Историческая энциклопедия Сибири II
подьячих за счет населения и казны. Царь немедленно приказал воеводе М.М. Годунову произвести строгий розыск. Это, конечно, не улучшило отношений между воеводой и архиереем. Они стали нормальными лишь при след, воеводе, мудром администраторе Ю .Я . Суле- шове. Его знаменитая реформа проводилась при актив, содействии (по указу царя) рук-ва епархии. Строгость и рвение 3-го сиб. архиеп. Нектария привели к его уходу с кафедры всего на 4-м году пре бывания. След, архиепископ, Герасим, писал в Москву, что ему «терпение стало уже не в меру, по вся дни от... угроз... мучусь». А в 1640 архиеп. Герасим не дал воеводе кн. П.И. Пронскому замять дело о показаниях подьячего С. Кляпикова, обличавшего корыст. плутни воевод, чиновников. Когда же воевода пожаловался, что Герасим вмешивается в светские дела, архиерей ответил, что государь приказал ему не только «смирять служилых и посадских», но и над самими воеводами «всякие государевы дела ведать». Моск. следователи подтвердили справедливость донесений С. Кляпикова, и началось долгое судеб, дело, завершившееся сменой воеводы. Разумеется, противостояние не было главным в служении архиереев сиб. об-ву: развивались и традиции посредничества, примирения. Так, успешное вмешатель ство архиеп. Нектария помогло достичь в 1636 комп ромисса тобол. воевод с казаками, к-рых отправляли в далекий и многолет. поход на р. Лену, но выдать им полное жалованье не хотели. В 1649 посланники ар хиеп. Герасима пытались помочь привести к согласию восставший Томск. Активно увещевал бунтовавший в кон. XVII в. Красноярск сиб. митр. Игнатий (Римс кий-Корсаков). Важными опорными пунктами распространения православия в новых заурал. владениях России были монастыри. Древнейший из них —Тобольский Знамен ский — с самого начала выполнял функцию обществ, богадельни: туда часто постригались раненые, больные и состарившиеся служилые люди. Монастыри осно вывались совместно гос-вом и мест, общинами (напр., Верхотурский Николаевский). Традиция пустынножи тельства, пользовавшаяся признанием во всех слоях рус. об-ва, тоже приводила к появлению новых обителей: так в 1644 возник Далматовский Успенский мон-рь. Весь XVII в. Тобольская кафедра активно стимулировала монастыр. стр-во и хоз. обустройство как монастырей, так и архиерейского дома. Архиерейский дом был в XVII в. важным центром сиб. духов, лит., церк. живописи, архитектуры, духов, музыки. С Церковью связано и начало сиб. театра: уже в описи имущества архиерейского дома 1625 упоминается театр, реквизит для постановок на библейск. темы. Архиереи управляли духовенством епархии через глав духов, округов, на к-рые разделялась вся правосл. Сибирь. В кон. XVII в. документы называли их «попов скими старостами», это были доверенные иереи, игуме ны. Но важнейшим звеном всей церк. жизни оставались приходы. Сиб. приход, храм являлся важным центром не только церковной, но и всей обществ, жизни. Там традиционно хранилась «мирская коробка» —архив об щины, в т. ч. важнейшие гос. акты. По давнему обычаю туда же можно было положить письм. жалобу, к-рую церк. староста и приходское духовенство принимали и хранили до судеб, разбирательства. Наказы сиб. архиереям важнейшей их задачей на зывают христианизацию мест, народов. Наказы почти на столетие определили стратегию и тактику сиб. мис сии. В них подробно перечисляется, чем и как нужно привлекать иноверных к крещению, строго соблюдая при этом принцип добровольности. Сиб. архиереи получили даже право укрывать у себя «до государева указу» от наказания «татаровей», обвиненных в уголов. преступлениях («опричь большие измены»), и не только пришедших для крещения, но и тех, кто пока такого желания не высказал. Защита новокрещеных являлась частн. проявлением особых гражд. обязанностей сиб. архиереев. Старинная традиция Православной церкви, унаследованная от Византии, —право вступаться за оби женных, защищать от насилия —реально воплощалась в это время в деят-ти Церкви, в т. ч. сибирской. С сер. XVII в. судьбы православия в России, вкл. Сибирь, осложняются проблемой реформы Патр. Ни кона и церк. раскола. Ссылка в Тобольск и Даурию в 1653—64 протопопа Аввакума привела к появлению в Сибири его многочисл. ревностных сторонников. Со староверием тогда боролись предельно жестко. Отлу ченные на соборах 1665—66 от Церкви староверы под вергались арестам, пыткам, казням, их скиты громились воинскими командами. В борьбе с религ. инакомыслием широко использовался гос. аппарат насилия, что при водило к массовым побегам староверов на окраины, возникновению на Урале и в Сибири круп, центров как беспоповщины, так и поповщины (см. Беспоповцы в Сибири ; Поповцы в Сибири). В ответ на репрессии в сиб. лесах с 1679 запылали «гари» ( самосожжения ), в к-рых гибли тысячи людей. Во 2-й пол. XVII в. царская власть, наученная опытом противостояния попытке Патр. Никона поста вить Священство выше Царства, начинает с растущей подозрительностью относиться к вмешательству тобол. архиереев в дела светского упр-ния. В кон. века это привело к острому конфликту вокруг проблемы церк. суда. Этот традиц. институт церк. власти сохранился почти без изменений со времени своего возникновения в X в. Церковь имела право суда над всем населением по «духовным» делам (богохульство, оскорбление духов, сана, вероотступничество, колдовство, разврат); церк. чиновники контролировали акты гражд. состояния, дела о наследстве. Кроме того, все «церковные люди» подлежали церк. суду по весьма широкому кругу уго лов. и гражд. дел. В Сибири до образования епархии воеводы привыкли сами вершить дела компетенции духов, суда, и Киприан повел с этим решит, борьбу с 1-х дней своего пребывания в Тобольске. Усилия его и последующих архиереев оказались результативными, и вскоре Сибирь перестала быть в этом вопросе исключе нием из общерус. правил. К 1690-м гг. стала очевидной крайняя коррумпи рованность сиб. «десятильников» (светских служилых людей Церкви, осуществлявших следствие по делам церк. суда). Они нередко подвергали арестам и пыткам невинных, но зажит, людей, вымогая взятки. Ж ало бы посадских общин энергично поддержал царский родственник воевода А.Ф. Нарышкин. Сопротивление владыки Игнатия (Римского-Корсакова), осмелившегося даже отлучить Нарышкина от Церкви, было сломлено Москвой, и вопреки древ, праву церк. чиновники под верглись светскому суду, покаравшему вымогателей и вернувшему награбленное. Одновр. воевода не отдал под церк. суд своего подьячего. Дело это оказалось предвозвестником новых отношений между Церковью и Государством. С кон. XVII в. положение Церкви, в т. ч. сибирс кой, резко меняется. На смену монархии, опирающейся на земские начала в упр-нии, приходит абсолютизм с засильем бюрократии и рационалистич. отношением к Церкви и религии. Пытаясь организовать служение Православной церкви об-ву по зап. образцам, Петр I поставил целью резко сократить расходы на ее поддерж ку, уменьшить ее полит, и экон. самостоятельность.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2