Сибирская советская энциклопедия_Том1
Т. о. всех доходов по Б. Сиб. края в 1921/22 поступило всего лишь около 34,5 млн. руб. и даже, если учесть суммы, ускользнувшие от общего учета через кассы НКФ, то и в этом случае весь об’ем доходной части Б. едва ли превышал 36 млн. руб. и, конечно, далеко не покрывал всех расходов, удовлетворявшихся как за счет эмиссии, так и материальных рес- сурсов. Бюджетный период 1922/23 был годом наиб, упорной борьбы за оздоровление финан сового хоз-ва Сиб. края, за водворение бюд жетной и отчетной дисциплины и потому за этот период Б. края, особенно в гос. его ча сти, впервые получает более определенные очертания как по доходам, так и по расходам. В об ’ем Б. во всем последующем изложении не включены доходы и расходы транспорта и связи, как выходящие из границ Сиб. края и имеющие самодовлеющее значение. Об ’ем до ходной части гос. Б. в 1922/23 достиг 32 млн. рублей и местного до 7,5 млн. руб., при непол ном учете последнего, при чем по своему ха рактеру оба Б. были почти полностью нало говыми: продналог (по исчислению НКФ 17,5 млн. руб., а НКПрода 31,1 млн. руб.), пр. пря мые налоги и впервые появляющиеся акцизы, давшие 4,6 млн. руб. Что касается расходов этого периода, то имеющаяся цифра ден. рас ходов в 35 млн. руб. ни в какой мере не мо жет быть признана отражающей действитель ные расходы, т. к. на ряду с ден. ассигнова ниями вед-ва получали продовольствие и ма териальное снабжение натурой. С учетом на туральных расходов Б. несомненно имел дефи цит, покрывавшийся подкреплениями из цен тра. Начиная с Б. 1923/24 чисто-денежного и притом построенного на твердой червонной основе, имеется возможность говорить о сиб. бюджетном хоз-ве, как о законченном целом, проследить тенденции его развития и выявить условия его дальнейшего роста по обоим сек торам—гос. и местному. Г о с у д а р с т в е н н ый Б. Доходы по ос новным их группам определились за истекшее четырехлетие в след, суммах (в тыс. руб.): Д о х о д ы 1923/24 1924/25 1925/26 1926/27 % роста за 4 года Налоговые.................. Неналоговые............... Кредитные .................. 27.446 3.583 3.760 40.649' 45.393 3.417; 4.646 2.686 939 53.008 4.772 1.848 91,7 33,1 В с е г о . . . . 34.789 46.752 50.978 59 628 71,2 Необходимо иметь в виду, что за истекший период взаимоотношения гос. и местного Б. существенно изменялись в пользу усиления от числений из гос. доходов в местный Б., гл. обр. по налоговой части, где отчисления от с.-х. на лога и пром. налога доведены с 41,5% до 75% по первому и 45% по второму, а по неналого вым доходам по наиб, крупному источнику лес ному доходу отчисления с 30% увеличены до 40%. Это обстоятельство естественно отрази лось на темпе роста гос. Б. Несмотря на это, гос. Б. почти на % увеличил свой об’ем за 4 года за счет, гл. обр., налоговых поступле ний. В налоговых доходах весьма энергичный рост дали косвенные, увеличившиеся за 4 го да почти в 5,5 раз, особ, в связи с продажей хлебного вина (см. Налоги). Рост гос. Б. по всему СССР за тот же период был сильнее, чем в Сиб. крае, увеличившись (без доходов транспорта и связи) на 162%; налоги по Сою зу играют также превалирующую роль (более 70%), при чем в последних акцизы дали рост за 4 года почти в три раза, выразившись в 1926/27 в сумме 1.182 тыс. руб. Слабый рост неналоговых доходов стоит в связи с ничтож ным использованием имеющихся в этом отно шении возможностей, требующих значит, вло жения средств, прежде чем производительные силы края смогут дать свой эффект. Так, лес ной доход (см. Неналоговые доходы) неизме римо мал сравнит, с лесными богатствами края и эта, довольно крупная в бюджете СССР, статья доходов в Сиб. крае почти не имеет от ражения в Б. Только в результате щирокого практического осуществления идеи индустриа лизации народного хоз -ва Сиб. края может произойти и более заметная реконструкция в строении доходной части Б. в сторону усиле ния и расширения его неналоговой базы. Пока же неизбежно в течение значит, ряда лет гос. Б. края будет носить преим. налоговый харак тер. Расходы по гос. Б. Сиб края по основным группам за тот же период развертывались в след, виде (в тыс. руб.): Р а с х о д ы 1923/24 1924/25 1925/26 1926/27 % роста за 4 года Административные . . 1.836 2.087 6.680 4.947 169,4 Хоз. - производствен ные ............... ... . . 6.721 6.351 9.580 24.263 262,6 Культурно - социаль ные .......................... 2.713 4.427 6.914 9.172 233,0 П р о ч и е ...................... 12.864 13.015 16.631 16.254 62,0 В с е г о . . . . 24.134 25.880 39.805 54.636 126,5 Здесь также следует иметь в виду чрезвы чайную пестроту во взаимоотношениях с мест ным Б., когда одни расходы перебрасывались с гос. Б. на местный и наоборот; в конечном итоге, гос. Б. к концу 4-летия достаточно за метно разгрузил себя от ряда учреждений и мероприятий, преим. по культурно-социальной группе в пользу местного бюджета. Расходная часть Б. выросла по Сиб. краю более интен сивно, чем доходная, в связи с тем же, что б. ч. доходов начинает оставляться на удовлетворе ние потребностей края. Тем не менее рост и расходной части Б. края все же отстает от р о ста расходов Б. всего СССР, к-рый за 4-летие вырос на 153%. Уд. вес гос. Б. Сиб. края в Б. Союза не превышает пока еще 2%. Наиб, силь ное развитие за это время получила группа хоз.-производственных расходов, по к-рой про ходит финансирование народного хоз-ва; уд. вес ее в Б. поднялся с 27,8% в 1923/24 до 44,4% в 1926'27; по СССР эти расходы выросли еще более бурно (почти в восемь раз), подняв уд. вес с 13,3 до 43,1%. Почти столь же интен сивный рост имели в крае и культурно -со циальные расходы, поднявшие уд. вес с 11,2 до 16,7%, при чем в этом отношении темп роста в Сиб. крае был выше, чем по СССР, где он шел в соответствии с ростом Б.; в абсолютных же суммах расходы края составили в 1926'27 всего лишь около 4% расходов по СССР. Со всем ничтожны, сравнительно со всем СССР, затраты на хозяйственно-производственные ну жды, составляющие лишь 0,5% расходов Сою за. В этой недостаточности финансирования
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2