Историческая энциклопедия Сибири II
Заметные различия существовали и в культур, жиз ни различ. территор. общностей сиб. К. В Омской и Новосибирской обл. К., проживавшие в смешанной эт- нокультур. среде, быстро усваивали ее соц. нормы, сте реотипы массового сознания и поведения. Важнейшим фактором их адаптации служило быстрое овладение рус. яз. в процессе получения ср. образования. Посто янное использование рус. яз. приводило к вытеснению казах, яз. из сферы офиц.-делового и повседневного общения. В связи с этим у К. формировалось чувство принадлежности к многонац. русскоязычной общности, что обусловливало высокий уровень их толерантности по отношению к принимающему об-ву. Несмотря на интенсив, процесс ассимиляции, род ной язык и культура, служившие элементами нац. са моидентификации сиб. К., играли значит, роль в их повседневной жизни, способствуя этнич. консолидации общины, укреплению и расширению ее связей с Казахс таном. Данные явления в наибольшей степени были ха рактерны для алт. К. Большое влияние на сохранение нац. самосознания оказывала территор. компактность их проживания. В р-нах Юж. Алтая наряду с русским широко употреблялся казах, яз. Однако наличие в ре гионе круп, и относительно обособленной казах, диа споры, существовавшей внутри алт. этнокультур. среды, создавало напряженность в межэтнич. отношениях. Распад СССР стал причиной изменения хар-ра и ин тенсивности миграц. движения К. Зап. Сибири. Образо вание независимой Респ. Казахстан привело к эмиграции незначит. части сиб. К. на ист. родину. В нач. 1990-х гг. с Алтая в Казахстан уехали более 2 тыс. чел. В то же вре мя происходил динамич. приток иммигрантов. В 1994—95 в Респ. Алтай прибыло из Казахстана 2,9 тыс. К. В кон. 1990-х гг. в связи с улучшением экон. ситуации в Казахстане иммиграция его населения в Россию значит, сократилась. В 2002 в Сибири проживало 142,7 тыс. К. В Омской обл. их числ. составляла 81,6 тыс. чел., в Тюменской — 18,7 тыс., в Новосибирской — 11,7 тыс., в Алтайском кр. — 10 тыс., в Респ. Алтай — 12,1 тыс. В Алтайском кр. компакт, группы К. сосредоточены в Бурлинском и Михайловском р-нах. В Респ. Алтай осн. местом расселения К. остается Кош-Агачский р-н. Демокр. процессы в России способствовали разви тию казах, обществ, движения. В 1990-е гг. в России образованы регион, обществ, орг-ция содействия сохра нению казах, культуры «Казахский язык», фонд «Ка захская диаспора». Одним из круп, центров обществ.- полит, активности К. является Алтай. В 1999 в регионе состоялся курултай К. Респ. Алтай, на к-ром создано обществ, движение «Курултай казахского народа». В 2001 проведен Малый курултай К. России, в к-ром при няли участие лидеры казах, диаспор Алтая, Москвы, Монголии, Китая, представители Казахстана и Всемир ной ассоциации К. В нач. XXI в. община алт. К. играет видную роль в обществ, жизни края. Ее представите ли работают в законодат. и исполнит, органах власти. Отрицат. сторона этого явления —нередкое обострение отношений между К. и алтайцами по поводу решения различ. соц.-экон. и полит, вопросов. В 1990-е гг. происходила адаптация сиб. К. к ры ночной экономике. В условиях кризиса пром. и с.-х. произв-ва часть экономически актив, казах, населения устремилась в сферу торговли и услуг. Часть К. заня лась предпринимат. деят-тью, в части., «челночной» торговлей с Казахстаном. В сел. местности, особенно на Алтае, после распада колхозно-совхоз. системы К. продолжают заниматься разведением скота в личных подсоб, хоз-вах. Новые явления возникли и в культур, жизни сиб. К. В 1990-е гг. в р-нах их проживания были образованы казах, нац.-культур, автономии. Данная форма самоор ганизации диаспоры получила распространение в Ом ской, Новосибирской, Томской обл., Алтайском кр., Респ. Алтай и др. регионах Зап. Сибири. Деят-ть об ществ. орг-ций направлена на сохранение родного языка и культур, традиций, развитие нац. образования, рас ширение контактов с Казахстаном. В р-нах компакт, проживания казах, населения, в части, на Алтае, образование нац.-культур, автономии обусловливает усиление его этнич. обособленности. В нач. 1990-х гг. в процессе формирования политико-пра вовых институтов Респ. Алтай К. получили право на сохранение и свобод, употребление родного языка. В Кош-Агачском р-не казах, яз. имеет статус официаль ного. Вместе с тем в условиях глубокой интеграции в алт. об-во в среде К. наблюдается широкое распростра нение рус. яз. Наличие широких прав и свобод в области культуры обусловливает интенсив, духов, жизнь общины алт. К. В рамках казах, культур, автономии Алтайского кр. развивается нац. образование. В регионе действует Ка- ракольская казах, ср. школа, где работают учителя-К. Школьники занимаются на казах, яз. по учебникам, к-рые предоставляются Респ. Казахстан. В городах Алтая создаются казах, нац.-культур, объединения. 18 июля 2003 в Барнауле учрежден Центр казахской культуры «Ата-Мура», деят-ть к-рого направлена на сохранение традиций казах, народа. Центр организует празднование нац. праздников. В нояб. 2004 «Ата-Мура» провел ку рултай К. и татар Алтайского кр., в апр. 2005 —между- нар. конф. «Традиционный тюркский костюм». В марте 2006 при Центре создан муз. ансамбль «Елимай», репер туар к-рого состоит преим. из казах, народ, песен. Сиб. К. стремятся к сохранению вековых традиций своего народа. Большинство К. —мусульмане-сунниты (см. Ислам). Широко распространено празднование му- сульм. праздников: большой (курбан или байрам) айт, ураза и малый айт. Во время уразы К. приглашают пос тящихся и соседей в гости на ауыз ашар. Гл. роль в рационе К. и по сей день отводится мясу. Наиболее почитаемым мясом считаются конина и бара нина. У К. Зап. Сибири широко распространен обычай заготавливать на зиму конину — согым. В день забоя хозяйка непременно готовит ритуал, блюдо куурдак — жаркое из мелко нарезанного свежего конского мяса и ливера с картошкой, — приглашая к столу соседей и забойщиков. В народе этот праздник называется «омыртка» или «дамге шакыру» —«приглашение отве дать». Наряду с мясом большую роль в питании играет растит, пища. Традиц. элементом питания стал хлеб, к-рый покупают в магазине или пекут сами. Из теста пекут разные лепешки: жука нан, таба нан, шельпек. Большой популярностью пользуются баурсаки —пышки из кислого теста. В будние дни также часто пекут ола дьи — куймак, пирожки —бирек, сомса —с начинкой из картофеля, мяса с ливером, риса с яйцом, капусты, творога и т. д. Одну из важных позиций в рационе К. занимает картофель. Обычным явлением в пище стали компоты из свежих и сухих фруктов, варенья, салаты из свежих овощей, соки, соусы, заготавливаемые на зи му салаты, квашеная капуста. В одежде сиб. К. сочетаются как традиц., так и совр. элементы. Наиболее часто нац. особенности прослежи ваются в одежде мужчин преклон. возраста —прежде всего в голов, уборах (тюбетейки, шапки с меховой опушкой — борык, меховые шапки — тымак), верх, одежде (камзол, шапан, бешмет), обуви (высокие муж. сапоги — байпагы или койше бар етык, низкие сапо ги —маше). Чаще др. видов верх, одежды встречается шапан, причем обычно 2 видов —праздничный и пов
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2