Сибирская советская энциклопедия_Том1

империалистами и военщиной «верховный пра­ витель» Колчак. Совет Министров для него был подготовлен; надо было только покончить с эсеровской частью Директории. Это было сде­ лано без труда. См. Интервенция, Колчаковщи­ на, Октябрьская революция и Гражданская война. Лит . : Вегман, В. Областнические иллюзии, рассеянные рев., „Сиб. Огни“, 1923, 3; его ж е . Сибоблдума, „Сиб. Огни", 1923, 4; Врем. Правительство Авт. Сиб., „Красный Архив", 1928, 29; Максаков , В . и Турунов, А. Хроника гражд. войны в Сиб., М., 1926 (приведен ряд документов В. С. П.); Влади­ мирова, В . Год службы „социалистов" капиталистам, Москва, 1927. А. А. ВРОНСКИЙ, Станислав—художник-любитель. Р. в 1843. За участие в польском восстании был сослан в Сиб. Принимал участие в восстании польских ссыльных (см.) на Кругобайкальской дороге и приговорен к смертной казни, заме­ ненной, за выдачу участников восстания, ка­ торжными раб. Ум. в Иркутске в конце 90-х гг. Участвовал неоднократно как художник -рисо­ вальщик в экспедициях Вост.-Сиб. Отд. Р. Г. Об-ва. Из его картин наиб, интересны: «Дара- сунские минеральные воды» и ряд картин, по­ священных Тункинскому краю. Последние хра­ нятся в Иркутской картинной галлерее. ВРУБЛЕВСКИЙ, Франц Карлович. Р. в 1887 в Варшаве. Работая на фабрике, вступил в поль­ скую партию социалистов (ППС). В 1906 аре­ стован и приговорен к четырем годам ка­ торжных раб., которые отбывал на постройке Амурской колесной дороги и в Горном Зерен- туе. Выпущенный на поселение, бежал из Бар­ гузина за границу, но в Германии вновь аре­ стован, выдан рус. властям и за побег приго­ ворен к 3 годам каторжных раб., к-рые отбы­ вал в Варшаве. Затем водворен на поселение в д. Выдрино, Канского у., Енис. губ. С Февраль­ ской рев. работал по организации большевист­ ских групп сначала в Ачинске, потом в Красно­ ярске в группе «правдистов» (см. Большевики). Был редактором первой большевистской газ. «Сиб. Правда» и «Красноярского Рабочего». По­ сле падения сов. власти скрывался в местах прежней ссылки в Канском у., где принимал участие в организации партизанского движения в Долго-Мостовской вол. В 1920 непродолжи­ тельное время редактор «Красноярского Рабо­ чего», затем работает в Москве, в Нар. Ком. Земледелия. Автор (совместно с Померанцевой) «Революционного словарика», изд. в 1917 в Ачинске—Красноярске, и нескольких ст. по во­ просам каторги и ссылки. ВСЕОБЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ. Сиб., как культур­ но-отсталая окраина по развитию своей сети нач. образования, до рев. никогда не подходи­ ла даже и к отдаленной перспективе возмож­ ности осуществления В. о. Постановление пра­ вительства РСФСР об осуществлении В. о. в Республике к 1933/34 было принято 31 августа 1925. Конечным годом осуществления В. о. в Сиб. принят 1933/34, т.-е. срок, установленный правительством РСФСР (но в ДВК предпола­ гается достигнуть В. о. к 1931/32). Введение обя­ зательности нач. обучения на территории окр. или даже отдельных районов будет осуще­ ствляемо в течение указанного периода реше­ ниями окр. исп. к-тетов советов. Первым эта­ пом продвижения к В. о. является общедоступ­ ность нач. обучения, при к-рой не будет отка­ зов в приеме в школу при добровольности ее посещения и при включении каждого из насе­ ленных пп. в школьный район. Для осуществле­ ния обязательного В. о. правительством уста­ новлен 4-летний курс обучения, при чем нор­ мальной школой мыслится школа в составе 4 по­ следовательных групп с отдельным учителем на каждую группу. Т. о., процесс осуществле­ ния всеобщего обучения предполагает не толь­ ко количественное развертывание школьной се­ ти, но и значит, повышение по сравнению с фактическим состоянием (см. Начальное обра­ зование) типа начальной школы. С другой сто­ роны, В. о. пред’являет требование действи­ тельной общедоступности нач. школы детям рбч. и основной массы крестьянства и максимального приближения школы к населению. Эти два тре­ бования д. б. учтены и приведены в равновесие при построении школьной сети. Трудность эта особ, значит, в условиях территориальной раз­ бросанности Сибири. Наиб, целесообразное по­ строение школьной сети обусловливается пра­ вильным построением отдельных школьн. райо­ нов. Под школьным районом нужно понимать селение или часть селения, или, наконец, груп­ пу селений, школьные потребности населения к-рых обслуживаются одной школой. Как при плановых расчетах В. о., так и при построении школьной сети (школьных районов) за опреде­ ленную школьную единицу принимается школь­ ный комплект (40 учащихся на одного учителя). В районах, заселенных национальными мень­ шинствами, не живущими компактными масса­ ми, школьный комплект может быть снижен до 30 учащихся. Нормальный школьный район дол­ жен обслуживать 150— 160 детей школьного воз­ раста (к школьному возрасту относятся 4 воз­ растных группы 8, 9, 10, 11 лет). Предельным территориальным радиусом школьного района установлено 3 версты. Расширение радиуса при недостаточности детей школьного возраста в школьном районе возможно при непременном, однако, условии обеспечения доступности шко­ лы для детей из селений, находящихся за пре­ делами школьного радиуса. Мерами, обеспе­ чивающими доступность школы в этих случаях, могут быть: 1) школа с интернатом при ней (в условиях особой разобщенности населения), 2) школы с общежитиями при них для учащих­ ся из окрестных селений, 3) расквартирование учащихся из окрестных селений в пришколь­ ном селении, 4) подвоз до школы и 5) органи­ зация ночлега при школе. На 1 сельский насе­ ленный п. приходится населения: в Сиб. крае 503, Б.-М. Респ. 190, ДВК 430, Якут. Р. 172. При этом плотность населения в ср.: по Сиб. краю 2,1, Б.-М. Респ. 1,5, ДВК 0,7, Якут. Р. 0,1. Труд­ ности целесообразного построения школьной сети тем значительнее, чем мельче населенные пп. и чем реже население- Отсюда наиб, труд­ ности в построении школьной сети имеются в Б.-М. и Якут. Р. В Сиб. крае школьная сеть с наименьшими трудностями м. б. построена в ср. и ю.-з. части края и с наиб, в сев. части окр. Тарского, Томского, Красноярского, Кан­ ского, Тулуновского и в окр. Иркутском и Ки- ренском. Осуществление действительной обще­ доступности обучения, а затем и обязательно­ сти его совершенно немыслимо без оказания материальной помощи детям беднейших слоев населения, особ, детям низкооплачиваемых рбч. и деревенской бедноты. Эта помощь должна осуществляться, в основном, путем обеспечения детей теплой одеждой и обувью. В течение бли­ жайших лет осуществления В. о. к делу обес­ печения всем необходимым детей низкооплачи­ ваемых рбч. и деревенской бедноты д. б. в ма­ ксимальной степени привлечены средства обще­ ственных организаций (кооперация, профсою­ зы, к-теты крест, взаимопомощи и т. д.). Огром­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2