Сибирская советская энциклопедия_Том1
судовых красных уголков в 1928 было 14 бере говых. Клубными кружками и курсами в начале 1928 охватывалось около 4.000 членов. Библио теки есть во всех клубах. Все суда обслужи ваются передвижками. Для проведения летней культработы на судах организ. 8 культбаз (Се мипалатинск, Барнаул, Н.-Сиб., Томск и Омск, Усть-Кут и Витим). Инженерно-техническая сек ция Сибкрайкомвода в 1928 об ’единяла 316 чле нов. Дальне-Вост. Краевой К-тет В. на 1 июля 1927 об’единял 5.876 членов. См. также Про фессиональное движение и Профессиональные СОЮЗЫ. В. Ш е м е л е в . ВОДНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ—см. Грузооборот. ВОДНЫЕ ПУТИ (внутренние). В Сиб., бедной путями сообщения вообще, В. п. имели и будут иметь чрезвычайно важное знач. Все прошлое Сиб.: ее завоевание, колонизация, развитие пром- сти, торговли, с. х-ва, тесно связано с сиб. ре ками, обширнейшая сеть к-рых покрывает всю ее территорию. Все внутренние В. п. Сиб. входят в состав 5 гл. бассейнов: Обского, Енисейского, Байкаль ского, Амурского и Ленского. Реки первых трех бассейнов орошают Зап. и Ср. Сиб. и в каче стве В. п. для многих районов (Нарымский, Сур гутский, Обдорский, Туруханский и др.) являют ся единственной связью с культурными и пром. цц. Гл. из этих рек—Иртыш, Енисей, Обь—слу жат удобными и дешевыми под’ездными к ж.-д. путями из широких хлебородных степей ср. и юж. полосы Сиб.; части этих же рек, на С. от ж.-д. магистрали, вместе с своими многочислен ными прит., глубоко врезающимися в лесные массивы, составляют прекрасную сеть естествен ных путей для вывоза древесины в пп. потре бления; эта же водная сеть будет опорой для намечающейся широкой колонизации притаеж ной полосы Сиб. края. Верховья Иртыша, Ени сея, Селенги, проникая в глубь Сев.-Зап. Китая и Монголии и Танну-Тувинской Респ., дают воз можность установить дешевую водную связь Сиб. с пограничными округами этих стран; мощ ные многоводные низовья сиб. водных маги стралей, вливающиеся в Сев. Полярное м., дают выход Сиб. и Уралу на внешние мировые рын ки (Сев. Морской Путь). Для судоходства и сплава В. п. Обского, Ени сейского и Байкальского бассейнов до сих пор, в достаточной степени, еще не использованы. Многие, вполне пригодные для судоходного со общения, реки (Ангара, Нижняя Тунгуска, Чер ный Иртыш, Верхний Енисей и др.) до сего вре мени коммерческим судоходством не эксплоа- тируются, на других не менее крупных реках (Тавда, Кеть, Чулым, Конда и др.) судоходство совершается нерегулярно. Еще в меньшей сте пени сиб. реки использованы для сплава. Огром ная сеть мелких второстепенных рек, доступных для сплава леса, по разным причинам (слабое развитие лесной промышленности, ненаселен- ность берегов и др.) не используются для этой цели. Судоходные качества рек Зап. Сиб. весь ма разнообразны. Наиб, крупные из них, начи нающиеся в горных хребтах, протянувшихся по рус.-китайско-монгольской границе (Иртыш, Ени сей), в верховьях—порожисты, каменисты и для судоходства в естественном состоянии мало или совсем не пригодны. По выходе из гор на рав нину они становятся спокойнее, многоводнее и в большей степени могут быть использованы для судоходства, но и здесь последнее встре чает еще препятствия, в особенности серьезные в меженное время.-Только на нижних участках глубокосидящие суда могут плавать в течение всей навигации, почти не испытывая затрудне ний. Неодинаковые судоходные качества сиб. рек и их отдельных участков создают различ ные условия и для эксплоатации, что выну ждает судоходство иметь разный флот, не толь ко для таких непохожих одна на другую рек, как Иртыш и Енисей, но даже для ниж. и верх, участков каждой из них. Распределение В. п. по территории Зап. Сиб. нельзя признать особенно удачным и соответствующим потребностям от дельных районов в путях сообщения. Правда, сеть судоходных и сплавных рек прорезает всю территорию Зап. Сиб., в особенности ср. и сев. ее части. Притоки крупнейших водных артерий, разветвляясь в зап. и вост. направлениях, под ходят к богатейшим рудным и каменноуголь ным м-ниям (Томь), достигают золотоносных районов (Енисей) и на 3. доходят до горных заводов Урала (Тура, Сосьва). Но при этом наименее пригодные для судового плавания участки рек протекают в наиб, заселенных и бо гатых по природным условиям районах, здесь имеется интенсивно работающее судоходство и довольно развитый сплав. И, наоборот, низовые участки, удобные и безопасные для судового плавания, используются для последнего в сла бой степени и совершенно не знают сплава; при легающие к ним огромные по площади районы слабо развиты в промышленном отношении и недостаточно населены. Значит, понижает по лезность зап.-сиб. рек, как путей сообщения, еще разобщенность систем pp. Оби, Енисея и оз. Байкала, а также меридианальное направление главных водных магистралей. Эти два условия не дают возможности установить непрерывное водное сообщение в направлении основного гру зопотока Зап. Сиб.—с В. на 3. и обратно. В силу своего естественного положения зап.-сиб. реки вынужденно превращаются в под’езные пути к ж. д.: с Ю. из хлебородных и сырьевых, а с С. из лесных, рыбных и пушных районов. При отмеченных неблагоприятных свойствах сиб. реки обладают и многими положительными качествами: они многоводны, широко раскину ты по территории страны и, главное, имеют не посредственную связь с открытым Сев. Поляр ным м.; эта связь с морем, открывая сиб. сырью выход на заграничные рынки, придает особо важное знач. сиб. водным путям, надолго за крепляя их ближайшее участие в экспортно импортных операциях Сиб. через порты побе режья Сев. Полярного моря. Общее протяжение В. п. в Обском, Енисей ском и Байкальском бассейнах, по имеющимся данным, исчисляется в 77.000 км, из к-рых на 30.563 км возможно судоходство, а на 29.687 км только сплав; эти цифры далеко не точны, т. к. значит, часть рек Сиб. еще не исследована; су доходные и сплавные качества многих рек до сих пор не выяснены; лоцманских карт не имеет ся не только для второстепенных рек, но даже и для некоторых участков гл. рек. Кроме за регистрированных и вошедших в приведенные цифры в Сиб. имеется еще целый ряд рек, об щим протяжением в десятки тысяч км, по к-рым возможен сплав, а может быть и судоходство. Бассейн Иртыша, являющийся частью Об ского бассейна, имеет площадь в 1.550.000 км2. Эта огромнейшая площадь, расположенная ме жду 47 и 62° с. ш., чрезвычайно разнообразна по своим природным условиям. Она включает в себя песчаные пустыни и хлебородные степи, горные массивы и урманные леса. Пестрота при родных условий вносит большое разнообразие в формы народного х-ва тех районов, по к-рым
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2