Сибирская советская энциклопедия_Том1

развития эксплоатируемой сети, их обследова­ ния, изучения, наблюдения за порядком по су доходству и сплаву, распределено между тремя Управлениями Внутренних Водных Путей: Зап.- Сиб., Ленским и Амурским. 3 а п а д н о-С и б и р- с к о е У п р а в л е н и е (Н.-Сиб.) ведает В. п. Обского, Енисейского и Байкальского бассей­ нов. В дореволюционный период первыми дву­ мя бассейнами с 1893 ведал б. Томский округ пу­ тей сообщения. Здесь на гл. путях (Иртыш, Обь, Енисей, Тобол и др. реки) производятся обста­ новочные, дноуглубительные, дноочистительные и др. раб. Зап.-Сиб. Упр. имеет довольно зна­ чит. техническое оборудование (землечерпатель­ ные машины, пароходы, карчепод’емные краны, мастерские, обстановочный инвентарь и проч.). Расходуется на техническое обслуживание В. п. Зап.-Сиб. Упр. 3.380.000 руб. ежегодно (1927/ 28). Непосредственное заведывание В. п. в пре­ делах Зап.-Сиб. Упр. распределено между семью техническими участками: Верхне -Иртышским (Семипалатинск), Средне -Иртышским (Омск), Нижне -Иртышским (Тюмень), Верхне -Обским (Барнаул), Обско-Томским (Томск), Енисейским (Красноярск) и Ангаро -Байкало -Селенгинским (Иркутск). Л е н с к о е У п р а в л е н и е В о д о п у т е й (Киренск) организовано лишь в 1926. До рев. технического обслуживания В. п. Ленского бас­ сейна совсем не производилось. В период по­ сле рев. до 1926 здесь производились случайные раб. б. Район. Упр. водных путей, а затем— Трестом «Лензолото», в распоряжении к-рого находился весь Ленский флот до сдачи его в аренду концессии «Лена-Гольдфильдс». Ленское Упр., располагая незначительным техническим оборудованием, не имеет возможности развер­ нуть техническое обслуживание В. п. Ленского бассейна в соответствии с потребностями судо­ ходства. Годовой расход Ленского Упр. 800.000 р. А м у р с к о е У п р а в л е н и е В о д о п у т е й (Благовещенск) получило от дореволюционных водопутейских организаций технический флот, состоящий из паровых и непаровых судов и не­ скольких землечерпательных снарядов, при по­ мощи к-рого в настоящее время Управление об­ служивает судоходные реки Амурского бассей­ на. Ежегодный расход Амурского Упр. около 1.500.000 руб. Исследования внутренних водных путей на территории Сиб. в гидрографич. и гидрологи­ ческом отношениях начаты в конце XV III в.; первоначально они преследовали узко-специаль­ ную цель: найти наиболее лучший вариант со ­ единения pp. Оби и Енисея и производились рекогносцировочно; позднее задачи речных ис­ следований были значит, расширены и способы производства их уточнены. С 1798 по 1822 произведена с’емка и нивели­ ровка водоразделов между притоками Оби и Енисея: Тымом и Сымом, Вахом и Елогуем, Кетью и Кемью, а также с’емка всей Ангары. В период 1822—70 исследований сиб. рек, как путей сообщения, не производилось. В 70-х гг. вновь, под давлением потребности в установле­ нии непрерывного водного сообщения через всю Сиб. от Тюмени до Иркутска и далее по Бай­ калу и Селенге до границ с Монголией, возобно­ вились изыскания — сначала в районе между Обью и Енисеем (pp. Кеть, Чулым, Кас и др.), а затем и по Ангаре. В следующие десятилетия (80—90-е гг.) речные исследования в Сиб., по­ степенно развиваясь, захватили реки: Средний Иртыш (1885), Томь (1894—96), Туру и Тобол (1893—95), Обь от Бийска до Колпашева (1897— 1900), Ангару (1889—92). Еще большее развитие эти раб. получили в период 1900— 15; за это вре­ мя подробно исследованы: Иртыш (инж. Тру- биным и Новицким), Енисей с притоками Аба­ каном, Каном и др. (инж. Родевичем и Близня- ком), Селенга и Баргузин (инж. Старицким), Ле­ на (инж. Васильевым и Лагутиным), Амур (инж. Чубинским и Петропавловским), реки Камчат­ ского п-ова Большая, Авача и др. (инж. Крыни- ным), оз. Зайсан (Л. Г. Гастингом), Черный Иртыш и оз. Улюнгур (Г. И. Мешковым) и др. За этот же период произведены изыскания рек и водоразделов со специальными целями: инж. Близняком несколько вариантов переустрой­ ства Обь-Енисейской водной сист. (Кеть-'Гыя- Кемский, Кеть -Сочур -Кемский и Кеть -Касов- ский), инж. Чубинским и Фидманом pp. Туры и Тобола для составления проекта шлюзования и инж. Фидманом, Моисеенко и др.—ряд вариан­ тов Камско-Иртышского водного пути. Послед­ ние исследования произведены с большей точ­ ностью и подробностями, чем все предыдущие. С 1915 до последних лет об’ем речных исследо­ ваний в Сиб. значит, сократился; за это время исследованы несколько рек второстепенного значения (Тавда, Сосьва, Ишим, Монг. Селенга, Мая, Алдан, Витим и др.). Из крупных раб. за это время произведено инж. Великановым иссле­ дование р. Томи от Кузнецка до Томска в це­ лях составления проекта шлюзования. Материалы перечисленных исследований сиб. рек б. ч. обработаны и изд. в виде судоходных и лоцманских карт с профилями русла рек и продольн. уклонов, графиками колебаний уров­ ня и расхода воды, скоростей течения, лоциями и описаниями большей или меньшей подробно­ сти, в зависимости от целей и программ иссле­ дований. Все это вместе взятое дает достаточ­ но полную характеристику исследованной реки в гидрологическом и гидрограф, отношениях. Наиб, лучшими из изданных материалов по до­ военным исследованиям сиб. рек являются: су­ доходные карты pp. Енисея, Лены, Амура,Ирты­ ша и Оби и составленные исследователями опи­ сания pp. Енисея, Селенги, Амура, Лены и др. Из позднейших изд. следует отметить: лоцман­ ские карты pp. Алдана, Вилюя, Олекмы, Маи, Монг. Селенги, Орхона, Томи, Туры, Тобола и др. Часть исследовательских материалов, закон­ ченных обработкой, до сих пор не издана и на­ ходится в архивах Москвы, Н.-Сиб., Киренска и Благовещенска (pp. Ниж. Обь, Тавда, Чарыш, Ишим, Или, Черный Иртыш и др.); имеются так­ же материалы до сих пор еще не законченные обработкой (Томь, верховья Ангары и др.). По некоторым произведенным исследованиям мате­ риалы утеряны полностью (Черный Иртыш, оз. Улюнгур) или частично (pp. Ишим, Тавда). Тех­ ническая ценность значит, части исследований, произведенных 20—30 лет тому назад, вслед­ ствие чрезвычайной изменчивости русла сиб рек, заметно понизилась. К 1926 в бассейнах Оби, Енисея и Байкала из 58.500 км имеющих­ ся в них судоходных и спл. путей было иссле­ довано только 27.900 км, в т. ч. подробно 14.800 км и рекогносцировочно 13.100 км. Еще в меньшей степени исследованы реки Ленского бассейна и совсем не исследованы реки, не вхо­ дящие в состав перечисленных бассейнов и впа­ дающие в Сев. Полярное м. (Колыма, Индигир­ ка, Оленек, Яна, Хатанга, Пясина и др.). Сиб. судоходство требует и расширения су­ ществующей сети водных путей, и улучшения их судоходных качеств. И то, и другое невоз­ можно без предварительного изучения речных

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2