Историческая энциклопедия Сибири II
ний Церкви и государства ощущались здесь слабо. Мистич. увлечения Александра I и А.Н. Голицына, обер-прокурора Синода (с 1817 —министр духов, дел и просвещения), выходившие подчас за рамки рус. православия, для Сибири не имели особых последствий. А Библейское об-во, к-рым также руководил Голицын, даже помогало деят-ти сиб. миссионеров по переводу на языки народов Сибири текстов Священного Писания, молитв, Катехизиса. В Иркутской епархии, где отд-ние об-ва появилось в 1819, вскоре дважды издан Катехизис на якутском яз., молитвы и заповеди на чукотском. В 1827 в С.-Петербурге вышел Новый Завет на бурят.- монг. яз., в 1835 опубликована грамматика этого языка, составленная преподавателем Иркутской семинарии А. Бобровниковым. Хорошим переводчиком текстов Писания и богослужеб. книг на бурят.-монг. яз. был энергия, иркут. владыка Нил (Исакович ; 1838—56); язык ему преподавал крещеный лама Н. Доржиев. При деятельном участии знаменитого епископа Камчат ского и Алеутского свт. Иннокентия (Вениаминова) его ближайшие помощники перевели на якут. яз. все книги Нового Завета (кроме Апокалипсиса), нек-рые ветхозавет. книги. Активно занималась переводами библейск. текстов Алтайская духовная миссия. Все эти переводы имели (а часть из них и имеют) немалую науч. ценность, являясь 1-ми опытами изучения и фиксации языков народов Сибири. Так, в 1839 высокую оценку в АН переводам на остяц. яз., сделанным обдорским миссионером Лукой (Вологодским), дал исследователь угро-финских яз. проф. Шегрен. Лингвисты сов. вре мен, хотя и не сразу, высоко оценили опыт по созданию алфавитов и грамматик сиб. языков и воспользовались мн. достижениями церк. переводчиков XIX в. Миссионер, деят-ть РПЦ в XIX в. постепенно ох ватила все сиб. этносы. После неск. малоэффектив. опытов в Тобольской епархии начала века Церковь сумела выработать более действенные методы, гл. обр. благодаря подвижнич. работе мн. образованных и энергия, миссионеров (кроме названных выше —это св. Герман (Аляскинский), свт. Иннокентий (Вениа минов), Иакинф Бичурин и мн. др.). Новый период миссионер, работы характеризуется прежде всего от казом от силовых приемов обращения в православие, устройством постоянно действующих миссий, созданием «миссионерских приходов». В это время еще большее внимание уделялось устройству миссионер, школ, переводу текстов Священного Писания и Священного Предания, богослужеб. книг на языки народов Сиби ри, составлению грамматик и словарей этих языков, этногр. исслед-ям. Успеху миссионеров способствовало расширение культур, и экон. связей корен, народов с рус. населением. Если для начала века церк. исто рики еще упоминают случаи крайней ненадежности обращения мн. аборигенов в новую веру, подчас даже ради скромных подарков (каждый новый христианин получал нательный крест, штаны и рубаху, денег рубля полтора-два), то позднее таких известий становится все меньше. Зато возникают новые школы, издаются книги для новокрещеных, изучается культура корен, этносов Сибири, усиливаются благотворит, деят-ть, врачевание (см. Православные миссии в Сибири и миссионерство). Миссионер, работа тесно связана и с развитием духов, образования в Сибири. Эпоха великих реформ 1860-х гг. лишь в неболь шой мере изменила церк. жизнь в Сибири. Реформой РПЦ занималось в 1862—86 созданное по инициативе министра внутр. дел П.А. Валуева Особое присутствие из высш. иерархов РПЦ и чиновников на министер. уровне. В губерниях, вкл. сибирские, при губернаторах действовали его мест, органы. Предполагалось разрабо тать меры по улучшению мат. положения духовенства, ослаблению его сослов. замкнутости и усилению связи клириков с прихожанами, улучшить духов, образование, увеличить участие духовенства в работе светских сел. школ и т. д. Попытка значительно ослабить принцип обеспечения мат. нужд духовенства гос-вом, усилив долю в этом деле самих граждан, привела ко мн. бю рокр. недоразумениям и была неодобрительно встречена и клириками, и прихожанами. В результате, напр., в Томской епархии кол-во причтов, получавших жало ванье от казны, выросло с 23% от их общего числа в 1870—71 до 37% в 1885—86. Не удалось провести и уни фикацию платы за исправление клириками треб, здесь на практике все осталось по-старому, эта плата реально зависела от взаимоотношений прихожан и духовенства в каждом приходе. Более заметны положит, изменения в сфере об разования, и в части, связанные с проблемой сослов. замкнутости духовенства. В 1863 учащимся духов, семинарий разрешили поступать в университеты, и к 1875 46% студентов университетов страны составля ли бывш. семинаристы. Дети духовенства получили разрешение учиться в гимназиях и воен. училищах, а право поступать в семинарии распространилось на всех православных. По указу 1869 в ряды духовенства стали допускаться представители др. сословий, и в Си бири появились священники из крестьян, хотя это не превратилось в массовое явление. В том же году дети священно- и церковнослужителей получили право сво бод. выхода из сословия и выбора рода деят-ти. Резко возросло число церк.-приход, школ, сестричеств. На всей тер. 10 сиб. и дальневост. епархий к кон. 1-го — нач. 2-го десятилетия XX в. насчитывалось 3 187 церквей и 2 297 часовен и моленных домов. Уси ливалась просветительско-благотворит. роль приход, церквей. При правосл. храмах и церк. благочиниях существовало к этому времени 1 785 б-к, действовали 2 373 церк.-приход, школы, в к-рых обучалось ок. 100 тыс. учеников. В XX в. РПЦ вступила в состоянии кризиса: в об-ве росли атеистич. настроения; способность Церкви адек ватно реагировать на угрозы времени оказалась сильно ослабленной жесткой зависимостью от непредсказуемой монархии, власти; задачи церк. реформы, поставленные 1860-ми гг., не были решены. Революция 1905—1907, провозглашение веротерпимости и легал. возрождение мн. конфессий империи, получивших возможность широкой пропаганды, требовали укрепления связей прихожан с клиром, усиления роли прихода и влияния низших клириков в решении насущных проблем Церкви. В РПЦ возникли разные течения — обновленцев, традиционалистов, националистов и т. д. Зазвучали требования созыва Поместного Собора всей Церкви для решения давно назревших проблем, мн. считали неотложным восстановление патриаршества как меру ликвидации синодального механизма подчинения светской власти. Царь, соглашаясь с необходимостью созыва представительного собора, всячески затягивал его. Созданное Предсоборное совещание проделало большую работу, но вплоть до Февр. революции она не привела ни к открытию Собора, ни к реформам. И когда зашаталась монархия, синодальная Церковь не смогла оказать ей действенной поддержки. Все эти обстоятельства сказывались и на ситуации в сиб. епархиях. Стали созываться епархиальные съезды духовенства, где обсуждались столич. новости, высказывались разные мнения о хар-ре необходимых реформ, выдвигались кандидатуры в представит, орга ны власти. Учреждение епархиальных советов реали зовалось не везде. Изв. томский протоиерей, историк
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2