ кущего содержания одного школьного комплек­ та с 825 руб. 20 коп. в 1928/29 возрастает до 1.301 руб. 40 коп., увеличиваясь до 157,7% к 1927/28. При этом стоимость одного ученика с 20 руб. 63 коп. в 1927/28 возрастает в 1928/29 до 32 руб. 53 коп. Ориентировочные планы введения В. о. в смеж­ ных с Сиб. краем обл. намечают след, затраты в связи с его осуществлением: Б.-М. Респ. в 1927/28 расходует на содержание сети начальн. образования 977 тыс. руб. и на школьное строи­ тельство 264 тыс. руб.; расход к 1933/34 пред­ положено довести на содержание до 2.107 тыс. руб. и на школьное строительство до 426 тыс. рублей. За семь лет предположено израсходо­ вать на В. о. 13.162 тыс. руб. ДВК в 1927/28 рас­ ходует на содержание сети начального образо­ вания 4.534 тыс. руб. и на школьное строитель­ ство 1.420 тыс. руб. К 1933/34 расход по содер­ жанию сети доводится до 8.194 тыс. руб. и по школьному строительству до 1.688 тыс. руб.; всего за 7 лет предположено израсходовать на В. о. 57.736 тыс. руб. Казак. Р. в 1927/28 расхо­ дует на содержание сети нач. образования 5.993 тыс. руб. и на школьное строительство 5.687 тыс. руб. К 1933/34 расход доводится по содер жанию до 26.920 тыс. руб. и по школьному строительству до 16.991 тыс. руб.; всего за 7 лет предположено затратить на В. о. 176.564 тыс. р. По Казак. Респ. обращает внимание огромный относительно расход на школьное строитель­ ство, что об’ясняется полным отсутствием там школьных зданий. Бюджетное напряжение в связи с введением В. о. весьма велико, и мест­ ные .бюджеты не могут в полной мере обеспе­ чить рост расходов в связи с В. о. Местные планы В. о. предполагают покрытие расходов за счет местного бюджета в след, размерах: Сиб. край 72,5%, Б.-М. Респ. 81,4%, ДВК 86,1%, Казак. Р. 32,1%. Недостаток средств предпола­ гается восполнить дотациями госбюджета. Как видно, наиб, материальные трудности на пути В. о. встречаются в Казак. Р., к-рая может вы­ полнить план лишь при условии участия в рас­ ходах госбюджета в размере % общей суммы затрат. Приведенные данные о размерах затрат на В. о. являются, разумеется, ориентировочны­ ми и в зависимости от изменений в конкретной действительности будут претерпевать некото­ рые изменения. Выполнение плана В. о. в Сиб. крае начато с 1925/26. Основными директивами планового осу­ ществления явилось постановление III Пленума Сиб. Краевого Исп. К-тета. Два года практиче­ ского осуществления плана дали след, резуль­ таты: по сел. местностям края на I ступ, обу­ чения имелось 7.090 школьных комплектов; бы­ ло намечено по плану на 1927/28—11.216 ком­ плектов. Фактически существует в 1927/28 10.937; % выполнения плана в городах идет с некото­ рым превышением предположений, что об’яс­ няется ростом гор. населения. Недостаток и не­ удовлетворительное состояние школьных зда­ ний являются одними из основных трудностей осуществления В. о. По обеспеченности школь­ ными зданиями отдельные обл. Сиб. характери­ зуются такими показателями: Области и республики Число школ, j давших сведе-; ния о шк. зд. j Из них В % Имеют 1 спец.здан. Имеют приспособ. зданий Спец. зда­ ний Приспо- собл. здан. Сиб. край .............. Казак. Респ............... Б.-М. Респ................. ДВК ............................. Якут. Респ................. 4.626 2 .0 1 0 416 1.397 73 1 .868 816 184 787 28 1.645 566 147 479 16 40,4 40,6 44.2 56.3 38.4 35,6 28,2 35.3 34.3 21,9 Подавляющее большинство спец. школьных зданий— деревянные, постройки до 1914, тре­ буют значит, средств для капитальных ремон­ тов. Так, по Сиб. краю 55,9% зданий могут су­ ществовать без «капитального ремонта только 1 год. Основным недостатком существующих школьных зданий является недостаточность их об ’ема и неприспособленность для целей В. о. По числу классных комнат школы Сиб. края распределяются так (см. таблицу на стр. 569). Задача комплектного развертывания школ I ступ., выдвигаемая В. о. особ, в сел. местно­ стях, затрудняется недостаточностью существую­ щих шкальных зданий. Подавляющее большин­ ство сел. школьных зданий приспособлено лишь для раб. однокомплектных школ. Отсюда на ря­ ду с новым школьным строительством, встает задача расширения существующих школьных

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2