Историческая энциклопедия Сибири II
Царь уничтожил институт патриаршества, упр-ние Цер ковью передали полусветскому ведомству —Духовной коллегии (Синоду) во главе с обер-прокурором, доверен, лицом государя. Подвергая репрессиям противников этих новшеств, Петр I искал поддержку внутри самой Церкви и нашел ее среди воспитанников Киевской духовной академии, не имевших связей в церк. среде России и к тому же обладавших школ, образованностью зап.-европ. ориентации. После удаления из Сибири Игнатия (Римского-Корсакова) все сиб. митрополиты до кон. 1760-х гг. назначались из этой среды. В 1702 в упр-ние Сибирской епархией вступил митр, свт. Филофей (Лещинский; 1702—11, 1715—21), послан ный туда царем с обшир. программой деят-ти. Темпы христианизации мест, народов показались Петру I недостаточными, он отверг сложившуюся традицию кре щения аборигенов искл. по их собств. желанию. Отныне христианизация приобретает массовый хар-р. При Фи лофее горели идолы и проч. атрибуты язычества, иной раз дело доходило и до стрельбы, хотя противостояние не стало ни долгим, ни кровавым. Митрополит сам возглавлял миссионер, экспедиции и сумел окрестить, как считается, ок. 40 тыс. хантов , манси, селькупов Сев.-Зап. Сибири (хотя цифра эта явно завышена, если исходить из общей числ. тамошних аборигенов). Митр. Филофей завел миссионер, станы и для крещения та тар и киргизов. В 1706, в значит, мере в связи с миссионер, задачами, в составе епархии учреждено Иркутское викариат- ство, преобразованное в 1727 в самостоят. епархию. Возглавил ее воспитанник Киевской духовной академии свт. Иннокентий (Кульчицкий ; 1727—31), возведенный в епископ, сан в 1721 как предполагаемый глава несо- стоявшейся тогда правосл. миссии в Пекине. В 1731 к Иркутской епархии приписаны обшир. территории на севере и востоке — Балаганск, Илимск, Я кут ск , Охотск с уездами , и епархия стала самой обшир. в империи. В 1733 в ее состав вошла Камчатка, а в 1796 — Русская Америка. Для новокрещеных в Сибири за гос. счет возводи ли церкви (чего для рус. населения в XVIII в. уже не делали). Вокруг храмов организовывались приходы по рус. образцу. Однако православие усваивалось но вообращенными достаточно поверхностно, сочетаясь с прежними языч. верованиями. К сер. XVIII в. светская власть постепенно перестает поддерживать насильств. методы христианизации. Конфликт, связанный с при нуд. крещением татар, привел к переводу из Сибири митр. Сильвестра (Гловатского', 1749—55). На первый план выдвигались др. методы, известные и ранее. Еще митр. Филофей в спец. школе для мальчиков-аборигенов начал готовить будущих священнослужителей. Во 2-й пол. XVIII в. в Сев.-Зап. Сибири знание мест, языков духовенством приходов новокрещеных считалось обя зательным. В этом же столетии положено начало пере водам священных текстов на языки аборигенов, и это направление быстро развивалось. Сиб. миссионерство дало значит, импульс развитию отеч. лингвистики. Политика гос-ва и Церкви по отношению к старо обрядчеству претерпела за XVIII в. неск. поворотов. По-прежнему продолжая считать староверов «лютыми неприятелями, и государству и государю непрестанно зло мыслящими», пр-во Петра I указами 1716 прагма тично предусмотрело возможность их легал. сущест вования при условии уплаты ими двойного подушного оклада и отказа от передачи своей веры по наследству. Церковь должна была вести среди таковых «записных раскольников» миссионер, работу и следить за строгим выполнением ими стеснительных запретов. Стремление властей использовать указы 1716 для постепен. искоре нения старой веры, отказ подавляющего большинства урало-сиб. «раскольников» записываться в двойной подушный оклад приводили к массовым движениям протеста при каждой из первых 4 ревизий. И даже когда в 1782 пр-во Екатерины II отменило двойной оклад, в Тобольской епархии попытались истолковать эту меру в прямо противоположном смысле, как отмену любых легал. основ существования старой веры, и это вызвало новые массовые волнения. Но к тому времени уже действовал и играл свою положит, роль манифест императрицы от 22 сент. 1762 о веротерпимости, и пос тепенно массовые самосожжения староверов в Сибири пошли на убыль. При Екатерине II начаты и первые пе реговоры властей с руководителями Иргизского центра староверия о поисках компромисса. Они завершились в 1801 введением единоверия, в рамках к-рого староверы могли иметь своих священников, служивших по дони- коновским книгам, но подчинявшихся епархиальным архиереям РПЦ. К нач. XVIII в. в сиб. митрополии насчитывалось, по одним свед., 160 церквей, по другим — 200; для нужд правосл. населения на огромной территории их не хватало. В выделившейся в 1727 Иркутской епархии имелось 46 церквей, по ведомости 1738 в Тобольской епархии в 25 духов, заказах —374 церкви. Монастырей в нач. XVIII в. в Сибири было 39, но отношение к ним рационалистически настроенных пр-в в этом столетии не способствовало процветанию монашеской традиции. Курс на сокращение гос. обеспечения Церкви привел к тому, что еще с кон. предыдущего столетия мн. сиб. церкви перевели на самообеспечение, а кол-во монас тырей за столетие сократилось на 15. Монастыри пытались избежать сокращения своих доходов и увеличивали ренту с крестьян. Отсюда —рас тущий прессинг на земледельцев, к-рые к тому же в ходе Петров, реформ попали в крепостную зависимость от монастырей. Все это обостряло отношения последних с их раб. силой, и с кон. 1720-х гг. волнения крестьян сиб. церк. вотчин стали почти непрерывными. Особый размах они получили в 1760-х гг.; к этому времени относится, в части., «дубинщина» —длительная борьба крестьян Далматовского мон-ря с его властями, пере ходившая в вооруж. столкновения. Конец антагонизму положил окончат, перевод монастыр. крестьян в разряд «экономических» в 1764, после секуляризации земель монастырей и архиерейских домов. Этот шаг привел к напряженным отношениям между имп. властью и рядом церк. иерархов, в т. ч. сибирских. Среди наиболее актив, противников реформы Екатерины II (сокрушавшей экон. базу последнего института об-ва, способного хоть как-то противостоять самодержавию) был свт. Арсений (Мацеевич), ранее недолго управ лявший Тобольской епархией (1741—42). Императрица повелела называть митрополита «Андреем Вралем» и пожизненно заточить его в тюрьму. Последний Тоболь ский митрополит из украинцев свт. Павел ( Конюскевич ; 1758—68) не только резко отрицательно высказывался о секуляризации церк. земель и о послушном государыне Синоде, но и постоянно конфликтовал с губернатором и др. светскими властями, требуя принятия опустошит, мер по борьбе со староверами. В 1768 он был удален из Сибири, как ранее и его предшественник Сильвестр (Гловатский), также настаивавший на самых радикал, приемах искоренения старообрядчества. В 1768 статус Тобольской епархии понизили до епископии и назначили туда свт. Варлаама (Петрова ; 1768—1802, с 1792 — архиеп.), русского по происхождению, ни в какие кон фликты с гос. властью не вступавшего. Вместе с тем воспитанники Киевской духовной акаде мии немало сделали для развития в Сибири образования
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2