Историческая энциклопедия Сибири II

Возникновение и развитие Р. на рубеже XIX—XX вв. обусловлено актив, переселенч. движением в Алтайский окр. Томской губ. В 1891 выходцы из Самарской губ. образовали заимку Рубцовскую. Последовавшее в 1892 офиц. разрешение на аренду земли принято считать датой основания города. В 1895 ввиду увеличения на­ селения (959 душ муж. пола) Р. была отведена земля и присвоен статус заселка. В 1900 вновь расширен земел. фонд, присвоен статус деревни и образовано самостоят. сел. об-во. В нач. XX в. Р. являлся одним из густонаселен, поселений, аграр. и торг. центром Ново-Алейской вол. В Р. развивались хлебопашество, овцеводство, обрабат. пром-ть (3 кузницы, 3 ветряные мельницы), торговля (ежегодно проводилось 3 ярмарки , имелись винная лавка, 4 торг. лавки, хлебозапасный магазин). Пром. развитию Р. способствовало начатое в 1913 стр-во ж.-д. ст. на линии Новониколаевск—Семипалатинск. Возникновение ж.-д. вокзала, ж.-д. мастерских, мед. пункта, кирпич, з-да, стр-во алебастрового з-да и пуск ж. д. в эксплуатацию в 1914 способствовали переносу в Р. вол. центра. Ж.-д. сообщение обусловило актив, боевые действия в р-не Р. в годы Гражданской войны. Ст. Рубцовка стала одним из центров на участке ж. д. Аул—Локоть—Рубцовка, где весной—летом 1919 дейст­ вовали карат, отряды атамана Б .В . Анненкова. При паровоз, депо в годы войны возникла подпол, орг-ция, ставшая впоследствии ядром ж.-д. батальона партизан, армии Л.М. Мамонтова. Экон. облик Р. в 1920—30-е гг. определялся аграр. специализацией и развитием пище­ вой и перерабат. пром-ти. В 1930 в городе действовали мясокомбинат, мелькомбинат, кирпич, и алебастровый з-ды, паровая мельница, скотобойня, электростанция, типография, овчинно-шубные и хлебокондитерские предприятия, 7 пром. артелей. Корен, изменения в спе­ циализации Р., мощное индустр. развитие произошли в годы Великой Отечественной войны. На базе эвакуир. предприятий были созданы круп, машиностроит. пред­ приятия «Алтайсельмаш» (1941), трактор, з-д (1941), з-д трактор, электрооборудования (1942). С возникно­ вением з-дов Р. становится крупнейшим центром с.-х. машиностроения в России. Новый виток пром. развития города вызван целинных и залежных земель освоением , в результате чего на базе артели «Красный труженик» образован металлоз-д (1956), возникают новые з-ды: Рубцовский машиностроительный (1959), трактор, запчастей (1962). Развитие Р. как индустр. центра обус­ ловило демогр. всплеск. Экон. кризис нач. 1990-х гг. вызвал падение произв-ва в области машиностроения, сокращение населения. В наст, время градообразующи­ ми являются предприятия машиностроит. комплекса: «Рубцовский машиностроительный завод» (оборудо­ вание для перерабат. отраслей, прицепы для легковых автомобилей и др.), «Автотракторное электрооборудо­ вание» (генераторы, стартеры, электродвигатели и др.), «Тракторозапчасть», «Алттрак» (тракторы, хоз. инстру­ менты), «Сибагромаш» (с.-х. техника), сталелитейный, метизный з-ды. Широко представлена пищевая пром-ть: крупнейшее мукомол, предприятие на Алтае «Мельник», гормолкомбинат, мясокомбинат, пищекомбинат. Соц.-культ, сфера: 31 дошкол. учреждение, 27 общеобразоват. школ, 10 больнич. учреждений, 22 поликлиники, драм, театр, краевед, музей, 2 филиала университетов (Алтайского технического и Алтайского гос.), деревян. церковь Михаила Архангела. Лит.: Пустынников И.А. Рубцовск. Барнаул, 1968; Страницы истории. 2-е изд. Рубцовск, 1990; Энциклопедия Алтайского края. Барнаул, 1997. Т. 2; Королев Г.С. Рубцовск: от заселка до горо­ да. 1886—1927 гг.: Ист. очерк. Рубцовск, 2001; Гнилицкая Т.П. Летопись г. Рубцовска. Рубцовск, 2002. Г.В. Кидяева, Т.К. Щеглова РУБЦОВСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД (РМ З), ОАО. Один из крупнейших в Сибири производителей гусеничных машин высокой проходи­ мости. 17 апр. 1959 принято пост. ЦК КПСС и Совета министров СССР о стр-ве в Алтайском кр. завода по произв-ву гусенич. тягачей. Датой рождения РМЗ является 26 дек. 1959, когда краевой СНХ опреде­ лил место для будущего предприятия — Рубцовск. В мае—сент. 1960 создан 1-й цех —механомонтажный. В 1961 вступил в строй 1-й производств, корпус с цеха­ ми: заготовительно-прессовым, сварочно-покрасочным, механическим, инструментальным и механосборочным, а также отд-ниями термическим и гальваническим. 1-й продукцей стало «изделие 21» —гусенич. транспортер- тягач (ГТТ), предназначенный для перевозки людей и различ. грузов по бездорожью в условиях заснеженной лесисто-болотистой местности в р-нах Кр. Севера. Позд­ нее на базе ГТТ сконструировали лесосплавную машину, к рая завоевала диплом 1-й ст. ВДНХ СССР. В 1963 объемы произв-ва гусенич. тягачей составляли всего 10 машин в месяц. К кон. 1966 РМЗ вышел на запланир. показатели — 110—120 машин в мес. Со 2-й пол. 1960-х гг. на заводе строятся производств, мощности, к-рые составили основу развития завода в нач. XXI в. В 1967 начался выпуск воен. продукции. РМЗ производил отд. детали и узлы для различ. модификаций БМП-1 (развед., командир., эвакуац.), поставлявшиеся на Курганский машиностроительный з-д. С 1973 РМЗ производил воен. машины: боевые развед. машины БРМ-1К («изделие 676»). В 1968 в Семипалатинске по­ явился филиал РМЗ (с 1983 —самостоят. предприятие), куда в 1977 полностью передали произв-во транспорте­ ров-тягачей и колесно-лыжных прицепов. С 1979 на заводе изготавливались машины ПРП-3 (подвижной развед. пункт), созданные на базе БМП-1 и предназначенные для разведки наземных целей при любых метеорол. условиях. С 1980 начала производиться БМП-1 КШ. Уник, машиной, разработанной на заводе, стал 2-звенный многоцелевой транспортер («изделие 515»), к-рый может транспортировать грузы до 200 т по любому бездорожью, гористой местности, использовать­ ся как ракет, тягач. За создание этой машины группа конструкторов удостоилась Гос. премии СССР, завод награжден орденом Трудового Красного Знамени. С 1984 по 1999 РМЗ производил различ. модификации ПРП. В 1992 РМЗ приступил произв-ву гусенич. путере- монтных летучек — ГПЛ-520. В 1993 начато серийное произв-во БРМ -ЗК (командир, боевая развед. машина «Рысь»), а в 1995 —РМ-Г (ремонтная гусенич. машина, предназначенная для техн. разведки и текущего ремон­ та танков и БМП). С 1993 на базе узлов и агрегатов БМП-1 разработаны и пущены в серийное произв-во гусенич. машины гражд. назначения (спец. краново-бу­ рильная машина, гусенич. грузовая и буровая машины, гусенич. транспортер-тягач, многоцелевой 2-звенный транспортер, универс. гусенич. шасси). В 1997 по лицензии англ. фирмы «ВБАШ-КИОХ» РМЗ начал выпуск асфальтоукладчика РР-191. В 1998 завод при­ ступил к серийному произв-ву посевного почвообрабат. комплекса ППК-12,4. В 1999 освоено произв-во сеялок точного высева. Лит.: ОАО «РМ З». Историческая справка. 30 лет РМ З. Из истории Рубцовского машиностроительного завода. Барнаул, 1989; Попов М .А . Рубцовск (1892—2000). Исторические очерки. Рубцовск, 2004. А.Д. Бирюков РУБЦОВСКИЙ ОКРУГ Образован в мае 1925 в ходе районирования Сибири в осн. в пределах Рубцов­ ского у. Алтайской губ. Входил в Сибирский кр. Адм.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2