Историческая энциклопедия Сибири II
или «каменщики» (см. Бухтарминцы ). По Манифесту 14 дек. 1762 старообрядцы, жившие в Польше, были насильственно переселены на Алтай и в Забайкалье. Переселенцы прибыли в Сибирь после 1764. В этом потоке были представители согласий поповского и бес поповского направлений. За ними закрепилось назв. «поляки», т. е. переселившиеся из Польши. На Алтае и в Вост. Казахстане потомков этих переселенцев до сих пор именуют «поляками», а в Забайкалье —«семейски- ми» (см, Семейские ). В Сибири распространено также наименование старообрядцев «кержаками», к-рое про исходит от названия места расположения старообрядч. центра в Керженских лесах Нижегородской губ. В ходе заселения сиб. территории Р. адаптирова лись к условиям различ. природно-ландшафт. зон. Принесенная рус. крест-вом земледел. культура, вы работанная веками, получила дальнейшее развитие (см. Сельское хозяйст во). Использовались формы общинного землепользования и самоупр-ния (см. Об щина крестьянская). Вспомогат. роль играли охота, рыболовство, пчеловодство, собирательство, различ. ремесла. С появлением переселенцев началось бурное развитие промыслов. Вместе с тем, в ряде регионов базовая культурно-хоз. модель, сочетавшая земледелие (выращивание зерновых, овощных и техн. культур), скотоводство (разведение круп, и мелк. рог. скота, ло шадей, свиней, домаш. птиц), промыслы (кузнечный, столярный, бондарный, пимокатный и др.) существенно трансформировалась. В условиях Кр. Севера ее воспро изведение оказалось невозможным. Рус. поселенцы вы нуждены были перейти к хоз. методам корен, населения. Регион, особенностью являлось ездовое собаководство (на Кр. Севере) и мараловодство на юге. В результате хоз. освоения Р. Сибири ее степ, и лесостеп. зоны ста ли р-нами земледелия и жив-ва, северные —промысл, зоной (охота, рыболовство), а горные —р-нами горных промыслов (руда, минералы, соль, уголь). Рус. семья (см. Семья крестьянская) отличалась патриархальностью, многодетностью, сложным межпо- коленным составом. С кон. XIX в. начинает превалиро вать малая нуклеарная семья, состоящая из родителей и их детей. Характерными для Р. Сибири являются браки с людьми разных национальностей. В 1950—70-е гг. в отд. регионах Зап. Сибири межэтнич. браки составляли от 38 до 73%, в 2000 —ок. 20%. Для рус. населения Сибири характерна вариатив ность традиц.-быт. культуры, обусловленная ист., полит., соц.-экон., природно-геогр., этнич. и др. фак торами. Осн. носителем рус. традиц. форм культуры жиз необеспечения (поселения и жилища, одежда и обувь, пища и утварь) являлось крест-во (см. К ульт ура материальная крестьянская ). Духов, культура Р. в Сибири базировалась на системе ценностей, связанных с опорой на традиции и заветы предков, уважением и соблюдением обрядов, восприимчивостью к достиже ниям иноэтничных культур, обеспечивающей чувство надежности, позволяющей успешно ориентироваться в социокультур, сфере жизнедеят-ти. Рус. крест, изобра зит. искусство Сибири развивалось в русле нац. худ. культуры, было полноправным ее вариантом, способст вовало обогащению ее новыми элементами. Важную роль в развитии культуры играл и играет фольклор (см. Русский фольклор). В совр. услови ях самым массовым и жизнеспособным жанром рус. фольклора является внеобрядовая лирич. песня. Рус. песни отличались синхрон, функционированием 2 разносторонних фольклорно-этногр. пластов: старо жильческого (северорусского) и новопоселенческого (западнорусского, интегрированного с белорусским). Активно бытует и продолжает развиваться частушка, распространены различ. пословицы, поговорки и анек доты. Из актив, бытования практически вышел традиц. обряд, фольклор. К кон. XX в. частично сохранились лишь рождеств. колядки, масленичные протяжные песни и благопожелания, отд. свадеб, песни и похорон, при четы. В 1950—60-е гг. на гуляньях исполнялись различ. танцы (барыня, вальс, кадриль, коробочка, краковяк, лявониха, подгорная, падеспань, полечка, полька-ба бочка, танго, твист, фокстрот, цыганочка). Традиц. танцевальная культура к кон. XX в. почти полностью исчезла, предпочтение народ, танцу отдавало лишь старшее поколение. Образцы традиц. рус. песенного, музык. и танцевального фольклора воспроизводятся в осн. участниками дет. и взрослых коллективов. В проведении обряд, действий обычно принимают участие не только члены одной семьи, но и родственни ки, друзья, знакомые, соседи, товарищи по учебе, кол леги по работе. Широкий круг участников семейных об рядов обусловливает их опред. устойчивость и преемст венность. В традиц. рус. обрядовый свадеб, комплекс входили сватовство, сговор, девичник, баня, свадьба, послесвадеб. обряды. Совр. свадеб, обряд рус. населе ния отличается значит, вариативностью. Предсвадеб. сватовство со сватами, метафорич. приговорами пос тепенно трансформируется в семейный совет, на к-ром решаются все осн. вопросы будущей свадьбы. Самым распространенным намогильным сооруже нием у Р. является деревян. крест. Со 2-й пол. XX в. наблюдается последующая замена крестов разнообраз ными надгробиями из металла, мрамор, крошки или плит. Обязат. поминал, тризна совершается сразу после захоронения, а также на 9-й и 40-й дни после смерти (нек-рые отмечают и 20-й), на полгода и год. Осн. днями для поминовения усопших являются Радуница и Трои ца. После возобновления деят-ти церквей возродилась традиция ставить свечки «за упокой души». Самым любимым праздником для Р. является Новый год. К сер. декабря начинается стр-во снеж. и ледовых городков, деревян., желез, и снеж. горок. В летней обрядности наиболее стойко сохраняются тра диции Троицы и Ивана Купалы. Совр. обрядность рус. населения отличается как значит, разнообразием, так и унификацией отд. ритуал, действий. Религ.-магич. и символич. элементы праздников и обрядов постепенно утрачиваются, а игровые и развлекат. функции усили ваются. По религ. принадлежности Р. Сибири в подавляю щем большинстве являются правосл. христианами (в т. ч. старообрядцами), встречаются протестанты различ. деноминаций, а в последние десятилетия —приверженцы неорелигий. Несмотря на то, что большинство совр. Р. считают себя православными, их религ. сознание пред ставляется довольно аморфным: «И верю, и не верю», «Не верующий и не атеист» и т. д. Лишь ок. 10% Р. ре гулярно ходят в церковь, причащаются, исповедуются, соблюдают религ. посты, отмечают религ. праздники, знают и выполняют осн. церк. каноны. До наст. вр. в быту сохраняются отголоски языч. божеств —домовых, русалок, леших и др., частично — вера в магию. Осн. часть бытующих заговоров составляют лечебные, а также бытовые, любовные, социальные и др. В кач-ве оберегов по-прежнему используются крестики, иконки, молитвы, булавки (иголки), подковки, мак и др. Среди гл. факторов, детерминирующих этносоц. процессы в разных регионах страны, в т. ч. и у рус. населения Сибири, можно выделить общие тенденции мирового развития, экон. и нац. политику гос-ва, особенности регион, этнокультур. массива и протекаю щих здесь миграц. процессов, ист. опыт этнокультур.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2