Сибирская советская энциклопедия_Том1

АШИНА—легендарный предок турков. Пола­ гают, что это — китайская транскрипция мон- гольск. слова «шоно» (волк). Последний играет исключительную роль в эпосе сиб. турков. Ту­ рецкие племена ведут свое происхождение от волка (ср. «четти буру»—семь волков, одна из костей сагаев; бурут—кыргызы). Телохраните­ ли орхонского кагана назывались волками («фу- ли»—кит. транскр. «буру»). АШИРИТ ( д и о п т а з, медный и з у мр у д ) . Назван по имени бухарца Махмеда Ашира, ука­ завшего в 80-х гг. XV1I1 в. м-ние этого камня. Хим. состав H2CuSi04. Кристаллическая сист. гексагональная, кристаллы короткопризматиче­ ские. Цвет изумрудно-зеленый. Редко прозра­ чен, обыкновенно просвечивает. Твердость 5; уд. в. 3,27—3,35. Классическое его м-ние в из­ вестняках сопки Алтын-Тюбе, в 125 км на С.-З. от Каркаралинска. Найдены также в россыпях по pp. Огне и Мурожной Красноярского окр. и в М. Уржумской россыпи в Забайкалье. Были попытки употреблять аширит как ограночный камень. АШИ-СУ («горько-соленая вода») — название многих сухих рч. Киргизской степи. Более круп­ ная А.-С.—прав. прит. р. Чагана (см.), вытекает из с.-з. отрогов Тарбагатая (см.). АШУ -ТАС («кислый, квасцовый камень») — плоская, широкая (8 на 5 км) сопка на прав бер. р. Черный Иртыш, между устьями рек Кальджира и Алкабека. Абс. выс. ок. 500 м, относит.—около 150 м, сложена миоценовыми песками и глинами с отпечатками очень бога­ той флоры из орешника, граба, платана, клена, бука и др.; ниже—красные песчаники, бурые глины (третичные) и глинистые сланцы (палео­ зойские?). АЮЛЫ ( Ме д в е жь и ) , горы — Ю.-З. часть Баянаульских гор (см.). АЮЛЯ (алт.= медведи живут), рч.—лев. прит. ниж. течения р. Катуни (см.) на Алтае. АЯГУЗ, р.—берет начало в Семипалатинском окр. о хр. Чингиз и течет на Ю.; близ Сергио- поля прорывается через невысокий горн, кряж, соединяющий Тарбагатай и Чингиз. У Сергио- поля шир. А. не более 10 м при глуб. 1—2 м. Речную долину с обеих сторон на расстоянии 1 км сопровождают порфировые холмы. Ниже Сергиополя А. выходит в степь и имеет здесь общее направление к Балхашу, до к-рого до­ ходит только в половодье, т. к. вода разби­ рается на арыки. Дл. А. ок. 250 км, ср. шир. русла 15—20 м, течение медленное, дно и бе­ рега покрыты галечником. В верховьях А. есть м-ния графита и медных руд. АЯН -НЕЛЬКАНСКИЙ ТРАКТ—проходит от бухты Аян с.-з. побережья Охотского м. до пос. Нелькан на р. Мае. Проект А.-Н. т. был выдвинут и в виде вьючной тропы осуществлен Росс. Сев.-Амер. Котиково-Промышленной К1в 1842—45. С 1852—67 являлся конечным звеном правительственного Аян-Якутского тракта, вы­ полняя госуд. задачи снабжения и адм. связи Российских Сев.-Амер. владений и Сев.-Вост. Сиб. с метрополией. В этот период было про­ изведено заселение тракта. С открытием мор­ ского сообщения из Балтийского м. в Тихий океан А.-Н. т. с 1885 получает значение пути по ввозу, гл. обр., колониальных товаров в сист. Лены, с использованием от Аяна до р. Мли зимнего волока по различным вариантам, про­ тяжением от 207 км (Казенная тропа) до 265 м (вариант по проекту Егорова, 1912), далее реч­ ным судоходством по pp. Мае, Алдану и Лене. Грузооборот выражался в ср. до 1 и 1,2 тыс. т в год. Недостатками направления являлись чрез­ вычайно серьезные препятствия Аянского по­ вышения Станового водораздела (перевалы от 950 до 1.350 м. абс. выс.) при неблагоприятных климатических и почвенных условиях. Район посетило до 38 экспедиций и исследователей, однако постройка колесного тракта осуществле­ на не была. Изысканиями 1926—27 Нар. Ком. Путей выдвинут новый более удобный вариант Эйкан-Майского тракта (см.). В настоящее вре­ мя А.-Н. т., в виду упадка оленных хозяйств в районе, обладает пропускной способностью толь­ ко в 100—120 т. АЯН -ПОРТ — небольшой поселок, на двух противоположных бер. Аянского зал. Основан Российско-Американской Компанией в 1842, пе­ ренесшей сюда в 1845 свою факторию. После продажи Российских Сев.-Амер. владений и за­ нятия Амура потерял свое значение. Постоян­ ное население не превышает 60 чел., занимает­ ся перевозкой грузов в с. Нелькан, пристань на р. Мае, прав, судоходный прит. р. Алдана. Расстояние между р. Майей и А. п. всего 213 км, А. п.—важный пункт для снабжения Якут. Р.: одного кирпичного чая в А. п. прежде ввози­ лось до 900 тыс. кг в год. В дальнейшем, с пе­ реносом порта в бухту Эйкан, знач. его воз­ можно падет; путь от бухты Эйкан к р. Мае имеет менее выс. и крутые под’емы, чем от А. п., где выс. перевала через Джугджур дости­ гает 1.000 м над уровнем моря. АЯНСКИЙ ЗАЛИВ—на зап. берегу Охотско­ го м.; шир. 938 м, дл. более 1 км, с глуб. от 6 до 38 м, постепенно увеличивающимися от ^ерегов. Дно из крупной гальки и песка. За­ щищен от сев. и с.-в. ветров, опасных для пла­ вания, горой Ландор, выс. 700 м. Открыт с Ю.; с 3 . .ограничен Желтым мысом, к Ю.-В. от не­ го в 533 м имеет каменную банку. Замерзает в конце ноября, очищается от льда в конце мая. Удобен для стоянки и зимовки судов. Берега гористы с дровяным лесом: береза и ель. Кли­ мат влажный, морской, с частыми туманами. Ср. t° года 2°. АЯХТА, рч.—лев. прит. Большого Пита (см.); дл. 10 км; рч. получила широкую известность вследствие открытого в ее вершине коренного м-ния золота (Аяхтинский рудник). По ней и впадающему в нее ключу Кунтуякич работали 3 прииска, давших 1.842 кг россыпного золота. АЯХТИНСКИЙ РУДНИК—в верховьях реки Аяхты и р. Унтугуна, Большого Оллонокона и Нижнего Севагликона, на водораздельном хр., наз. Аяхтинским горным узлом, в Юж.-Енисей- ской тайге. Работает с 1909 по настоящее вре­ мя с перерывом 1917—25. По 1917 добыто око­ ло 740 кг золота. М -ние представляет сист. кварцевых жил, гл. из коих называется Аях- тинской. Залегают жилы в биотито-кварцевых сланцах, внедренных в гранит узким клином от юж. его окраины. Гл. жильной породой являет­ ся кварц; сопровождающие минералы—серные колчеданы. М-ние разведывается.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2