Сибирская советская энциклопедия_Том1
имеются, кроме того, 3 судоремонтные мастер ские; заводы: фанерный, ящичный, мыловарен ный, парфюмерный, свечной, маслобойный, вино куренный, водочно-ликерный, консервный, спир- то-водочный, кожевенный, дрожжевой, механи ческий, 3 пивоваренных и рисоочистительный; 5 мельниц; фабрики: макаронная, конфектно- шоколадная, чаеразвесочная, табачно -папирос ная, махорочная; механич. -ремонтные мастер ские, 3 типографии, 2 электростанции. Рабочих в цензов, пром. завед. 2.458; механических дви гателей 168. В кустарно-ремесленной пром-сти занято 5.204 чел. Коммун, предприятия: элек тростанция, трамвай, ассениз. обоз, 3 бани, 2 бойни, 3 гостиницы, водопровод. Гор. бюджет 1926/27—поступило 3.311,3 тыс. руб., израсходо вано 2.980,7 тыс. руб. В л а д и в о с т о к с к и й п о р т является вы ходом к океану 2 ж.-д. магистралей: Китайско- Восточной ж. д., прорезающей Сев. Маньчжу рию, и Уссурийская ж. д., и представляет собою ц. морских сообщений Д. Востока. В. связан прямыми рейсами со всеми гаванями ДВ, Чер ным м. и некоторыми заграничными портами. Сев. рейсы охватывают Охотское побережье, зап. и вост. побережья Камчатки, побережье Сев. Полярного м. до устья Лены (нерегулярно). Рас стояния до важнейших портов в км: Ленинград 23.291, Одесса 17.030, Николаевск-на-Амуре 1.574, Александровск 1.333, Советская Гавань 1.074, Охотск 3.210, Петропавловск (Камчатский) 2.787, Усть-Камчатск 3.300, Анадырь 4.640, Хакодате 796, Шанхай 1.898, Лондон 20.402, С.-Франциско 7.390, Сидней 9.252. Порт занимает ю.-з. часть бухты Золотой Рог; входов в порт два: Босфор Восточный (главный), шир. 2.360 м и Босфор Западный, шир. 780 м. Для В., как тихоокеан ского порта, характерны циклонические бури- тайфуны. В течение года 80 туманных дней, из них на лето приходится 47; июль имеет до 15 дней густого тумана; 4 маяка: в ю.-в. части По воротный, Аскольд, Скрыплев и в ю.-з. Гамов. Ср. год. t° +4,8°, период замерзаемости 110 дн. (после введения в бухту Золотой Рог ледоко лов уменьшился до 98 дней); толщина льда не превышает 1,5—2 фут.; благодаря раб. ледоко лов (с 15 декабря до конца марта) открыт для плавания круглый год. Рейд в бухте Золотой Рог имеет водную площадь в 7 км2', 35 обору дованных причалов, допускающих причаливание судов с осадкой от 8,2 до 9,4 м; в Амурском зал. 2 каботажных гавани. Пропускная способ ность порта ок. 2 млн. гг. Длина причальной линии—3.926 м; под складочные помещения за нято 169.698,3 м2. Транзитная часть порта рас полагает 16 причалами; общая площадь пакгау зов 95 тыс. м2. Выстроены соле- и нефтебазы; сооружены 6 отепленных цилиндрических баков для бобового масла, вмещающие 8.000 т. Пода ча масла на пароход производится механически; 6 электр. конвейеров для механической погруз ки зернового груза и бобовых жмыхов. В до военные годы порт имел, гл. обр., ввозный ха рактер; максимальный грузооборот и ввоз был достигнут в 1916 (грузы воен. вед-ва); с 1920 порт получил ясно выраженный вывозной ха рактер. Основной работой порта в наст, время является маньчжурский транзит и экспорт про дуктов хозяйственной деятельности Приморья. Грузооборот порта быстро растет; увеличивает ся посещаемость порта судами, не только со ветскими, но и иностранными. Основные товары ввоза: сахар, чай, джуто вые мешки, соль, керосин, ж.-д. материалы; вы воза: хлебные грузы (бобы), лес, жмыхи. П о к а з а т е л и г р у з о о б о р о т а Г о д ы 1913 | 1926,27 В т. ч. иностранных.............................. Общая вместимость судов (т. per. m.) В т. ч. иностранных Г .......................... 1.469,6 566.0 322.0 881,7 516,6 1.988,5 572.0 509.0 1.223,9 1.135,3 В. расположен от центра Маньчжурии, Хар бина, в 790 км, от Дайрена в 952 км. На В. гру зы идут без перевалки, на Дайрен с перевалкой на ст. Чаньчунь с широкой колеи (КВЖД) на узкую (ЮМЖД). На ряду с маньчжурским тран зитом для порта с каждым годом получает все большее знач. экспорт леса. В 1913 вывезено около 12 тыс. т, в 1925/26—144,1 тыс. т. Для экспорта леса построен на мысе Чуркине при чал с большой площадью для леса. Дальнийка ботаж по линии В.—Черное м. поддерживается рейсами Совторгфлота. Гл. грузы: нефть, сахар, с.-х. машины, соль. Прибыло в 1913— 180,3 тыс. т, в 1926/27—93,0 тыс. т. Малый каботаж распа дается на две ветви: грузооборот на судах при брежного плавания и грузооборот с сев. порта ми. Общий размер грузооборота малого кабо тажа (в тыс. т): [ П о к а з а т е л и г р у з о о б о р о т а 1913 1926/27 1 Прибыло . • ............................................. 330,4 80,1 Отправлено ............................................. 105,5 59,1 К 1928 порт почти исчерпал свою пропуск ную способность; по пятилетнему плану в 1931/ 32 ожидается грузооборот 3.300 тыс. т, что тре бует значит, расширения порта и его переобору дования. Л и т.: приведена в адресно-справочной книге „Весь Вла дивосток", Владивосток, 1926 (в ст. М атвеева , 3 . Н . Биб лиография Владивостока); из новых изд. — „Порт Владиво стока", Владивосток, 1927. Г. М. «ВЛАДИВОСТОК» — еженед., затем ежедн. газ., выходила во Владивостоке с 1882 по 1906. Сначала была полуофициальным орг. морско го вед-ва, а после перехода к частному изд-ву сделалась литер.-обществ, орг. с либеральным направлением. «В.» уделял много места мест ным вопросам. В 1906 редактор был арестован, и газ. закрыта. ВЛАДИВОСТОКСКИЙ МУЗЕЙ местного края и сопредельных стран—Китая, Японии и Кореи. Основан в 1890 Об-вом изучения Амурского края. Инициатива открытия М. принадлежит инж.-ме ханику флота А. М. Устинову. Первым консер ватором музея был Ф. Ф. Буссе. В настоящее время музей имеет отделы: естеств.-истор., куль турно -истор. и пром. -экономический. Число экспонатов: зоологич. 14.623, гербарных 5.925, этногр. и археолог. 2.924, петрогр. 1.980, истор. 1.560 и пром. -эконом. 1.475. Кроме того, при В. м. с 1925 организован отдел рев., иллюстри рующий рев. движение в Приморье с 1905 по 1922 (пресса, монеты и боны, редкие фотогра фии и документы). В. м. имеет лаборатории: общую, зоолог, и ихтиологическую. Постоян. штат музея: 9 науч ных работников и 4 технических. Бюджет— 7.000 руб. Исследовательские раб. ведутся му зеем в направлениях: физико-геогр., историко- этнолог. и соц. -экономическом. Посещаемость музея в ср. за последние 5 лет свыше 13.000 к за один 1927—20.149 чел. Раб. музея получали освещение в «Зап. Об-ва изучения Амурского края» и «Отчетах» того же Общества. Лит . : Глуздовский, В. Е. Каталог музея Об-ва изучения Амурского края, Владивосток, 1907; Юбилейный сб. Влади востокского обл. музея за первые 25 лет его существования, Владивосток, 1916. 3. М а т в е е в .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2