Историческая энциклопедия Сибири II

и культуры. В 1702—03 при Тобольском архиерейском доме открыто 1-е в Сибири и 2-е в России (после ростов­ ского) училище для подготовки клириков. Владыка Фи­ лофей выписал для него из Киева учителей и 206 книг. В 1727 в Тобольском училище обучалось 57 сибиряков и еще 14 — в подоб. школе при Знаменском мон-ре. В 1743—48 митр. Антоний (Нарожницкий ; 1742—48) превратил архиерейское училище в семинарию. В 1791 здесь обучалось 285 чел. Открывались духов, школы при нек-рых монастырях. Митр. Павел (Конюскевич) довел число таких школ в своей епархии до 15. В Вост. Сибири 1-я духов, школа открыта в 1725 при Иркутском Вознесенском мон-ре. Сначала она готовила для миссионер, и др. нужд переводчиков с монг. и кит. яз., в 1728 свт. Иннокентий (Кульчицкий) расширил ее учеб. программу и для подготовки духовенства. В 1735 еп. Иннокентий (Нерунович ; 1732—37) преобразовал эту школу в славяно-русско-латинскую и открыл в Якутске еще одну духов, школу. В 1780 стараниями еп. Михаила (Миткевича; 1771—89) возникла Иркутская семинария. В 1837 в ней обучалось 80 учеников. По данным ведомости 1828, из 412 священников епархии семинарию окончили 104 чел. В XVIII в. в Сибири происходили процессы сослов. замыкания духовенства. Не допускалось вступление в него лиц др. сословий и одновр. светскими властями сокращалась его числ., неслужащая часть духовенства перечислялась в податные сословия в ходе т. н. разборов во время ревизий. С 1722 Синод регламентировал кол-во приходов и необходимого для службы духовенства на приход (в зависимости от его населенности), стремясь к закрытию малонас. приходов. В 1762 введены церк. «штаты», строго регламентировавшие кол-во духовенст­ ва при каждой церкви и монахов в монастырях. В связи с острой нехваткой духовенства в 1739 для Иркутской епархии сделано исключение из строгих сослов. законов: разрешалось определять к церквам выходцев из подат­ ных сословий с освобождением их от податей. После подавления церк. оппозиции 1760-х гг. Цер­ ковь попадает в еще более жесткую зависимость от светских властей, растет бюрократизация церк. упр- ния. Перекраиваются границы приходов, благочиний (церк. округов, десятоначалий), епархий. Впрочем, для этого имелось и объектив, основание: освоение но­ вых территорий и уплотнение населения на старых. В XVIII—XIX вв. православие в Сибири распространялось особенно интенсивно. Наряду с освоением края извне активно шла внутр. колонизация. Возникали новые приходы и делились старые, но из-за незавершенности колонизац. процесса они были гораздо крупнее обычных для Европ. России. В Сибири появлялись новые епархии. В 1799 зна­ чительно уменьшилась тер. Тобольской епархии: из нее выделено неск. благочиний в создаваемые Оренбургско- Уфимскую и Пермско-Екатеринбургскую епархии. В 1834 от Тобольской отделилась Томская епархия, от к-рой, в свою очередь, в 1861 —Енисейская, а в 1895 — Омская и Семипалатинская. Кроме того, в составе Томской епархии в 1879 открылось Барнаульское ви- кариатство. В 1840 на территориях, с 1733 входивших в состав Иркутской епархии, образована Камчатская и Алеутская епархия, в 1852 ей переданы храмы Якутии. В 1870 образована Алеутская и Аляскинская епархия РПЦ. В Иркутской епархии в 1861 учреждено Селенгин- ское вик-ство, в 1894 преобразованное в Забайкальскую епархию с центром в Чите. В XIX в. укреплялась церковно-бюрокр. вертикаль власти, ежегодно увеличивалось кол-во столич. распо­ ряжений, обязательных к исполнению, но далеко не всегда учитывавших мест, условия. Так, архиепископ Тобольский и Сибирский Антоний (Знаменский; 1803— 06) получил высочайший указ о стр-ве только камен. церквей —не первое распоряжение такого рода. Во мн. р-нах Сибири, где не было камня, но было мн. леса, сел. общины не могли осилить камен. стр-во. Из столи­ цы, однако, поступали приказы немедленно разрушить все недавно возведенные деревян. церкви и наказать клириков, освящавших их. И архиепископ вынужден был подчиняться, жертвуя и церквами, и кадрами при острой нехватке в Сибири того и другого. Смена на кафедрах архиереев, осуществлявшаяся государем по представлению Синода, подчас менее всего объяснялась интересами епархий, она вызывалась либо усердным исполнением владыками своего долга, либо столич. интригами в церк. и светских кругах. Лишь однажды архиерей посмел активно протестовать про­ тив несправедливой отставки. В 1831 иркут. архиерей Иринарх, неожиданно отставленный указом Синода, пытался не подчиниться ему, апеллировав к светским властям; он был взят под арест жандарм, подполковни­ ком и надолго заточен в монастыре. Бюрократизация плодила обильную и зачастую не­ достоверную отчетность; владение канц. премудростью стало ценным качеством для чинов консистории и даже архиереев. Умелое составление ведомостей и исповедаль­ ных росписей могло скрыть реальные неблагополучия в деят-ти пастырей. Но известен и случай, когда преста­ релый тобол. архиеп. Амвросий (1822—25) настолько ослабил контроль над консистор. клириками, что они 2 года вообще не распечатывали любые, за искл. сино­ дальных, письма, приходившие в консисторию и владыке (их скопилось более 2 тыс.). Иногда из С.-Петербурга приезжали с проверками, случались даже сенатские ре­ визии, во время к-рых сенаторы вмешивались и в церк. дела, подведомств. архиереям. Такое случилось при деятельном тобол. архиеп. Евгении (1825—31). Владыка бурно протестовал, интересы сенаторов и Синода здесь разошлись, и в результате была назначена экстраординар­ ная проверка работы всего духовенства епархии, но про­ водить ее приказали самому Евгению. Тот не без пользы предпринял 3 длительные поездки по самым отдаленным местам епархии и особых нарушений не обнаружил. В противовес синодальной бюрократизации и жесткой зависимости вертикали церк. власти от гос-ва стихийно развивалось (на фоне бурно возрождавшейся с нач. XIX в. монастыр. традиции) такое важное явление правосл. духовности, как старчество. Его отличит, черты — возрождение живого интереса к мистич. творениям древ, отцов Церкви, крайний аскетизм, нестяжание, обязат. личный труд, простота в быту, общении, вне- сословность в феод.-сослов. об-ве, значит, свобода от внеш. церк. обрядности в пользу внутр. глубокой веры, «умная молитва» и поиск индивид, мистич. контактов с Богом. Знаменитые старцы деятельно занимались учительством, проповедью нравств. законов Христа, эта проповедь имела огромное влияние на верующих и подчас на неверующих. Стоя в стороне от синодальной иерархии власти, старцы часто жили при монастырях, основывали пустыни и не становились в оппозицию к Церкви, к рая в конце концов признавала их заслуги и даже причисляла к лику святых. Скитское старчество было распространено и на сиб. просторах. До 1820 под Туринском 20 лет существовал скит прп. Зосимы (Захара Васильевича Верховского); этот пустынник послужил одним из прообразов известного во всем мире героя Ф .М . Достоевского старца Зосимы. Во 2-й четв. XIX в. всенарод. славой пользовался томский св. прав, старец Федор Кузьмич. Отдаленность сиб. епархий имела и свои положит, черты: мн. крутые повороты столич. взаимоотноше

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2