Сибирская советская энциклопедия_Том1
развития эксплоатируемой сети, их обследова ния, изучения, наблюдения за порядком по су доходству и сплаву, распределено между тремя Управлениями Внутренних Водных Путей: Зап.- Сиб., Ленским и Амурским. 3 а п а д н о-С и б и р- с к о е У п р а в л е н и е (Н.-Сиб.) ведает В. п. Обского, Енисейского и Байкальского бассей нов. В дореволюционный период первыми дву мя бассейнами с 1893 ведал б. Томский округ пу тей сообщения. Здесь на гл. путях (Иртыш, Обь, Енисей, Тобол и др. реки) производятся обста новочные, дноуглубительные, дноочистительные и др. раб. Зап.-Сиб. Упр. имеет довольно зна чит. техническое оборудование (землечерпатель ные машины, пароходы, карчепод’емные краны, мастерские, обстановочный инвентарь и проч.). Расходуется на техническое обслуживание В. п. Зап.-Сиб. Упр. 3.380.000 руб. ежегодно (1927/ 28). Непосредственное заведывание В. п. в пре делах Зап.-Сиб. Упр. распределено между семью техническими участками: Верхне -Иртышским (Семипалатинск), Средне -Иртышским (Омск), Нижне -Иртышским (Тюмень), Верхне -Обским (Барнаул), Обско-Томским (Томск), Енисейским (Красноярск) и Ангаро -Байкало -Селенгинским (Иркутск). Л е н с к о е У п р а в л е н и е В о д о п у т е й (Киренск) организовано лишь в 1926. До рев. технического обслуживания В. п. Ленского бас сейна совсем не производилось. В период по сле рев. до 1926 здесь производились случайные раб. б. Район. Упр. водных путей, а затем— Трестом «Лензолото», в распоряжении к-рого находился весь Ленский флот до сдачи его в аренду концессии «Лена-Гольдфильдс». Ленское Упр., располагая незначительным техническим оборудованием, не имеет возможности развер нуть техническое обслуживание В. п. Ленского бассейна в соответствии с потребностями судо ходства. Годовой расход Ленского Упр. 800.000 р. А м у р с к о е У п р а в л е н и е В о д о п у т е й (Благовещенск) получило от дореволюционных водопутейских организаций технический флот, состоящий из паровых и непаровых судов и не скольких землечерпательных снарядов, при по мощи к-рого в настоящее время Управление об служивает судоходные реки Амурского бассей на. Ежегодный расход Амурского Упр. около 1.500.000 руб. Исследования внутренних водных путей на территории Сиб. в гидрографич. и гидрологи ческом отношениях начаты в конце XV III в.; первоначально они преследовали узко-специаль ную цель: найти наиболее лучший вариант со единения pp. Оби и Енисея и производились рекогносцировочно; позднее задачи речных ис следований были значит, расширены и способы производства их уточнены. С 1798 по 1822 произведена с’емка и нивели ровка водоразделов между притоками Оби и Енисея: Тымом и Сымом, Вахом и Елогуем, Кетью и Кемью, а также с’емка всей Ангары. В период 1822—70 исследований сиб. рек, как путей сообщения, не производилось. В 70-х гг. вновь, под давлением потребности в установле нии непрерывного водного сообщения через всю Сиб. от Тюмени до Иркутска и далее по Бай калу и Селенге до границ с Монголией, возобно вились изыскания — сначала в районе между Обью и Енисеем (pp. Кеть, Чулым, Кас и др.), а затем и по Ангаре. В следующие десятилетия (80—90-е гг.) речные исследования в Сиб., по степенно развиваясь, захватили реки: Средний Иртыш (1885), Томь (1894—96), Туру и Тобол (1893—95), Обь от Бийска до Колпашева (1897— 1900), Ангару (1889—92). Еще большее развитие эти раб. получили в период 1900— 15; за это вре мя подробно исследованы: Иртыш (инж. Тру- биным и Новицким), Енисей с притоками Аба каном, Каном и др. (инж. Родевичем и Близня- ком), Селенга и Баргузин (инж. Старицким), Ле на (инж. Васильевым и Лагутиным), Амур (инж. Чубинским и Петропавловским), реки Камчат ского п-ова Большая, Авача и др. (инж. Крыни- ным), оз. Зайсан (Л. Г. Гастингом), Черный Иртыш и оз. Улюнгур (Г. И. Мешковым) и др. За этот же период произведены изыскания рек и водоразделов со специальными целями: инж. Близняком несколько вариантов переустрой ства Обь-Енисейской водной сист. (Кеть-'Гыя- Кемский, Кеть -Сочур -Кемский и Кеть -Касов- ский), инж. Чубинским и Фидманом pp. Туры и Тобола для составления проекта шлюзования и инж. Фидманом, Моисеенко и др.—ряд вариан тов Камско-Иртышского водного пути. Послед ние исследования произведены с большей точ ностью и подробностями, чем все предыдущие. С 1915 до последних лет об’ем речных исследо ваний в Сиб. значит, сократился; за это время исследованы несколько рек второстепенного значения (Тавда, Сосьва, Ишим, Монг. Селенга, Мая, Алдан, Витим и др.). Из крупных раб. за это время произведено инж. Великановым иссле дование р. Томи от Кузнецка до Томска в це лях составления проекта шлюзования. Материалы перечисленных исследований сиб. рек б. ч. обработаны и изд. в виде судоходных и лоцманских карт с профилями русла рек и продольн. уклонов, графиками колебаний уров ня и расхода воды, скоростей течения, лоциями и описаниями большей или меньшей подробно сти, в зависимости от целей и программ иссле дований. Все это вместе взятое дает достаточ но полную характеристику исследованной реки в гидрологическом и гидрограф, отношениях. Наиб, лучшими из изданных материалов по до военным исследованиям сиб. рек являются: су доходные карты pp. Енисея, Лены, Амура,Ирты ша и Оби и составленные исследователями опи сания pp. Енисея, Селенги, Амура, Лены и др. Из позднейших изд. следует отметить: лоцман ские карты pp. Алдана, Вилюя, Олекмы, Маи, Монг. Селенги, Орхона, Томи, Туры, Тобола и др. Часть исследовательских материалов, закон ченных обработкой, до сих пор не издана и на ходится в архивах Москвы, Н.-Сиб., Киренска и Благовещенска (pp. Ниж. Обь, Тавда, Чарыш, Ишим, Или, Черный Иртыш и др.); имеются так же материалы до сих пор еще не законченные обработкой (Томь, верховья Ангары и др.). По некоторым произведенным исследованиям мате риалы утеряны полностью (Черный Иртыш, оз. Улюнгур) или частично (pp. Ишим, Тавда). Тех ническая ценность значит, части исследований, произведенных 20—30 лет тому назад, вслед ствие чрезвычайной изменчивости русла сиб рек, заметно понизилась. К 1926 в бассейнах Оби, Енисея и Байкала из 58.500 км имеющих ся в них судоходных и спл. путей было иссле довано только 27.900 км, в т. ч. подробно 14.800 км и рекогносцировочно 13.100 км. Еще в меньшей степени исследованы реки Ленского бассейна и совсем не исследованы реки, не вхо дящие в состав перечисленных бассейнов и впа дающие в Сев. Полярное м. (Колыма, Индигир ка, Оленек, Яна, Хатанга, Пясина и др.). Сиб. судоходство требует и расширения су ществующей сети водных путей, и улучшения их судоходных качеств. И то, и другое невоз можно без предварительного изучения речных
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2