Сибирская советская энциклопедия_Том1
империалистами и военщиной «верховный пра витель» Колчак. Совет Министров для него был подготовлен; надо было только покончить с эсеровской частью Директории. Это было сде лано без труда. См. Интервенция, Колчаковщи на, Октябрьская революция и Гражданская война. Лит . : Вегман, В. Областнические иллюзии, рассеянные рев., „Сиб. Огни“, 1923, 3; его ж е . Сибоблдума, „Сиб. Огни", 1923, 4; Врем. Правительство Авт. Сиб., „Красный Архив", 1928, 29; Максаков , В . и Турунов, А. Хроника гражд. войны в Сиб., М., 1926 (приведен ряд документов В. С. П.); Влади мирова, В . Год службы „социалистов" капиталистам, Москва, 1927. А. А. ВРОНСКИЙ, Станислав—художник-любитель. Р. в 1843. За участие в польском восстании был сослан в Сиб. Принимал участие в восстании польских ссыльных (см.) на Кругобайкальской дороге и приговорен к смертной казни, заме ненной, за выдачу участников восстания, ка торжными раб. Ум. в Иркутске в конце 90-х гг. Участвовал неоднократно как художник -рисо вальщик в экспедициях Вост.-Сиб. Отд. Р. Г. Об-ва. Из его картин наиб, интересны: «Дара- сунские минеральные воды» и ряд картин, по священных Тункинскому краю. Последние хра нятся в Иркутской картинной галлерее. ВРУБЛЕВСКИЙ, Франц Карлович. Р. в 1887 в Варшаве. Работая на фабрике, вступил в поль скую партию социалистов (ППС). В 1906 аре стован и приговорен к четырем годам ка торжных раб., которые отбывал на постройке Амурской колесной дороги и в Горном Зерен- туе. Выпущенный на поселение, бежал из Бар гузина за границу, но в Германии вновь аре стован, выдан рус. властям и за побег приго ворен к 3 годам каторжных раб., к-рые отбы вал в Варшаве. Затем водворен на поселение в д. Выдрино, Канского у., Енис. губ. С Февраль ской рев. работал по организации большевист ских групп сначала в Ачинске, потом в Красно ярске в группе «правдистов» (см. Большевики). Был редактором первой большевистской газ. «Сиб. Правда» и «Красноярского Рабочего». По сле падения сов. власти скрывался в местах прежней ссылки в Канском у., где принимал участие в организации партизанского движения в Долго-Мостовской вол. В 1920 непродолжи тельное время редактор «Красноярского Рабо чего», затем работает в Москве, в Нар. Ком. Земледелия. Автор (совместно с Померанцевой) «Революционного словарика», изд. в 1917 в Ачинске—Красноярске, и нескольких ст. по во просам каторги и ссылки. ВСЕОБЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ. Сиб., как культур но-отсталая окраина по развитию своей сети нач. образования, до рев. никогда не подходи ла даже и к отдаленной перспективе возмож ности осуществления В. о. Постановление пра вительства РСФСР об осуществлении В. о. в Республике к 1933/34 было принято 31 августа 1925. Конечным годом осуществления В. о. в Сиб. принят 1933/34, т.-е. срок, установленный правительством РСФСР (но в ДВК предпола гается достигнуть В. о. к 1931/32). Введение обя зательности нач. обучения на территории окр. или даже отдельных районов будет осуще ствляемо в течение указанного периода реше ниями окр. исп. к-тетов советов. Первым эта пом продвижения к В. о. является общедоступ ность нач. обучения, при к-рой не будет отка зов в приеме в школу при добровольности ее посещения и при включении каждого из насе ленных пп. в школьный район. Для осуществле ния обязательного В. о. правительством уста новлен 4-летний курс обучения, при чем нор мальной школой мыслится школа в составе 4 по следовательных групп с отдельным учителем на каждую группу. Т. о., процесс осуществле ния всеобщего обучения предполагает не толь ко количественное развертывание школьной се ти, но и значит, повышение по сравнению с фактическим состоянием (см. Начальное обра зование) типа начальной школы. С другой сто роны, В. о. пред’являет требование действи тельной общедоступности нач. школы детям рбч. и основной массы крестьянства и максимального приближения школы к населению. Эти два тре бования д. б. учтены и приведены в равновесие при построении школьной сети. Трудность эта особ, значит, в условиях территориальной раз бросанности Сибири. Наиб, целесообразное по строение школьной сети обусловливается пра вильным построением отдельных школьн. райо нов. Под школьным районом нужно понимать селение или часть селения, или, наконец, груп пу селений, школьные потребности населения к-рых обслуживаются одной школой. Как при плановых расчетах В. о., так и при построении школьной сети (школьных районов) за опреде ленную школьную единицу принимается школь ный комплект (40 учащихся на одного учителя). В районах, заселенных национальными мень шинствами, не живущими компактными масса ми, школьный комплект может быть снижен до 30 учащихся. Нормальный школьный район дол жен обслуживать 150— 160 детей школьного воз раста (к школьному возрасту относятся 4 воз растных группы 8, 9, 10, 11 лет). Предельным территориальным радиусом школьного района установлено 3 версты. Расширение радиуса при недостаточности детей школьного возраста в школьном районе возможно при непременном, однако, условии обеспечения доступности шко лы для детей из селений, находящихся за пре делами школьного радиуса. Мерами, обеспе чивающими доступность школы в этих случаях, могут быть: 1) школа с интернатом при ней (в условиях особой разобщенности населения), 2) школы с общежитиями при них для учащих ся из окрестных селений, 3) расквартирование учащихся из окрестных селений в пришколь ном селении, 4) подвоз до школы и 5) органи зация ночлега при школе. На 1 сельский насе ленный п. приходится населения: в Сиб. крае 503, Б.-М. Респ. 190, ДВК 430, Якут. Р. 172. При этом плотность населения в ср.: по Сиб. краю 2,1, Б.-М. Респ. 1,5, ДВК 0,7, Якут. Р. 0,1. Труд ности целесообразного построения школьной сети тем значительнее, чем мельче населенные пп. и чем реже население- Отсюда наиб, труд ности в построении школьной сети имеются в Б.-М. и Якут. Р. В Сиб. крае школьная сеть с наименьшими трудностями м. б. построена в ср. и ю.-з. части края и с наиб, в сев. части окр. Тарского, Томского, Красноярского, Кан ского, Тулуновского и в окр. Иркутском и Ки- ренском. Осуществление действительной обще доступности обучения, а затем и обязательно сти его совершенно немыслимо без оказания материальной помощи детям беднейших слоев населения, особ, детям низкооплачиваемых рбч. и деревенской бедноты. Эта помощь должна осуществляться, в основном, путем обеспечения детей теплой одеждой и обувью. В течение бли жайших лет осуществления В. о. к делу обес печения всем необходимым детей низкооплачи ваемых рбч. и деревенской бедноты д. б. в ма ксимальной степени привлечены средства обще ственных организаций (кооперация, профсою зы, к-теты крест, взаимопомощи и т. д.). Огром
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2