Сибирская советская энциклопедия_Том1
конце 1919. Посмертные «Очерки истории бу- рят-монг. народа» изданы Б.-М. Научным 06- вом в 1926. БОГДАНОВИЧ,Карл Иванович—горный инже нер; р. в 1864. По окончании Горного Ин-та в 1886 Б. вел исследования вдоль Сиб. ж. д. и изучал условия золото носности на зап. побе режье Охотского м. Из научн. раб. Б. следует отметить первый круп ныйна рус. яз. курс «Руд ные ме с т о р о жде ния » -(СПб., 1912— 1913) и «Железные руды Рос сии», СПб., 1911, вк-рых содержится много дан ных по полез, иск. Сиб., др. печ. работы: «Об ископаемом горючем в Енисейской губ.» («Гор ный Журнал», 1893, II), «Материалы по геоло гии и полез, иск. И р кутской губ.» («Геологические исследования и развед. работы по линии Сиб. ж. д .»,'II, 1896); «Геологический очерк зап. побережья Охотского м. от Николаева до Охотска» («Сб. памяти Мушкетова», СПб., 1905) и др. БОГОЛЕПОВ, Михаил Иванович—экономист, проф. Р. в 1879. Читал курс финансового права в Томском Ун-те (1907— 12). В 1910 участвовал в Монгольской экономической экспедиции. С 1912 переехал в Пб. и работал в Ин-те народ ного хозяйства, в Комиссии по исследованию естественных производительных сил при Акад. Наук, позже—в Госплане СССР. Из экономиче ских раб. Б. следует указать: «Очерки рус.-мон гольской торговли», Томск, 1911; «Торговля Сиб.» в сб. «Сиб., ее современное состояние и нужды», СПб., 1908. БОГОЛЮБСКИЙ, Иннокентий Семенович — горный инженер и археолог; р. в 1841 в Нерчин ске, ум. в 1897. Им написаны: «Исследования древ ностей Красноярского и Минусинского окр. в 1881—83 гг.», СПб., 1890; «Очерк Минусинско го, Ачинского и Красноярского окр. в геологи ческом и горнопромышлен. отношении», СПб., 1884, и ряд раб. по геологии и горной промыш ленности (золотопромышленности) Приамурья и Приморья. БОГОМДАРОВАННЫЙ РУДНИК—см. Ком мунар. БОГОМОЛОВСКОЕ МЕСТОРОЖДЕНИЕ (Красноярский окр., Сиб. края)—см. Гипс. БОГОМОЛЫ — представители религиозного движения, охватившего в конце прошлого и на чале текущего века некоторую часть крестьян ского, гл. обр. притрактового, населения Иркут ской, Енисейской и отчасти Томской губ. Б.— строгие исполнители религиозных обрядов и церковных уставов, но, как обособляющаяся группа, расположением православного духовен ства не пользовались. Видным деятелем в их среде был малограмотный крестьянин с. Лист вянки б. Нижнеудинского у. Яков Петрушен- ко—руководитель праздничных с’ездов Б., где велись «назидательные» чтения и беседы. Под их влиянием Б. отказывались от вина, табака, светских песен и т. п., некоторые—от охоты и употребления мяса. В годы после рев. бого- мольчество распалось. БОГОРАЗ, Владимир Германович (Т а н, Н.)— этнограф и беллетрист, хранитель Музея Антро пологии и Этнографии Акад. Наук, проф. Лгр. Ун-та; р. в 1865 в Овруче, в бедной еврейской семье; принимал участие в рев. движении и был (вместе с Кролем и Штернбергом) членом по следнего Союза Народной Воли. В 1886 был арестован, в 1889 выслан в Колымск. Во время пребывания в ссылке начал заниматься этно графическими и лингвистическими наблюдения ми среди местного населения и был участником известной Якутской («Сибиряковской») экспе диции. По возвращении из ссылки был пригла шен в Экспедицию име ни Джезупа, организо ванную Американским Музеем естествен, наук для установления круго тихоокеанской связи ме жду Азией и Америкой; ему было поручено из учение чукчей и азиат ских эскимосов. Гл. тр. Б. являются: его моно графия на английском яз. The Chukchee (New- York), The Chukchee Mythology (1914) и The Eskimo of Siberia. Кроме того им опублико вана в серии «Handbook of american langua ges» грамматика по чукото-коряцкому яз. Ряд раб. по этнографии и лингвистике туземного и рус. населения Колымского края помещен в рус. этнографических журн. и изд. Акад. Наук. Работами Б. совместно с исследования ми Иохельсона и Штернберга установлена связь яз. чукото-коряцкой группы с американ скими и культурное родство палеазиатов и индейцев. Б. выдвигает теорию генетического единства с палеазиатами и целого ряда урало алтайских народов. Под псевд. Н. Тан Б. вы ступал и как писатель-беллетрист. Первый сбор ник его рассказов вышел в 1899 («Чукотские рассказы»); в 1900—«Стихотворения» (среди них «Колымские мотивы»). Основными темами рас сказов Б. является быт туземцев и настроения политической ссылки. Ему же принадлежит ар хеологический роман «Восемь племен» (из древ ней жизни крайнего C.-В.). В художественных произведениях Б. также остается, по преиму ществу, этнографом. Полное собрание художе ственных произведений Б. -Т. вышло в изд. «Просвещение»; автобиография—в Энц. Слова ре Граната, т. 40; библиография—в указателях Азадовского, Слободского и Хороших. См. Би блиография. БОГОРОДСКАЯ ТРАВА. 1) Ч а б е р (Thymus Serpyllum L.)—из сем. губоцветных. Низенький, распростертый по земле полукустарник с мел кими супротивными, яйцевидными, или почти линейными, листьями, снизу с точечными же лезками. Цветы фиолетово-розовые, собраны в головки. Растет по скалам, сухим склонам гор, в равнинных степях, реже по сосновым борам в Ср. и Юж. Сиб. до Охотского м., на о. Са халине, Камчатке. Трава, собранная во время цветения, употребляется в медицине (herba serpylli) для ароматических наборов, космети ки и т. п.; из нее получают эфирное масло (oleum serpylli), содержащее тимол. 2) Степная (Thymus Marschallianus Willd.). Похожа на ча бер, но с более выс. (до 30 см) прямыми стеб лями, более узкими ланцетовидными листьями и продолговатым соцветием. Также сильно па хучее, но с менее приятным запахом. Растет на степных лугах в Зап. Сиб. до р. Енисея и в б. ч. Европы. В степных районах заменяет в народ ной медицине чабер, где он отсутствует.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2