Сибирская советская энциклопедия_Том1

судовых красных уголков в 1928 было 14 бере­ говых. Клубными кружками и курсами в начале 1928 охватывалось около 4.000 членов. Библио­ теки есть во всех клубах. Все суда обслужи­ ваются передвижками. Для проведения летней культработы на судах организ. 8 культбаз (Се­ мипалатинск, Барнаул, Н.-Сиб., Томск и Омск, Усть-Кут и Витим). Инженерно-техническая сек­ ция Сибкрайкомвода в 1928 об ’единяла 316 чле­ нов. Дальне-Вост. Краевой К-тет В. на 1 июля 1927 об’единял 5.876 членов. См. также Про­ фессиональное движение и Профессиональные СОЮЗЫ. В. Ш е м е л е в . ВОДНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ—см. Грузооборот. ВОДНЫЕ ПУТИ (внутренние). В Сиб., бедной путями сообщения вообще, В. п. имели и будут иметь чрезвычайно важное знач. Все прошлое Сиб.: ее завоевание, колонизация, развитие пром- сти, торговли, с. х-ва, тесно связано с сиб. ре­ ками, обширнейшая сеть к-рых покрывает всю ее территорию. Все внутренние В. п. Сиб. входят в состав 5 гл. бассейнов: Обского, Енисейского, Байкаль­ ского, Амурского и Ленского. Реки первых трех бассейнов орошают Зап. и Ср. Сиб. и в каче­ стве В. п. для многих районов (Нарымский, Сур­ гутский, Обдорский, Туруханский и др.) являют­ ся единственной связью с культурными и пром. цц. Гл. из этих рек—Иртыш, Енисей, Обь—слу­ жат удобными и дешевыми под’ездными к ж.-д. путями из широких хлебородных степей ср. и юж. полосы Сиб.; части этих же рек, на С. от ж.-д. магистрали, вместе с своими многочислен­ ными прит., глубоко врезающимися в лесные массивы, составляют прекрасную сеть естествен­ ных путей для вывоза древесины в пп. потре­ бления; эта же водная сеть будет опорой для намечающейся широкой колонизации притаеж­ ной полосы Сиб. края. Верховья Иртыша, Ени­ сея, Селенги, проникая в глубь Сев.-Зап. Китая и Монголии и Танну-Тувинской Респ., дают воз­ можность установить дешевую водную связь Сиб. с пограничными округами этих стран; мощ­ ные многоводные низовья сиб. водных маги­ стралей, вливающиеся в Сев. Полярное м., дают выход Сиб. и Уралу на внешние мировые рын­ ки (Сев. Морской Путь). Для судоходства и сплава В. п. Обского, Ени­ сейского и Байкальского бассейнов до сих пор, в достаточной степени, еще не использованы. Многие, вполне пригодные для судоходного со ­ общения, реки (Ангара, Нижняя Тунгуска, Чер­ ный Иртыш, Верхний Енисей и др.) до сего вре­ мени коммерческим судоходством не эксплоа- тируются, на других не менее крупных реках (Тавда, Кеть, Чулым, Конда и др.) судоходство совершается нерегулярно. Еще в меньшей сте­ пени сиб. реки использованы для сплава. Огром­ ная сеть мелких второстепенных рек, доступных для сплава леса, по разным причинам (слабое развитие лесной промышленности, ненаселен- ность берегов и др.) не используются для этой цели. Судоходные качества рек Зап. Сиб. весь­ ма разнообразны. Наиб, крупные из них, начи­ нающиеся в горных хребтах, протянувшихся по рус.-китайско-монгольской границе (Иртыш, Ени­ сей), в верховьях—порожисты, каменисты и для судоходства в естественном состоянии мало или совсем не пригодны. По выходе из гор на рав­ нину они становятся спокойнее, многоводнее и в большей степени могут быть использованы для судоходства, но и здесь последнее встре­ чает еще препятствия, в особенности серьезные в меженное время.-Только на нижних участках глубокосидящие суда могут плавать в течение всей навигации, почти не испытывая затрудне­ ний. Неодинаковые судоходные качества сиб. рек и их отдельных участков создают различ­ ные условия и для эксплоатации, что выну­ ждает судоходство иметь разный флот, не толь­ ко для таких непохожих одна на другую рек, как Иртыш и Енисей, но даже для ниж. и верх, участков каждой из них. Распределение В. п. по территории Зап. Сиб. нельзя признать особенно удачным и соответствующим потребностям от­ дельных районов в путях сообщения. Правда, сеть судоходных и сплавных рек прорезает всю территорию Зап. Сиб., в особенности ср. и сев. ее части. Притоки крупнейших водных артерий, разветвляясь в зап. и вост. направлениях, под­ ходят к богатейшим рудным и каменноуголь­ ным м-ниям (Томь), достигают золотоносных районов (Енисей) и на 3. доходят до горных заводов Урала (Тура, Сосьва). Но при этом наименее пригодные для судового плавания участки рек протекают в наиб, заселенных и бо­ гатых по природным условиям районах, здесь имеется интенсивно работающее судоходство и довольно развитый сплав. И, наоборот, низовые участки, удобные и безопасные для судового плавания, используются для последнего в сла­ бой степени и совершенно не знают сплава; при­ легающие к ним огромные по площади районы слабо развиты в промышленном отношении и недостаточно населены. Значит, понижает по­ лезность зап.-сиб. рек, как путей сообщения, еще разобщенность систем pp. Оби, Енисея и оз. Байкала, а также меридианальное направление главных водных магистралей. Эти два условия не дают возможности установить непрерывное водное сообщение в направлении основного гру­ зопотока Зап. Сиб.—с В. на 3. и обратно. В силу своего естественного положения зап.-сиб. реки вынужденно превращаются в под’езные пути к ж. д.: с Ю. из хлебородных и сырьевых, а с С. из лесных, рыбных и пушных районов. При отмеченных неблагоприятных свойствах сиб. реки обладают и многими положительными качествами: они многоводны, широко раскину­ ты по территории страны и, главное, имеют не­ посредственную связь с открытым Сев. Поляр­ ным м.; эта связь с морем, открывая сиб. сырью выход на заграничные рынки, придает особо важное знач. сиб. водным путям, надолго за­ крепляя их ближайшее участие в экспортно­ импортных операциях Сиб. через порты побе­ режья Сев. Полярного моря. Общее протяжение В. п. в Обском, Енисей­ ском и Байкальском бассейнах, по имеющимся данным, исчисляется в 77.000 км, из к-рых на 30.563 км возможно судоходство, а на 29.687 км только сплав; эти цифры далеко не точны, т. к. значит, часть рек Сиб. еще не исследована; су­ доходные и сплавные качества многих рек до сих пор не выяснены; лоцманских карт не имеет­ ся не только для второстепенных рек, но даже и для некоторых участков гл. рек. Кроме за­ регистрированных и вошедших в приведенные цифры в Сиб. имеется еще целый ряд рек, об­ щим протяжением в десятки тысяч км, по к-рым возможен сплав, а может быть и судоходство. Бассейн Иртыша, являющийся частью Об­ ского бассейна, имеет площадь в 1.550.000 км2. Эта огромнейшая площадь, расположенная ме­ жду 47 и 62° с. ш., чрезвычайно разнообразна по своим природным условиям. Она включает в себя песчаные пустыни и хлебородные степи, горные массивы и урманные леса. Пестрота при­ родных условий вносит большое разнообразие в формы народного х-ва тех районов, по к-рым

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2