Сибирская советская энциклопедия_Том1
с ними произведения шаманской поэзии; пред сказания, гимны и пр. Богатством такого рода произведений отличаются северо-байкальские и хоринские Б.-м. Большое количество их собра но Ц. Ж. Жамцарано. Эпические произведения хранят в себе неподражаемые образцы худо жественных переживаний и подлинную красоту языкового творчества. Своей письменности Б.-м. не имеют, литер, языком восточных Б.-м. яв ляется монг. литер, яз., среди западных бурят распространена рус. грамотность. Письменная лит-pa включает летописи и некоторые др. виды произведений, написанных на монг. литер, яз. В дацанах (монастырях) получили большое раз витие ксилографическое искусство (гравирова ние на дереве) и издательское дело на монг. и тибетском языках. Со времени образования Б.-М. Респ. (1923) Б.-м., получив возможность строить свою культурно-национальную жизнь, присту пили к созданию и развитию своей языковой культуры. Изд. на монг. яз. большое количе ство лит-ры (преим. переводной с рус.) разного содержания: политического, научно-популярного и т. д. Издаются на этом яз. журнал и газ. Ве дутся раб. в направлении оформления литер, и делового яз., выработки новой терминологии и по реформе алфавита. У зап. Б. уже и в до-рус. эпоху, кроме ското водческого, было и земледельческое х-во, про дукты к-рого обменивались на меха у тунгусов. На меха через монголов приобретались китай ские товары. У хоринцев было почти только скотоводческое х-во. Эти два типа х-ва сохра няют, в соответствии с климатическими и поч венными условиями, свое знач. и теперь. Побоч ные занятия: охота, рыболовство, разного рода ремесла; плотничное, столярное, шорное, куз нечное и пр. Среди Б.-м. имеют сравнительно большое распространение с.-х. машины: сено косилки, грабли, сепараторы. За последнее вре мя появляются тракторы в связи с развитием коллективных х-в. Б.-м. в настоящее время б. ч. живут оседло, хотя имеют перекочевки на зим ники и летники. Только в некоторых погранич ных с Монголией районах (в Агинском айм.) есть небольшое количество чистых кочевников. Западные Б.-м. обычно живут в домах рус. об разца или в деревянных восьмиугольных юр тах. Вост. Б.-м. имеют 4-угольные деревянные— кое-где войлочные —-юрты. Продукция Б.-м. скотоводческого х-ва: заквашенное молоко, из к-рого выкуривают молочное вино («араки»), приготовляют «арки» или «арс» для зимнего питания, с мукой, делают творог «тарк» (в роде густой болгарской простокваши), сухой сыр («айрл» и «бискл»), У зап. Б.-м. в употреблении рус. кушанья. Кожи животных выделывают ста ринным способом (гл. обр., женщины). Из ба раньих шкур шьют шубы, употребляя для шитья нитки из жил крупный животных, нагольные шубы из дымленных шкур или крытые мате рией. Летом Б.-м. носят халаты, предпочтитель но голубого и синего цветов (в Вост. Бурятии), из китайской далембы и др. материй. Женские, девичьи и мужские костюмы имеют различные покрои. Ныне женские костюмы старого покроя исчезают. От старого родового быта сохраня ются еще некоторые обычаи. Брак совершался раньше по обычному праву с уплатой калыма, обезличивавшего женщину-бурятку, теперь ка лым постепенно иЛкивается. Отрицательные чер ты быта: картежничество и пьянство. Преступ ность среди Б.-м. сравнительно невелика. Наиб, распростр. религия зап. Б.-м.—шаманизм, у вос точных — ламаизм. Ламаитскими цц. являются многочисленные храмы — монастыри (дацаны) с десятками и сотнями лам—монахов, изучающих тибетский яз., богословские, философские и ме дицинские науки. Христианство, принудительно и лишь внешне усваиваемое Б., не привилось в Бурятии. Только к концу XIX в. Б.-м. добились приема в рус. школу без принятия христианства. Они в короткий срок выдвинули большое число интеллигенции, научных и общественных дея телей (Хангалов, Баторов, Жамцарано, Барадин, Цыбиков, Богданов, Дамбинов, Трубачеева, по литические деятели Сахьянова, Ербанов, Тру- бачеев, Оширов, Ринчино и др.). Это, несомнен но, стойкая, сильная и даровитая народность, для к-рой советской государственностью открыт путь к широкому национально-культурному и хозяйственному развитию. Ли т . : Материалы к I культурно-национальному совеща нию Б.-М. АССР, Верхнеудинск, 1926; Рам стедт , Г. И . Сравнительная фонетика монгольского письменного языка и халхаско-ургинского говора, СПб., 1908; Лауфер, Б. Очерк монгольской литературы, Л., изд. Лгр. Вост. Ин-та, 1927; Цыбиков, Г. И . Пособие к практическому изучению монголь ского языка, Владивосток, 1915; его ж е . Грамматика бурят- монгольского письменного языка, Верхнеудинск, 1927; }Кам- царанов Ц . Материалы к изучению устной литературы мон гольских племен, „Зап. Вост. Отд. Р. Арх. Об-ва“, т. 17, СПб., 1907; Богданов, М. Н . Очерки истории бур.-монг. народа, Верхнеудинск, 1926; Турунов, А. Прошлое бурят-монгольской народности, Иркутск, 1&22; Серебренников, Буряты, их быт и землепользование, Верхнеудинск, 1925; Шендриковский, И . И . Материалы к антропологии бурят (селенгинцев), СПб., 1894; П ор от ое , М . Т. К антропологии бурят. Буряты-аларцы, СПб., 1895; Талъко-Гринцевич. Материалы к антропологии и этнографии Центр. Азии, „Зап. Акад. Наук“, Л., 1926; Богда нов, А. П. Бурятские черепа, „Антропол. Вест.“, т. I I ; Мс- лиев, Н . М . О бурятских черепах, „Тр. Об-ва Естеств. при Казанском Ун-те“, 1878; Мацокин, П. Г. Опыт антропометр, исследования населения Забайкальской обл., „Рус. Медиц.“, 1893, 38; Бушмакин, Н . Д. Некоторые особенности рельефа головного мозга бурят, „Ирк. Мед. Журн.“, 192(5, 3—4; Сина- кевич, Н . А . К вопросу о морфологических особенностях гор таней ру с. бурят и китайцев, „Ирк. Мед. Журн.“, 1927; Мел ких, А. А ., Горев, Н . И . и Грингот, Ц. Л . Расовый био-хи- мический показатель у бурят, „Ирк. Мед. Журн.“, 1926, 5—6. Б. Б а р а д и н , Н. Б у ш м а к и н и Н. К о з ь м и н . БУСАНИ, оз. — в Сев. Забайкалье, на юж. склонах Юж. Муйского хр.; в верховье, справ, стороны, дает исток, р. Цыпу; дл. оз. 80 км, шир. 8 км. БУССЕ, Федор Федорович (1838—96)—иссле дователь ДВ. Окончил Пб. Ун -т. Работал в Вост. Сиб., с 1861 по 1889 заведывал переселе нием крестьян, исследовал край в этнографи ческом и археологическом отношениях, про изводил перепись корейцев. В 1883 принимал участие в организации Об-ва изучения Амур ского края, председателем к-рого был до от’ез- да из Сибири. Гл. работы: Указатель лит-ры об Амурском крае, СПб., 1874, и 2-е дополнен ное изд. в т. XVIII «Изв. Р. Г. Об-ва», СПб., 1882; Переселение крестьян морем в Южно- Уссурийский край в 1883— 1893, СПб., 1896; Очерк условий земледелия в Амурском крае, «Зап. для Чтения», 1896, 8— 12; Об условиях с. хоз -ва в Амурском крае и населении его, «Журн. С. X. и Лесоводства», 1871, 2. О н е м : Рончевский, А. Д . Краткая биография Ф . Ф. Буссе, „Зап. Об-ва изучения Амурского края“, т. XII, Влади восток, 1908. БУСЫЛЕЙСКИЙ ИСТОЧНИК—см. Ш и в и я . БУТАШЕВИЧ - ПЕТРАШЕВСКИЙ, Михаил Васильевич (1821—66)—глава кружка петрашев цев, последователь учения Фурье, пылкий про пагандист «мирного социализма». В 1849 «за организацию сообщества, направленного к раз рушению существующего государственного по рядка» приговорен к расстрелу, к-рый по кон фирмации приговора был заменен ему бес срочной каторгой. С места казни, где была об ’явлена «высочайшая милость», Б.-П. в кан далах (одновременно с Ф. М. Достоевским)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2