Сибирская советская энциклопедия_Том1

увлечены проповедью религиозных реформато­ ров о самостоятельной бурханистской религии, к-рая по учению ее проповедников не толь­ ко облегчает путь человеческих существ к об­ щению с надземными божественными силами и делает покровителем людей доброе божествен­ ное начало, вместо прежнего злого (Эрлика), но и помогает алтайцам создать самостоятель­ ное могущественное государство, долженствую­ щее освободить их от пришельцев, от насилия русских завоевателей. Социально -экономиче­ ская основа этого движения заключалась в том, что развивающееся товарное хозяйство в гор­ ных долинах и альпийских плато Алтая к это­ му времени определенно уперлось в колониза­ торскую, захватническую политику русского царизма в лице его переселенческого ведом­ ства. Под ударами двух этих сил—развития то­ варности алтайского хозяйства и экспроприа­ ции земель алтайцев в колонизационный фонд переселенческого ведомства, порождались те противоречия, на почве которых и родилось бурханистское движение. Не обошлось тут, ко­ нечно, и без того, чтобы капиталистическая Япония, ведя в это время с русским империа­ лизмом конкурентную борьбу и открытую вой­ ну за проникновение на континент Дальнего Востока (Корея, Северная Маньчжурия, Монго­ лия, Китайский Алтай), не приложила руки и не попыталась использовать бурханистское движе­ ние в своих целях. Вызванное, т. обр., бурха­ нистское движение было весьма сложным по питающим его источникам и не мало хлопот причинило русскому царизму. Заманчивостью националистической программы реформации ша­ манизма не раз пользовались и прежде про­ водники китайского и японского влияния, от­ дельные вожди ламаитской церкви, пытавшие­ ся поднять движение против шаманизма (в 70-х годах XIX столетия и позже в 1900). Но наи­ более успешными оказались их попытки во вре­ мя русско-японской войны, когда весной 1904 Б. получил не только законченное идеологиче­ ское, но и национально-политическое оформле­ ние. По материалам т. наз. Алтайской духовной (православной) миссии и др. источникам нача­ ло этого движения рисуется в след, виде: Еще во время т. наз. боксерского движения в Китае, в основе к-рого также лежали кор­ ни возмущения широких народных масс Китая против захватнической политики империали­ стов, в том числе и соседней России, через Ки­ тайский Алтай в русский Горный Алтай нача­ ли проникать политические эмиссары, к-рые пропагандировали среди русских алтайцев мысль о скором пришествии великого богаты­ ря—Ойрат-хана, который принесет им правиль­ ную «желтую веру» и освободит их от насилия иноземных завоевателей. Проповедь эта пала на благоприятную почву и уже весной 1904 богатый земледелец-скотовод, алтаец Чет-Чел- пан (Чети Челпанов) разнес по Алтаю весть о том, что к нему явился всадник на белом коне и дал ряд «заповедей». В заповедях явно ска­ залась философии ранних буддизма, ламаизма и рационализма. Среди этих заповедей были та­ кие: не есть крови животных и не «забивать» (т.-е. не приносить в жертву) молодой скот; сжечь бубны камов (шаманов), потому что они не от бога, а от злого духа—Эрлика; уничто­ жить все оружие и порох; не есть из одной посуды с христианами; смотреть на русских, как на врагов (завоевателей) и не вести с ними дружбы; знать только одного «Великого Ойрат- хана», подданными к-рого являются все ал­ тайцы, и выбрать себе князя из его предков и пр. Все эти «заповеди»—лозунги движения—го­ ворят и о его сущности: с одной стороны—- противодействие общению с пришельцами, с другой—пропаганда борьбы с шаманизмом и внедрение ламаизма. Вскоре к Чет-Челпану, находившемуся в вер­ ховьях р. Кона (в 20 км от с. Усть-Кан), в боль­ шом количестве начали с’езжаться калмыки; Чет-Челпан проводит ряд совещаний и молит­ ся новому богу по новым обрядам, более отве­ чающим утверждающемуся новому земледель­ ческому укладу. Имеются непроверенные све­ дения о выборе с’ехавшимися своего князя. Ни социальный состав с’ехавшихся, ни вопросы, разбиравшиеся на этих совещаниях в литера­ туре о Б. не выяснены, но бесспорным является оценка Б., как национального движения, обле­ ченного в форму религиозной реформации, вы­ званного определенными экономическими и по­ литическими причинами. Б. движение среди «алмыков, не сопрово­ ждающееся никакими насильственными дей­ ствиями, вызвало большую тревогу среди адми­ нистрации. Началась паника среди русского на­ селения, усиливаемая нелепыми слухами о «японских шпионах» (шла русско-японская вой­ на), о движении китайских войск к границам Алтая и пр. Бийск, Барнаул, Томск, Омск за­ брасывались телеграммами с просьбой о при­ сылке воинских частей, но, в виду невозможно­ сти выделения их, администрация решила «по­ кончить» с движением, используя для этого русское население и вооружив его. К 20 июня 1904 в с. Усть-Кан было собрано до 1И тыс. вооруженных русских, по преимуществу пере- селенцев-колонистов и богатых старообрядцев, к-рые, совместно с полицейскими, после мо­ лебствия, отслуженного епископом Макарием (позже столпом царского самодержавия — мо­ сковским митрополитом), двинулись к месту скопления калмыков, в лог Дерем. По приходе в лог началось жестокое избиение безоружных, а Чет-Челпан вместе с женой и дочерью (испол­ нявшей религиозные обряды у Б.) и 24 калмы­ ками были арестованы. Этот «поход» дал по­ вод к широко разросшимся грабежам имуще­ ства и скота калмыков. «Алтайское дело Чет- Челпанова» разбиралось в Бийске в мае 1906 (судебное дело пока не обнаружено). Приезд защитников из столицы и перводумские иллю­ зии привели к незначит. по тяжести приговору. Остатки Б. живы в Зап. Алтае и в настоящее время среди наиболее отсталых слоев тузем­ ного населения. Л и т.: Анохин, А. В. Бурханизм в Зап. Алтае, „Сиб. Огни”, 5, 1927; Бакай, Я . Легендарный Ойрат-хан, „Сиб. Огни“, 4, 1926. А. А. и Б. Ш, БУРЫЙ ЖЕЛЕЗНЯК — см. Железные руды. БУРЫЙ УГОЛЬ — составляет группу моло­ дых гумусовых каустобиолитов (см.), предста­ вляя древесный торф, несколько уплотнивший­ ся и обогатившийся углеродом. Различают ли­ гнит, сохранивший заметную невооруженным глазом древесную структуру, собственно Б. у., и, наконец, смоляной уголь, к-рыйприобрел уже буро-черную окраску и довольно плотное сло­ жение. От каменного угля Б. у. отличается тем, что при возгонке его получается, м. пр., уксусная кислота или уксусно-кислый аммо­ ний, а при кипячении его в едком кали.послед­ ний окрашивается в темнобурый цвет. Ср. со­ став органической массы Б. у. характеризуется след, пеличинами: углерода 70%, водорода

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2