Сибирская советская энциклопедия_Том1

протекает Иртыш; здесь мы встретим и перво­ бытное скотоводческое х-во и возделываемые трактором поля и сравнительно развитые в пром. отношении пп. с значит, рбч. населением. Верх, (юж.) часть бассейна Иртыша входит в состав Казак. Р., средняя—Сиб. края и ниж. (сев.)— Уральской обл. Гл. реками бассейна являются: Иртыш, приток Оби, с общим протяжением, счи­ тая от истока Черного Иртыша, около 4.500 км, из к-рых в пределах СССР 3.850 км (на терри­ тории Казак. Р. 1.933 км, Сиб. края 917 км и Уральской обл. 1.000 км) и первые 650 км в пре­ делах Китая. По условиям судоходства, по зна­ чению в качестве пути сообщения Иртыш не везде одинаков. Верховья его изобилуют пре­ пятствиями для судоходства, низовья—глубоки и доступны всю навигацию для крупных судов на полной осадке: в одних частях он интенсив­ но используется для судоходства (Усть-Камено­ горск—Семипалатинск), в других же пока со­ вершенно заброшен (Черный Иртыш). Из при­ токов Иртыша используются для судоходства: Тобол и входящие в его сист.: Тура, 'Гавда, Сосьва и Лозьва, затем Конда, Ишим, Тара, Шиш, Уй и Туй. Общее протяжение всех судо­ ходных путей Иртышского бассейна 9.322 км и сплавных— 10.283 км. Наиб, оживленный сплав на верх, участке Иртыша от пристани Гусиной до Семипалатинска, затем на Туре (выше Тю­ мени), по Тавде, Сосьве, Шишу, Тую, Ую и др. более мелким рекам. Обский бассейн (без бассейна р. Иртыша) занимает огромную площадь от юж. скло­ нов Алтая, где берут начало реки, составляю­ щие Обь, и до берегов Сев. Полярного м., куда она впадает. Природные условия Обского бас­ сейна так же разнообразны, как и бассейна Ир­ тыша. Территориально Обский бассейн делится на две части: верх.—в пределах Сиб. края и ниж.—Уральской обл. Общее протяжение Оби от слияния pp. Бии и Катуни до впадения в Обскую губу (мыс Ямсалэ) 3.635 км. На всем этом протяжении Обь судоходна в течение всей навигации. Наиб, интенсивное судоходство на верх, участке Оби—Бийск—устье Томи, ср. и ниж. части для судоходства использованы в сла­ бой степени. В состав Обской речной сети вхо­ дит (без Иртыша) 9.929 км судоходных и 7.334 км спл. путей. Из судоходных прит. Оби исполь­ зуются а) для постоянного судоходства: Чарыш, Томь, Чулым, Иртыш; б) для случайных нерегу­ лярных рейсов: Бия, выше Бийска, Чая, Кеть, Вах, Тым, Васюган, Сев. Сосьва, Юган, Щучья, Казым. Сплав развит по Бии, Верх. Оби, Томи, Чулыму и их мелким притокам. Енисейский бассейн охватывает огромнейшую по площади полосу Ср. Сиб. и соседней с нею Танну-Тувинской Респ., между 50 и 70° с. ш. от хр. Танну-Ола на Ю. и берегов Сев. Поляр­ ного м. на севере. С 3. к Енисейскому бассейну примыкает бассейн Оби и р. Таз, с В. в юж. части с ним непосредственно (Ангарой) связан бас­ сейн оз. Байкал, а сев. соприкасается бассейн Лены и нескольких второстепенных рек, впа­ дающих в Сев. Полярное м. (Пясина, Хатанга. Оленек и др.). Общий характер к чриродные условия Енисейского бассейна отличаются раз­ нообразием. Юж. безлесные степи с скотовод­ ческим х-вом (Танну-Тува) сменяются трудно­ проходимыми горными цепями, богатыми золо­ том и др. полез, иск., мало еще использованны­ ми (Саяны и Танну-Ола), дальше на С. тянутся широкие хлебородные минусинские равнины, из­ давна густо населенные, еще дальше на тысячи км протянулась сиб. тайга, с огромнейшими за­ пасами леса высоких сортов (Ангарские), с рас­ сыпанными по ней золотыми м-ниями (Юж. и Сев. Енисейская тайга) и, наконец, на Крайнем С.—тундра, таящая в себе еще не тронутые че­ ловеком богатые залежи каменного угля и др. иск. (Норильский район). Сеть водных путей бассейна Енисея имеет общее протяжение: су­ доходных 8.984 км и сплавных 9.955 км, всего 23.424 км (с несудоходными и несплавными). Из судоходной сети эксплоатировалось в 1926 только 55%. Спл. реки использованы для сплава в еще меньшей степени. Основная артерия бас­ сейна Енисея, образовавшись на территории Танну-Тувинской Респ. из двух рек Бей-Кем и Ха-Кем, пригодна для судоходства от места слияния этих рек до впад. в Сев. Полярное м., т.-е. на протяжении 3.604 км. Используется же Енисей для коммерческого судоходства только от д. Означенной (3.141 км). С навигации 1929 предположено организовать судоходство и вы­ ше этого п. до г. Хем-Белдыр (ц. Танну-Тувин­ ской Респ.). Условия судоходства по Енисею весьма разнообразны. В верх, части (выше Крас­ ноярска) река допускает плавание судов на осад­ ке (в межень) не выше 1,25 м, в ср. (Красно­ ярск—Енисейск) 1,8—2,5 м, в ниж. (Енисейск— устье Курейки) 3,6 м и ниже до Усть-Енисей- ского порта 6,5—7,5 м. На протяжении около 600 км от Усть-Енисейского порта вверх по Енисею могут подниматься морские пароходы на осадке до 7 м. Из судоходных прит. Енисея наиб, крупные: Ангара, Ниж. Тунгуска, Ср. Тун­ гуска, Туба, Курейка и др. Судоходство по этим рекам или очень слабо развито, или толь­ ко еще начинает организовываться. Сплав ве­ дется по всему Верх. Енисею от истоков до Красноярска и по прит.: Усу, Абакану, Мане, Тубе и др. В большом масштабе намечается сплав по Ангаре, в районе к-рой имеютс'я огром­ ные запасы лесов высокого качестра. Байкальский бассейн составляет часть Ени­ сейско-Ангарского бассейна, с к-рым он непо­ средственно связан Ангарой. Юж. часть бассей­ на (верховья Селенги) находится в пределах Монголии, б. ч. Байкала и ьиж. течение Селен­ ги расположены на территории Б.-М. Респ. и только юж. побережье Байкала входит в состав Сиб. края. Сеть водных путей, связанных с Бай­ калом, состоит из 2.498 км судоходных пугей и 2.045 сплавных. Судоходство по всей огром­ ной площади Байкала (33.000 км2) может совер­ шаться без всяких затруднений, благодаря боль­ шим глубинам озера. Фактически озеро в судо­ ходных целях используется очень слабо. В на­ вигацию совершается 2—3 пароходных рейса между ст. Байкал (при истоке Ангары) и Нижне- Ангарской (в устье Верх. Ангары), с заходом в прибрежные пп. (Усть-Баргузин и др.), распо­ ложенные по обоим берегам между конечными пристанями этой судоходной линии. С е л е н г а , впадающая в Байкал, верх, ча­ стью входит в состав Монг. Р. Выше гос. гра­ ницы она считается пригодной для судоходства до устья Эгин-Гол (280 км); прав. прит. Монг. Селенги, О р х о н также пригодна для судо­ ходства в течение всей навигации до устья Ира (62 км). И Селенга и Орхон в пределах Монго­ лии для коммерческого судоходства использо­ ваны в весьма малой степени. Судоходные рей­ сы сюда из пределов СССР начали совершаться только в самые последние годы. Имеются осно­ вания предполагать, что они закрепятся и разо­ вьются. Ниже границы, в пределах СССР, по­ стоянное судоходство поддерживается между Верхнеудинском и пристанью Усть -Кяхта, от

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2