Сибирская советская энциклопедия_Том1
ные затруднения планомерного охвата детей школой I ступ, создает наличие в этих школах значит, количества переростков. Обучение их д. б. выделено из школы I ступ, в особые шко лы для переростков с одногодичным или дву годичным курсом обучения. В каждом школь ном районе, имеющем не менее 25 неграмот ных переростков, д. б. организован комплект такой школы. В основу плановых расчетов осуществления В. о. кладется количество детей школьного воз раста (8— 11 лет). Для определения потребности в школьных местах к количеству детей школь ного возраста присчитывается 15% мест для второгодников. С учетом второгодников, потреб ность по годам в школьных местах и количе ство учащихся, фактически имеющееся и на меченное по плану, таково: Годы Сиб. край Б.-М. Респ. ДВК Казак. Р. Потребность в шк. местах Количество учащихся Потребность в шк. местах ; Количество учащихся Потребность j в шк. местах : 1 ! Количество учащихся 1 Потребность в шк. местах Количество учащихся 1926/27 835611 513579 48926 27597 205390 148644 746283 225355 1927/28 826120 523700 46408 28320 203640 173520 715356 251856 1928/29 812100 614120 45954 30720 201386 183440 647735 294672 1929/30 812100 640680 43401 33320 202211 192880 640617 347714 1930/31 816510 694030 43830 36120 202336 198273 622029 417256 1931/32 807120 726410 45664 39120 202347 202360 706161 504878 1932/33 794930 755180 43209 42320 203863 203863 732861 620996 1933/34 859670 859670 45744 45760 207610 207610 754912 754912 Затраты, связанные с ведением В. о., слага ются из расходов: а) по текущему содержанию школ, б) единовременному оборудованию вновь открываемых школ, в) по школьному строи тельству и капитальному ремонту, г) по меро приятиям, обеспечивающим общедоступность школы для детей бедноты, д) по мероприятиям краткосрочной подготовки учительского персо нала. Проект пятилетнего плана развития нар. образования в Сиб. крае предусматривает рас ходы на введение В. о. в след, размерах: 1927/ 28—11.909,8 тыс. руб., 1928/29—16.076,2 тыс. р., 1929/30—19.634 тыс. руб., 1930/31—22.313 тыс. р., 1931/32—25.799 тыс. руб., 1932/33—29.628 тыс. р. За пять лет раб. затраты на нач. образование возрастают до 247,9% к 1927/28. Стоимость те кущего содержания одного школьного комплек та с 825 руб. 20 коп. в 1928/29 возрастает до 1.301 руб. 40 коп., увеличиваясь до 157,7% к 1927/28. При этом стоимость одного ученика с 20 руб. 63 коп. в 1927/28 возрастает в 1928/29 до 32 руб. 53 коп. Ориентировочные планы введения В. о. в смеж ных с Сиб. краем обл. намечают след, затраты в связи с его осуществлением: Б.-М. Респ. в 1927/28 расходует на содержание сети начальн. образования 977 тыс. руб. и на школьное строи тельство 264 тыс. руб.; расход к 1933/34 пред положено довести на содержание до 2.107 тыс. руб. и на школьное строительство до 426 тыс. рублей. За семь лет предположено израсходо вать на В. о. 13.162 тыс. руб. ДВК в 1927/28 рас ходует на содержание сети начального образо вания 4.534 тыс. руб. и на школьное строитель ство 1.420 тыс. руб. К 1933/34 расход по содер жанию сети доводится до 8.194 тыс. руб. и по школьному строительству до 1.688 тыс. руб.; всего за 7 лет предположено израсходовать на В. о. 57.736 тыс. руб. Казак. Р. в 1927/28 расхо дует на содержание сети нач. образования 5.993 тыс. руб. и на школьное строительство 5.687 тыс. руб. К 1933/34 расход доводится по содер жанию до 26.920 тыс. руб. и по школьному строительству до 16.991 тыс. руб.; всего за 7 лет предположено затратить на В. о. 176.564 тыс. р. По Казак. Респ. обращает внимание огромный относительно расход на школьное строитель ство, что об’ясняется полным отсутствием там школьных зданий. Бюджетное напряжение в связи с введением В. о. весьма велико, и мест ные .бюджеты не могут в полной мере обеспе чить рост расходов в связи с В. о. Местные планы В. о. предполагают покрытие расходов за счет местного бюджета в след, размерах: Сиб. край 72,5%, Б.-М. Респ. 81,4%, ДВК 86,1%, Казак. Р. 32,1%. Недостаток средств предпола гается восполнить дотациями госбюджета. Как видно, наиб, материальные трудности на пути В. о. встречаются в Казак. Р., к-рая может вы полнить план лишь при условии участия в рас ходах госбюджета в размере % общей суммы затрат. Приведенные данные о размерах затрат на В. о. являются, разумеется, ориентировочны ми и в зависимости от изменений в конкретной действительности будут претерпевать некото рые изменения. Выполнение плана В. о. в Сиб. крае начато с 1925/26. Основными директивами планового осу ществления явилось постановление III Пленума Сиб. Краевого Исп. К-тета. Два года практиче ского осуществления плана дали след, резуль таты: по сел. местностям края на I ступ, обу чения имелось 7.090 школьных комплектов; бы ло намечено по плану на 1927/28—11.216 ком плектов. Фактически существует в 1927/28 10.937; % выполнения плана в городах идет с некото рым превышением предположений, что об’яс няется ростом гор. населения. Недостаток и не удовлетворительное состояние школьных зда ний являются одними из основных трудностей осуществления В. о. По обеспеченности школь ными зданиями отдельные обл. Сиб. характери зуются такими показателями: Области и республики Число школ, j давших сведе-; ния о шк. зд. j Из них В % Имеют 1 спец.здан. Имеют приспособ. зданий Спец. зда ний Приспо- собл. здан. Сиб. край .............. Казак. Респ............... Б.-М. Респ................. ДВК ............................. Якут. Респ................. 4.626 2 .0 1 0 416 1.397 73 1 .868 816 184 787 28 1.645 566 147 479 16 40,4 40,6 44.2 56.3 38.4 35,6 28,2 35.3 34.3 21,9 Подавляющее большинство спец. школьных зданий— деревянные, постройки до 1914, тре буют значит, средств для капитальных ремон тов. Так, по Сиб. краю 55,9% зданий могут су ществовать без «капитального ремонта только 1 год. Основным недостатком существующих школьных зданий является недостаточность их об ’ема и неприспособленность для целей В. о. По числу классных комнат школы Сиб. края распределяются так (см. таблицу на стр. 569). Задача комплектного развертывания школ I ступ., выдвигаемая В. о. особ, в сел. местно стях, затрудняется недостаточностью существую щих шкальных зданий. Подавляющее большин ство сел. школьных зданий приспособлено лишь для раб. однокомплектных школ. Отсюда на ря ду с новым школьным строительством, встает задача расширения существующих школьных
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2