Историческая энциклопедия Сибири II

произв-ва. Произв-во сплавов позволяет повысить эффективность производств, процесса и прибыльность компании. По итогам 2004 произв-во сплавов выросло на 33,5% —до 740 тыс. т, что составило 27,8% общего объема алюминия, произведенного «РУСАЛ» в 2004 (на 6,3% больше, чем в 2003). Модернизация литейных произв-в идет параллельно с разработкой технологий выпуска новых спецификаций сплавов (в 2006 пред­ приятия компании выпускали их более 80). Одним из таких проектов является модернизация Саяногорского алюминиевого з-да. В 2006 «РУСАЛ» занимал 3-е место в мире по вы­ пуску первич. алюминия, уступая лишь канад. компании «А1сап» и амер. «А1соа». Продукция экспортируется более чем в 30 стран дальнего зарубежья. М.Л. Яголъницер РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР Сибири, один из значи­ мых компонентов рус. культуры, формировавшейся в отрыве от корневой культур, традиции Европ. России в условиях тесного соприкосновения с иноэтнич. куль­ тур. средой. Он содержит базовые черты вост.-славян, культур, наследия; отражает регион, особенности культуры рус. сиб. населения., к-рые формировались на протяжении XVI—XIX вв.; имеет локал. специфику, сложившуюся в соц., этносоц. группах (казаков, пашен­ ных крестьян, горнозавод. рабочих, старообрядцев , потомков обрусевших «инородцев»), обусловленную ист. судьбой и своеобразием быт. и труд, жизни переселен­ цев. При сопоставлении фольклор, ситуаций Вост., Зап. Сибири и Д. Востока выявляются значит, различия, связанные прежде всего с первоистоками Р. ф., услови­ ями бытования, во мн. определяемыми природ, средой и хоз. деят-тью мест, населения. В таежно-промысл. зоне Вост. Сибири условия благоприятствовали бытованию прозаич. фольклора. В Зап. Сибири, где преобладало пашенное земледелие, труд, быт, досуг земледельцев способствовали сохранению обряд, фольклора, старин, песни. В Вост. Сибири, особенно на сев.-востоке, Р. ф. бытовал в условиях иноэтнич. культур, среды, взаимо­ влияние 2 поэтич. систем здесь локально ограничено. В Зап. Сибири и на Д. Востоке была преим. родственная этнич. украин.-белорус, среда, взаимосвязи с к-рой привели к формированию общей фольклор, традиции на основе фольклора 3 братских народов. В фольклор, репертуарах Сибири представлены осн. виды и жанры, присущие Р. ф.: предания, былин, и ска- зоч. эпос, календарно- и семейно-обряд. поэзия, необряд. песни, мифол. и легенд, рассказы, заговоры, пословицы, поговорки, загадки. Среди сиб. текстов немало классич. и уник, образцов Р. ф. Особое место в духов, культуре рус. населения занимали народ, предания —неписаная история заселения и освоения огромного сиб. пространст­ ва. В преданиях, более чем в др. фольклор, жанрах, отразились взгляды на явления природы и обществ, жизни, в них выражено народ, осмысление процесса заселения и освоения края, содержится информация о локал. ист. событиях. Нередко предания были единств, источником для освещения мест, истории. Пользовались народ, ист. рассказами и летописцы, и Г.Ф. М иллер при написании «Истории Сибири». Не всем преданиям уготована долгая ист. жизнь, мн. из них сохранялись в опред. локально-времен. рамках, поэтому вовремя не зафиксированные собирателями произведения исчезли безвозвратно. Такова участь преданий о Ермаке. На­ род. память о нем хранят ист. песни. О содержании наиболее ранних преданий можно судить по пересказам и свидетельствам путешественников, землепроходцев, летопис. источникам, произведениям, зафиксированным в совр. бытовании. Благодаря подвижническому труду Л.Е. Элиасова народ, предания Вост. Сибири, извлечен­ ные из архивов, письм. источников, но в большей мере почерпнутые непосредственно из живой устн. традиции, представлены во всем сюжетно-тематич. многообразии. Повсеместно широко распространены топоним, предания — одна из ранних форм Р. ф. Осваивая край, переселенцы воспринимали геогр. названия вместе с историей их происхождения, легендами и преданиями аборигенов. В Р. ф. вошли иноэтнич. сюжеты, освещающие дорус. период истории края. Вплоть до кон. XX в. в Сибири фиксировались повествования о древ, народах — бар- гутах, чуди, чандалах, живших здесь, по преданиям, задолго до прихода не только русских, но и аборигенов. Предания сохранили имена и подвиги первооснователей нас. пунктов. Обычно с рассказа о предке, пришедшем в Сибирь, начинаются генеал. предания, в основе их достоверные или правдоподоб. факты из родословных фамилий. Немалое место в Р. ф. старожилов занимают рассказы об ист. лицах и событиях. Предания о дека­ бристах и др. политссыльных родились в местах их каторги и ссылки. По числу известных в наст, время записей эпич. произв. (былин, ист. песен, баллад) и зафиксированных сюжетов Сибирь уступает только Рус. Северу, где в течение полутора веков велась ин­ тенсив. собират. работа. В Сибири записи эпоса носили спорадич. хар-р, поэтому не отражают в полном объеме местн. эпич. репертуары. Зафиксир. тексты, за неболь­ шим исключением, восходят к эпосу Европ. России, но представляют отличные от первоистоков версии. Эпич. произв., созданных в Сибири по следам знаменат. со­ бытий, зафиксировано немного. Три текста о событиях XVII в. известны по сб. XVIII в. «Древние Российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым»: «Оса­ да Комарского острога», «Ермак взял Сибирь», «Поход Селенгинских казаков». Условия добыв, промысла, при- таеж. и прибреж. быт были благоприятны для развития сказительства. Рассказывание сказок в часы досуга, своеобраз. профессионализм бродячих сказочников при­ вели к созданию круп, многосоставных повествований с высокоразвитым стилем. В этом отношении сиб. волшеб. сказки представляют уник, явление в мировом скази- тельстве. Имена мн. сказочников и их сказки нашли отражение в междунар. указателях. Близость сибиряков к природе, трудности в освоении новых земель обус­ ловили актуализацию веры в мифол. покровителя или вредителя, оберегающей магии, особенно в промысловом быту. Сказывалось и влияние иноэтнич. верований. Среди рус. охотников П рибайкалья , напр., вплоть до сер. XX в. бытовал обычай обращаться к хангаю (хозя­ ину тайги, гор) по-бурятски с просьбой способствовать хорошей охоте. Существовали спец. наговоры, целые кодексы запретов, связанных с представлениями о ду­ хах-покровителях местн. охотников. Генетич. память славянина воскрешала древ, обереги. Приметы, запреты знал каждый таежник, эти знания ему открыли мифол. рассказы —былички, бывальщины. Былички о лешем, водяном, домовом, баннике, змее, черте, проклятых, ведьмах и колдунах, покойниках, кладах и предска­ заниях судьбы широко бытуют повсеместно и в XX в. Но человек в противостоянии с потусторонней силой, стихией или болезнью не был беззащитным. На помощь ему приходили обереги, в т. ч. магия слова —молитвы, заговоры (промысл., лечеб., любов.). Неотъемлемой частью сел. быта всегда была песен, культура. Жива память о праздниках, коллект. работах-«помочах», молодеж. увеселениях, сопровождавшихся песнями. Ярче всего самобыт. певческая культура проявилась у старообрядцев Забайкалья , сохранивших древнерус. исполнит, традицию, старин, многоголосье до XXI в. Жизнь на селе регламентировалась в основе теми же

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2