Сибирская советская энциклопедия_Том1
увлечены проповедью религиозных реформато ров о самостоятельной бурханистской религии, к-рая по учению ее проповедников не толь ко облегчает путь человеческих существ к об щению с надземными божественными силами и делает покровителем людей доброе божествен ное начало, вместо прежнего злого (Эрлика), но и помогает алтайцам создать самостоятель ное могущественное государство, долженствую щее освободить их от пришельцев, от насилия русских завоевателей. Социально -экономиче ская основа этого движения заключалась в том, что развивающееся товарное хозяйство в гор ных долинах и альпийских плато Алтая к это му времени определенно уперлось в колониза торскую, захватническую политику русского царизма в лице его переселенческого ведом ства. Под ударами двух этих сил—развития то варности алтайского хозяйства и экспроприа ции земель алтайцев в колонизационный фонд переселенческого ведомства, порождались те противоречия, на почве которых и родилось бурханистское движение. Не обошлось тут, ко нечно, и без того, чтобы капиталистическая Япония, ведя в это время с русским империа лизмом конкурентную борьбу и открытую вой ну за проникновение на континент Дальнего Востока (Корея, Северная Маньчжурия, Монго лия, Китайский Алтай), не приложила руки и не попыталась использовать бурханистское движе ние в своих целях. Вызванное, т. обр., бурха нистское движение было весьма сложным по питающим его источникам и не мало хлопот причинило русскому царизму. Заманчивостью националистической программы реформации ша манизма не раз пользовались и прежде про водники китайского и японского влияния, от дельные вожди ламаитской церкви, пытавшие ся поднять движение против шаманизма (в 70-х годах XIX столетия и позже в 1900). Но наи более успешными оказались их попытки во вре мя русско-японской войны, когда весной 1904 Б. получил не только законченное идеологиче ское, но и национально-политическое оформле ние. По материалам т. наз. Алтайской духовной (православной) миссии и др. источникам нача ло этого движения рисуется в след, виде: Еще во время т. наз. боксерского движения в Китае, в основе к-рого также лежали кор ни возмущения широких народных масс Китая против захватнической политики империали стов, в том числе и соседней России, через Ки тайский Алтай в русский Горный Алтай нача ли проникать политические эмиссары, к-рые пропагандировали среди русских алтайцев мысль о скором пришествии великого богаты ря—Ойрат-хана, который принесет им правиль ную «желтую веру» и освободит их от насилия иноземных завоевателей. Проповедь эта пала на благоприятную почву и уже весной 1904 богатый земледелец-скотовод, алтаец Чет-Чел- пан (Чети Челпанов) разнес по Алтаю весть о том, что к нему явился всадник на белом коне и дал ряд «заповедей». В заповедях явно ска залась философии ранних буддизма, ламаизма и рационализма. Среди этих заповедей были та кие: не есть крови животных и не «забивать» (т.-е. не приносить в жертву) молодой скот; сжечь бубны камов (шаманов), потому что они не от бога, а от злого духа—Эрлика; уничто жить все оружие и порох; не есть из одной посуды с христианами; смотреть на русских, как на врагов (завоевателей) и не вести с ними дружбы; знать только одного «Великого Ойрат- хана», подданными к-рого являются все ал тайцы, и выбрать себе князя из его предков и пр. Все эти «заповеди»—лозунги движения—го ворят и о его сущности: с одной стороны—- противодействие общению с пришельцами, с другой—пропаганда борьбы с шаманизмом и внедрение ламаизма. Вскоре к Чет-Челпану, находившемуся в вер ховьях р. Кона (в 20 км от с. Усть-Кан), в боль шом количестве начали с’езжаться калмыки; Чет-Челпан проводит ряд совещаний и молит ся новому богу по новым обрядам, более отве чающим утверждающемуся новому земледель ческому укладу. Имеются непроверенные све дения о выборе с’ехавшимися своего князя. Ни социальный состав с’ехавшихся, ни вопросы, разбиравшиеся на этих совещаниях в литера туре о Б. не выяснены, но бесспорным является оценка Б., как национального движения, обле ченного в форму религиозной реформации, вы званного определенными экономическими и по литическими причинами. Б. движение среди «алмыков, не сопрово ждающееся никакими насильственными дей ствиями, вызвало большую тревогу среди адми нистрации. Началась паника среди русского на селения, усиливаемая нелепыми слухами о «японских шпионах» (шла русско-японская вой на), о движении китайских войск к границам Алтая и пр. Бийск, Барнаул, Томск, Омск за брасывались телеграммами с просьбой о при сылке воинских частей, но, в виду невозможно сти выделения их, администрация решила «по кончить» с движением, используя для этого русское население и вооружив его. К 20 июня 1904 в с. Усть-Кан было собрано до 1И тыс. вооруженных русских, по преимуществу пере- селенцев-колонистов и богатых старообрядцев, к-рые, совместно с полицейскими, после мо лебствия, отслуженного епископом Макарием (позже столпом царского самодержавия — мо сковским митрополитом), двинулись к месту скопления калмыков, в лог Дерем. По приходе в лог началось жестокое избиение безоружных, а Чет-Челпан вместе с женой и дочерью (испол нявшей религиозные обряды у Б.) и 24 калмы ками были арестованы. Этот «поход» дал по вод к широко разросшимся грабежам имуще ства и скота калмыков. «Алтайское дело Чет- Челпанова» разбиралось в Бийске в мае 1906 (судебное дело пока не обнаружено). Приезд защитников из столицы и перводумские иллю зии привели к незначит. по тяжести приговору. Остатки Б. живы в Зап. Алтае и в настоящее время среди наиболее отсталых слоев тузем ного населения. Л и т.: Анохин, А. В. Бурханизм в Зап. Алтае, „Сиб. Огни”, 5, 1927; Бакай, Я . Легендарный Ойрат-хан, „Сиб. Огни“, 4, 1926. А. А. и Б. Ш, БУРЫЙ ЖЕЛЕЗНЯК — см. Железные руды. БУРЫЙ УГОЛЬ — составляет группу моло дых гумусовых каустобиолитов (см.), предста вляя древесный торф, несколько уплотнивший ся и обогатившийся углеродом. Различают ли гнит, сохранивший заметную невооруженным глазом древесную структуру, собственно Б. у., и, наконец, смоляной уголь, к-рыйприобрел уже буро-черную окраску и довольно плотное сло жение. От каменного угля Б. у. отличается тем, что при возгонке его получается, м. пр., уксусная кислота или уксусно-кислый аммо ний, а при кипячении его в едком кали.послед ний окрашивается в темнобурый цвет. Ср. со став органической массы Б. у. характеризуется след, пеличинами: углерода 70%, водорода
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2