Историческая энциклопедия Сибири II

подьячих за счет населения и казны. Царь немедленно приказал воеводе М.М. Годунову произвести строгий розыск. Это, конечно, не улучшило отношений между воеводой и архиереем. Они стали нормальными лишь при след, воеводе, мудром администраторе Ю .Я . Суле- шове. Его знаменитая реформа проводилась при актив, содействии (по указу царя) рук-ва епархии. Строгость и рвение 3-го сиб. архиеп. Нектария привели к его уходу с кафедры всего на 4-м году пре­ бывания. След, архиепископ, Герасим, писал в Москву, что ему «терпение стало уже не в меру, по вся дни от... угроз... мучусь». А в 1640 архиеп. Герасим не дал воеводе кн. П.И. Пронскому замять дело о показаниях подьячего С. Кляпикова, обличавшего корыст. плутни воевод, чиновников. Когда же воевода пожаловался, что Герасим вмешивается в светские дела, архиерей ответил, что государь приказал ему не только «смирять служилых и посадских», но и над самими воеводами «всякие государевы дела ведать». Моск. следователи подтвердили справедливость донесений С. Кляпикова, и началось долгое судеб, дело, завершившееся сменой воеводы. Разумеется, противостояние не было главным в служении архиереев сиб. об-ву: развивались и традиции посредничества, примирения. Так, успешное вмешатель­ ство архиеп. Нектария помогло достичь в 1636 комп­ ромисса тобол. воевод с казаками, к-рых отправляли в далекий и многолет. поход на р. Лену, но выдать им полное жалованье не хотели. В 1649 посланники ар­ хиеп. Герасима пытались помочь привести к согласию восставший Томск. Активно увещевал бунтовавший в кон. XVII в. Красноярск сиб. митр. Игнатий (Римс­ кий-Корсаков). Важными опорными пунктами распространения православия в новых заурал. владениях России были монастыри. Древнейший из них —Тобольский Знамен­ ский — с самого начала выполнял функцию обществ, богадельни: туда часто постригались раненые, больные и состарившиеся служилые люди. Монастыри осно­ вывались совместно гос-вом и мест, общинами (напр., Верхотурский Николаевский). Традиция пустынножи­ тельства, пользовавшаяся признанием во всех слоях рус. об-ва, тоже приводила к появлению новых обителей: так в 1644 возник Далматовский Успенский мон-рь. Весь XVII в. Тобольская кафедра активно стимулировала монастыр. стр-во и хоз. обустройство как монастырей, так и архиерейского дома. Архиерейский дом был в XVII в. важным центром сиб. духов, лит., церк. живописи, архитектуры, духов, музыки. С Церковью связано и начало сиб. театра: уже в описи имущества архиерейского дома 1625 упоминается театр, реквизит для постановок на библейск. темы. Архиереи управляли духовенством епархии через глав духов, округов, на к-рые разделялась вся правосл. Сибирь. В кон. XVII в. документы называли их «попов­ скими старостами», это были доверенные иереи, игуме­ ны. Но важнейшим звеном всей церк. жизни оставались приходы. Сиб. приход, храм являлся важным центром не только церковной, но и всей обществ, жизни. Там традиционно хранилась «мирская коробка» —архив об­ щины, в т. ч. важнейшие гос. акты. По давнему обычаю туда же можно было положить письм. жалобу, к-рую церк. староста и приходское духовенство принимали и хранили до судеб, разбирательства. Наказы сиб. архиереям важнейшей их задачей на­ зывают христианизацию мест, народов. Наказы почти на столетие определили стратегию и тактику сиб. мис­ сии. В них подробно перечисляется, чем и как нужно привлекать иноверных к крещению, строго соблюдая при этом принцип добровольности. Сиб. архиереи получили даже право укрывать у себя «до государева указу» от наказания «татаровей», обвиненных в уголов. преступлениях («опричь большие измены»), и не только пришедших для крещения, но и тех, кто пока такого желания не высказал. Защита новокрещеных являлась частн. проявлением особых гражд. обязанностей сиб. архиереев. Старинная традиция Православной церкви, унаследованная от Византии, —право вступаться за оби­ женных, защищать от насилия —реально воплощалась в это время в деят-ти Церкви, в т. ч. сибирской. С сер. XVII в. судьбы православия в России, вкл. Сибирь, осложняются проблемой реформы Патр. Ни­ кона и церк. раскола. Ссылка в Тобольск и Даурию в 1653—64 протопопа Аввакума привела к появлению в Сибири его многочисл. ревностных сторонников. Со староверием тогда боролись предельно жестко. Отлу­ ченные на соборах 1665—66 от Церкви староверы под­ вергались арестам, пыткам, казням, их скиты громились воинскими командами. В борьбе с религ. инакомыслием широко использовался гос. аппарат насилия, что при­ водило к массовым побегам староверов на окраины, возникновению на Урале и в Сибири круп, центров как беспоповщины, так и поповщины (см. Беспоповцы в Сибири ; Поповцы в Сибири). В ответ на репрессии в сиб. лесах с 1679 запылали «гари» ( самосожжения ), в к-рых гибли тысячи людей. Во 2-й пол. XVII в. царская власть, наученная опытом противостояния попытке Патр. Никона поста­ вить Священство выше Царства, начинает с растущей подозрительностью относиться к вмешательству тобол. архиереев в дела светского упр-ния. В кон. века это привело к острому конфликту вокруг проблемы церк. суда. Этот традиц. институт церк. власти сохранился почти без изменений со времени своего возникновения в X в. Церковь имела право суда над всем населением по «духовным» делам (богохульство, оскорбление духов, сана, вероотступничество, колдовство, разврат); церк. чиновники контролировали акты гражд. состояния, дела о наследстве. Кроме того, все «церковные люди» подлежали церк. суду по весьма широкому кругу уго­ лов. и гражд. дел. В Сибири до образования епархии воеводы привыкли сами вершить дела компетенции духов, суда, и Киприан повел с этим решит, борьбу с 1-х дней своего пребывания в Тобольске. Усилия его и последующих архиереев оказались результативными, и вскоре Сибирь перестала быть в этом вопросе исключе­ нием из общерус. правил. К 1690-м гг. стала очевидной крайняя коррумпи­ рованность сиб. «десятильников» (светских служилых людей Церкви, осуществлявших следствие по делам церк. суда). Они нередко подвергали арестам и пыткам невинных, но зажит, людей, вымогая взятки. Ж ало­ бы посадских общин энергично поддержал царский родственник воевода А.Ф. Нарышкин. Сопротивление владыки Игнатия (Римского-Корсакова), осмелившегося даже отлучить Нарышкина от Церкви, было сломлено Москвой, и вопреки древ, праву церк. чиновники под­ верглись светскому суду, покаравшему вымогателей и вернувшему награбленное. Одновр. воевода не отдал под церк. суд своего подьячего. Дело это оказалось предвозвестником новых отношений между Церковью и Государством. С кон. XVII в. положение Церкви, в т. ч. сибирс­ кой, резко меняется. На смену монархии, опирающейся на земские начала в упр-нии, приходит абсолютизм с засильем бюрократии и рационалистич. отношением к Церкви и религии. Пытаясь организовать служение Православной церкви об-ву по зап. образцам, Петр I поставил целью резко сократить расходы на ее поддерж­ ку, уменьшить ее полит, и экон. самостоятельность.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2