Сибирская советская энциклопедия_Том1
к-рой грунтовый путь ведет к границе и далее к городу Улан-Батор (Урга). Селенга имеет ряд спл. прит.: Чикой, Хилок, Уду и др.; по Чикою возможно в большую воду судоходство. Из остальных прит. Байкала заслуживают внимания Баргузин и Ниж. Ангара, обе они пригодны, после некоторых технических раб. для судо ходства; по Баргузину оно организовано с 1923. Ленский бассейн занимает огромнейшее про странство в Сев.-Вост. Сибири. Реки бассейна своими верховьями на Ю. подходят близко к Байкалу, на В. к Охотскому м. и на 3. сбли жаются с прит. Енисея. Б. ч. бассейна находит ся на территории Якут. Р. и меньшая—Сиб. края. Реки Ленского бассейна, при полном от сутствии в орошаемом ими крае ж. д. и при весьма слабой сети грунтовых дорог, имеют чрезвычайно важное значение. На них опирается вся местная пром-сть и торговля. По водным путям развозятся все товары к горным промыс лам, разбросанным по Алдану, Витиму и др. ре кам, по ним же поддерживается связь Якутии с центрами Сов. Союза и Сиб. края. Они так же ведут на С. к Сев. Полярному м., через к-рое может быть установлена, хотя и весьма трудная, связь с портами ДВК и на В., к более доступному Охотскому морю. Успешно выпол няя все внутренние перевозки, реки Ленского бассейна, изолированные от др. речных сист. и не связанные с общей ж.-д. сетью, не могут служить прямой связью Приленского края с со седними обл., благодаря чему край этот испы тывает чрезвычайные транспортные затрудне ния. Наиб, близко к ж.-д. магистрали подходят верховья Лены, связанные грунтовыми тракта ми: пристань Качуг с Иркутском (Якутский тракт), пристань Жигалово со ст. Тыреть (Шэ- лашниковский тракт) и пристань Усть-Кут со ст. Тулун (Братско-Илимский тракт). Все эти тракты не разрешают вопроса о дешевой и удоб ной связи Ленского края с Сиб.; его разрешит только проведение ж. д. от ст. Тулун или Тай шет до пристани Усть-Кут, откуда вниз по Лене начинается регулярное, в течение всей навига ции, сообщение. Для судоходства из рек Лен ской сист. используется, гл. обр., р. Лена (на протяжении 4.668 км), затем Витим (533 км), Алдан с Маей и Учуром (2.525 км) и др. Всего эксплоатируется судоходством в Ленском бас сейне 8.350 км. Наиб, интенсивное судоходство на участке Лены от Качуга до Витима (1.250 км) и по р. Витиму, от устья до Бодайбо (293 км). Судоходные условия рек Ленского бассейна в общем благоприятны, за исключением их вер ховьев и в частности Верх. Лены, где на уча стке Качуг — Усть-Кут судоходство возможно лишь самую большую воду; остальное время навигации здесь широко развит сплав (на кар- базах). Большое знач. для Якутии и Алданского золотопромышленного района имеет судоход ство по Алдану и его притокам; Алдан досту пен для прохода судов до устья р. Селихдара (близ ц. золотопромышленного района); вер ховья Алдана и его прит. подходят близко к Амурской ж. д., с к-рой возможно установить связь по грунтовым путям. Река Мая (прит. Ал дана) пригодна для судоходства до пристани Нелькан (560 км), от к-рой имеется вьючный путь до порта Аян на Охотском м.; в ближай шие годы здесь предположено устроить колес ную дорогу, что даст возможность установить водно-грунтовое сообщение Якутии с Охотским м., я через него и с ДВК. Необходимо отметить еще незаконченные опыты по установлению вод ного сообщения от устья Лены по открытому морю через Берингов пролив до Владивостока. Если эти опыты закончатся успешно, то Яку тия и весь Ленский бассейн будут связаны не прерывным водным путем с портами Тихого океана. Амурский бассейн большой своей частью вхо дит в состав ДВК и меньшей (прав, берег) при надлежит Китаю. Амур, образующийся из Шил- ки (555 км) и Аргуни (962 км в пределах СССР) имеет протяжение до впадения в Тихий океан 2.894 км. На всем этом протяжении Амур впол не судоходен в течение всейнавигации. Эксилоа- тируется Гос. Пароходством и китайскими судо ходными предприятиями; из остальных рек бас сейна используется для судоходства: Шилка от Кокуй (406 км), Аргун (600 км), Зея, Уссури, Сунгари и др. Сплав ведется как по Амуру, так и по его притокам. Реки Амурского бассейна в экономической жизни ДВК, при его бедности путями сообщения, имеют очень большое зна чение, особ, в низовой части Амура, где совер шенно отсутствуют ж. д. Многие из рек Амур ского бассейна в настоящее время для судоход ства не используются вследствие малонаселен ности орошаемых ими районов и слабого раз вития местной промышленности. Развивающая ся колонизация Приамурья и разработка в нем природных богатств, несомненно, вызовут ожи вление и на водных путях Амурского бассейна. В сев. части Сиб. имеется еще целый ряд рек, не входящих в состав перечисленных бассейнов, а именно: Таз, Пясина, Хатанга, Анабара, Яна, Оленек, Индигирка, Колыма и др. Все эти реки не исследованы, большинство из них судоход- ны, но до сих пор ни одна не эксплоатируется. В. п. Сиб. всех описанных бассейнов, несмотря на свою мощность и огромные протяжения, ну ждаются в техническом обслуживании и улуч шении. В этом отношении до сего времени сде лано еще очень мало. Большинство В. п. нахо дится в естественном состоянии; исследовано не более 30% общего их протяжения; по улучше нию условий плавания произведены некоторые раб. лишь на гл. судоходных плесах; пристани остаются необорудованными; затонов недоста точно, имеющиеся затоны не везде надежно ограждены от ледоходов; глубины на транзите на большинстве плесов не гарантируются, мно гие реки, в особенности второстепенного зна чения, не охвачены обстановкой, расчистка рус ла рек от карчей и отдельных камней произво дится в недостаточном об ’еме. Все это неблаго приятствует нормальной раб. судоходства. В ин тересах последнего в ближайшие годы необхо димо на В. п.: 1) произвести технические иссле дования тех рек, к-рые вводятся в сеть эксплоа- тируемых; 2) оборудовать их для судового пла вания; 3) увеличить глубины на транзите глав ных плесов; 4) привести в судоходное состоя ние верховья рек, ведущих в пределы Китая и Монголии; 5) оборудовать низовья Оби и Ени сея для беспрепятственного пропуска больше грузных судов, а на Енисее морских пароходов до экспортно -импортной базы; 6) расширить обстановку; 7) произвести ряд раб. по улучше нию затонов, пристаней и проч. Все эти раб. на мечены по пятилетним программам Водопутей во всех пяти бассейнах. Выполнение этих про грамм превратит сиб. реки в более удобные и безопасные пути сообщения и тем самым даст возможность судоходству с большим успехом выполнять те задания по перевозкам, к-рые пред’- являются к нему развивающимся х-вом Сибири. Заведывание В. п. Сиб. в отношении содержа ния их в надлежащем техническом состоянии,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2