Историческая энциклопедия Сибири II

Д.Н. Беликов в 1905 стал видным октябристом, а в 1906 избран епархиальным духовенством членом Гос. совета империи. Хотя мн. духов, лица были монархистами, Февр. революция получила признание сиб. духовенства. Создание демокр. республики поддержали весной 1917 съезды духовенства сиб. епархий. Тогда же епископом Тобольским и Сибирским был назначен свт. Гермоген ( Долганов), ранее отстраненный Синодом от упр-ния Саратовской и Царицынской епархией за свою борьбу с Григорием Распутиным. Как и в Саратове, он старался в Тобольске примирить гражд. страсти, мн. пропове­ довал солдатам и горожанам, оставаясь убежденным монархистом, но признавая новую власть. Поместный Собор РПЦ, проходивший в Успенском соборе Московского Кремля (15 авг. 1917 — 7 авг. 1918), восстановил патриаршество и провозгласил ряд важных церк. реформ. Но мн. из них оказалось невоз­ можно претворить в жизнь из-за начавшихся суровых гонений новой власти на РПЦ, разрушения храмов и казней духовенства. В Тобольске еп. Гермоген открыто выступил с резким осуждением насилий, организовал крестный ход протеста и вскоре был арестован, а позднее утоплен в р. Оби. Ожесточенные бои Гражданской войны нанесли тяжелый удар РПЦ. Осн. часть сиб. духовенства признала власть А .В. Колчака, отменившего декреты сов. власти, что не спасло нек-рые храмы от разорения стихийными отрядами белых мародеров. Но намного больше насилий над РПЦ творила противоположная сторона —и в ходе реализации провозглашенной влас­ тью политики, и как следствие бесконтрольного разгула разрушит, инстинктов. В нояб. 1918 в Томске состоялось Сибирское церковное совещание, избравшее Временное высшее церковное упр-ние Сибири и Приуралья во главе со свт. архиепископом Омским Сильвестром (Оль­ шевским), позднее казненным большевиками. В апр. 1919 Омский съезд духовенства Сибири провозгласил Колчака не только Верховным главнокомандующим, но и светским главой Церкви. При отступлении белых армий части Кр. армии и отряды партизан подвергли разгрому и ограблению очень мн. сиб. храмы, значит, часть духовенства и большинство архиереев ушла из страны (оставшиеся 4 архиерея епархий Приуралья и Сибири позднее репрессированы). В алт. с. Сухой Лог, где были казнены священник и группа прихожан, на месте их захоронения забил целеб. источник, Ставший вскоре местом паломничества крестьян всей Зап. Сиби­ ри, что послужило сюжетом неск. соч. народ, авторов, как тайных прихожан РПЦ, так и староверов. Созданная при энергия, поддержке новой власти об­ новленческая церковь (ее програм. документы написаны на Лубянке, одобрены Л. Д. Троцким и всем Политбю­ ро) получила благодаря этой поддержке немалые, но непрочные позиции в Сибири. Видную роль в обнов- ленч. рук-ве играл «митрополит Сибирский и Новони­ колаевский» Петр (Блинов). Под прямым давлением репрес. органов в сиб. городах ряд храмов передали обновленцам. Но сторонники избранного Поместным Собором Патр. Тихона, как клирики, так и миряне, продолжали упорное сопротивление. Сводки ОГПУ отмечают его в Тобольске, Омске, Новониколаевске, Красноярске, Иркутске, Чите. В Томске еп. Дмитрий (Беликов), склонявшийся было на сторону обновлен­ цев, выступил против них. На Алтае обновленческого архиеп. Александра избили верующие. Сопротивление верующих отмечалось и в связи с кампанией 1922—24 по насильств. изъятию церк. ценностей, к-рое по плану Троцкого должно было стать важным инструментом быстрой ликвидации РПЦ. Кампания эта не дала власти ожидаемых богатств: ценностей по стране изъяли лишь на 4,6 млн зол. руб., тогда как надеялись на неск. мил­ лиардов, но она привела к разгрому и закрытию мн. церквей, арестам и казням тысяч клириков и прихожан. 9 дек. 1925 подвергся аресту глава РПЦ, местоблюсти­ тель патриаршего престола свмч. Петр (Полянский). Его сослали сначала в Абалакский Знаменский мон- рь, затем в пос. Хэ на берегу Обской губы, позднее он содержался в одиноч. заточении в разных тюрьмах Урала и Сибири, а 10 окт. 1937 расстрелян. Наиболее тяжелая волна репрессий против епископата, клириков и прихожан РПЦ началась вместе с раскрестьяниванием в 1929 и продолжалась до 1943. За все годы репрессий расстреляно более 100 архиереев РПЦ, десятки тысяч священников, сотни тысяч правосл. мирян. К 1939 ни один из сиб. архиереев не оставался на своей кафедре. В 1939—40 на тер. нынешних Томской, Кемеровской, Омской обл., Алтайского кр. действующих храмов РПЦ не сохранилось. Резкий поворот сов. власти к РПЦ осенью 1943 вы­ зван неск. причинами. И .В . Сталин небезосновательно надеялся, что патриот, позиция, продемонстрированная уцелевшими иерархами Церкви с 1-х дней войны, ока­ жется весьма полезной для сплочения страны ради дела победы. Сыграл свою роль и факт массового открытия правосл. церквей на оккупир. фашистами территориях, и жестко проявленная руководителями стран антигит- лер. коалиции обеспокоенность отсутствием свободы совести в СССР. Восстановление патриаршества, духов, образования, епископских кафедр, возврат храмов быстро затронули и Сибирь. В 1943—47 в Сибири, как и во всей стране, прошла кампания по возобновлению деят-ти отд. приходов. Развернулось движение за открытие церквей. Напр., в 1943—47 в органы власти Новосибирской обл. поступило 157 таких ходатайств, в 1944—49 в органы власти Алтайского кр. —249 и т. д. Однако в период кампании открыли лишь по 1, реже по 2 церкви в городах ( Б ийске , Новосибирске, Томске, Кемерове, Ленинске-Кузнецком, Анжеро-Судженске, Сталинске и др.), а также в нек-рых круп, селах. Но период «уступок» РПЦ быстро кончился, и в дальней­ шем новые храмы открывались крайне редко. С кон. 1940-х гг. процесс пошел вспять: власти под тем или иным предлогом закрывали мн. храмы, недавно отдан­ ные верующим. На Т янв. 1958 во всей Зап. Сибири насчитывалось всего 67 действовавших приходов. Гос. постановления кон. 1950-х — нач. 1960-х гг., посвященные РПЦ, привели к закрытию ряда монас­ тырей, массовым гонениям на духовенство и смещению неугодных священнослужителей, формированию при­ ходских «двадцаток» людьми, удобными для светских властей. Начались массовые протесты верующих против закрытия церквей и лишения правосл. общин регистра­ ции. За противодействие ликвидации храмов пострадал не один архиерей. Так, в 1961 судили архиепископа Ир­ кутского Вениамина, до этого отбывшего 12 лет в колым. лагерях. Боролся за отмену законодат-ва, ущемлявшего права РПЦ, и архиеп. Ермоген (Голубев), управлявший Омской епархией; за непокорность его в конце концов отправили в фактическую ссылку — на жительство в Жировецкий мон-рь. После смещения Н.С. Хрущева храмы стали закрывать менее интенсивно, однако РПЦ оставалась под жестким прессингом гос-ва до 2-й пол. 1980-х гг. Перелом гос. политики в отношении конфессий на­ чался в 1986: РПЦ передаются древ. рус. монастыри, открываются новые приходы, амнистия 1987 распро­ страняется на осужденных в связи с религ. деят-тью. Наметившийся процесс многократно усилился с юбилей­ ного 1988, с празднования 1000-летия Крещения Руси. Теряют свои неограниченные права уполномоченные 49 Заказ .V» 283

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2