Историческая энциклопедия Сибири II

РОМАН 777 костяк предприятия. Оборудование разместилось в бывш. казармах, складах, конюшнях Северного воен. городка, энергетич. мощности к-рого пришлось допол­ нить неск. подстанциями и линиями электропередач. Произв-во подшипников для воен. техники началось в нояб. 1941 еще до прибытия в Томск всего оборудо­ вания. До кон. 1941 завод выпустил 40 тыс. подшипни­ ков, в 1942 —почти 2 млн шт. В 1942—43 предприятие расширялось, поступало новое оборудование. После постройки корпусов для кузнеч., роликового, шари­ кового и транспорт, цехов производств, площади з-да составили 8,2 тыс. кв. м. К 1944 началась подготовка кадров в машиностроит. техникуме, уч.-производств, цехе (впоследствии ремесл. училище), школе рабочей молодежи № 6. Всего за годы войны завод выдал более 9,5 млн подшипников 63 типоразмеров. В 1945 предприятие стало называться ГПЗ-5. Обо­ рон. заказ сократился, начался переход на выпуск подшипников для с.-х. машин и транспорта. Во 2-й пол. 1953 вступил в строй новый корпус площ. 10 тыс. кв. м, впервые спец. спроектированный и построенный для подшипник, произв-ва. В нем разместились полу­ автомат., автомат., токарный, термич., шлифовальный цеха. В 1954 в состав ГПЗ-5 вошел в кач-ве цеха сущест­ вовавший с довоен. лет ремонтно-подшипник. з-д. В сер. 1950-х гг. большинство осн. цехов завода подверглось полной реконструкции, на 50% обновилось технол. оборудование. В 1959 сдан в эксплуатацию цех по вы­ пуску спец. малогабарит. подшипников (вес 1,5 г). В то же время началось произв-во подшипников для ж.-д. транспорта весом более 19 кг. Всего в течение 1950-х гг. производств, фонды и объем произв-ва выросли более чем в 4 раза. В 1960 ГПЗ-5 произвел 20,5 млн подшип­ ников. В 1959 началось стр-во филиала ГПЗ-5 —з-да приборных подшипников (ГПЗ-29). В 1964 вступила в строй 2-я очередь цеха по произв-ву высокоскоростных буксовых ж.-д. подшипников. К сер. 1960-х гг. ГПЗ-5 — круп, предприятие, поставляющее продукцию на мн. машиностроит. заводы СССР и в 30 стран мира. Расширение производств, площадей, совершенство­ вание технол. процессов продолжались и в 1970—80-е гг. Ввод в действие корпуса шариковых подшипников позволил провести очеред. реконструкцию с полной за­ меной инж. сетей, перепланировкой размещения технол. оборудования, оснащением грузоподъем. механизмами. В нач. 1980-х гг. положение завода осложнилось пе­ редачей произв-ва высокоскоростных буксовых ж.-д. подшипников на специализир. завод в Степногорск и вынужден, перепрофилированием на выпуск крупнога- барит. подшипников новой серии. Выйти из плановой убыточности (убытки 1985 —6 млн руб.) удалось лишь к кон. 1989. В 1990 на заводе трудилось 5,5 тыс. чел., к-рые произвели 58 млн подшипников. В июле 1992 на базе ГПЗ-5 создано акцион. об-во «РОЛТОМ». Это не предотвратило значит, снижения объемов произв-ва в условиях кризиса отеч. машино­ строения. Тем не менее в 1994 предприятие получило приз «Золотая Арка Европы», в 1996 —приз «Золотая Пальма». В 1998, когда падение произв-ва достигло низш. точки, на заводе работало 2,1 тыс. чел. Начавшее­ ся в послекризисных условиях восстановление произв-ва (с 10 млн подшипников в 1998 до 23 млн в 2000) привело к росту числа занятых (до 2,5 тыс. чел. в нояб. 2000). Наряду с прежней профильной продукцией (подшипни­ ки качения, роликоопоры для транспортировки сыпучих материалов в ленточных конвейерах, суперфинишное оборудование для произ-ва подшипников) з-д изготав­ ливает зап. части для отеч. и зарубеж. с.-х. техники. Запущена спец. программа произв-ва подшипников для нефтяников; их выпуск вырос с 1,5 млн руб. в 1999 до 38 млн руб. в 2001. До трети продукции з-да уходило на экспорт. По итогам 2000 «РОЛТОМ» стал лидером машиностроит. отрасли и вошел в число 100 лучших предприятий России. Однако в 2002 произв-во на з-де сократилось вследст­ вие падения спроса на его продукцию со стороны автомобилестроит., тракторостроит. и станкостроит. отраслей рос. экономики. В 2005 долги предприятия достигли 400 млн руб., и арбитраж, суд ввел на нем внеш. упр-ние. На базе ОАО «РОЛТОМ» создали ЗАО «Томский подшипник». Предприятию пришлось сокра­ тить производств, мощности. В 2006 моек, торговая сеть «Седьмой континент» приобрела бывш. производств, помещения (площ. 37,5 тыс. кв. м) для оборудования торгово-развлекат. центра. В то же время при новом рук- ве доля экспорта в продукции предприятия выросла с 8 до 60%. Томские подшипники покупают более 40 стран Европы и Америки и более 300 круп, предприятий во всех регионах России. Лит.: Мы — подшипниковцы. Томск, 1974; Б а к ул ин а М ., Вагина 3 ., Лапина Л . Государственный подшипниковый завод № 5 / / О людях с чистой совестью: Из истории группы томских заводов. М., 1992. В. Г. Зыкова РОМАН И ПОВЕСТЬ В ЛИТЕРАТУРЕ СИБИРИ, возникают в 1-й пол. XIX в. В произведениях Н.С. Щ у ­ кина , Н.И. Бобылева, Н.А. Полевого Сибирь осмысле­ на сквозь призму мифологемы земли изобилия, к-рая постепенно вытесняется образом-символом «гиблого места». Сюжеты и образы этих произведений в осн. определяются влиянием поэтики романтизма, слабо мотивир. поведение романтич. героя обусловлено стремлением приобщиться к «прекрасной дикости». В оманах И. К. Калашникова «Дочь купца Жолобова» 1831), «Камчадалка» (1834), повестях Н.С. Щукина «Поселыцик» (1834) и «Ангарские пороги» (1835) в целом выражен взгляд на Сибирь как на страну безу­ держных страстей и экзотич. контрастов, вместе с тем эти произведения включают отд. сиб. реалии. Писатели-народники 1870-х гг. отказываются от изображения экзотики. Гл. тема народнич. прозы — культур, устроение малой родины. Мн. произведения писателей 1870-х гг., испытавших влияние натур, школы, имеют очерковую природу (очерки старших областников, незаконченный роман Г.Н. Потанина «Тайжане» (1872), роман М . Загоскина «Магистр» (1876), посвящ. судьбе А .П . Щапова). Н .М . Ядринцев и Г.Н. Потанин особое значение придают изображению героя — интеллигентного патриота Сибири, противо­ стоящего экспансии купеч. и чиновной среды. Критич. оценке со стороны народников подвергаются романы, не включающие, на их взгляд, актуал. проблематику (И.В. Федорова-Омулевского «Шаг за шагом» (1870), И.А. Кущевского «Николай Негорев, или Благополуч­ ный россиянин» (1871)). Особые надежды областники возлагали на Н .И . Наумова , изобразившего жизнь сиб. деревни и создавшего образы старателей (сб. «Сила солому ломит», повесть «Паутина»). Однако очерково- натуралистич. установка не позволила Наумову, достиг­ шему наибольшей известности в 1870-е гг., подняться над ср. уровнем народнич. беллетристики. Сиб. картину мира создавали в нач. XX в. ученики Г.Н. Потанина — Г.Д. Гребенщиков , А.Е. Новоселов, В.Я. Шишков. Повесть А.Е. Новоселова «Беловодье» (1917) посвящена теме старообрядчества, причем поиски «чистой земли» заканчиваются катастрофой. 7-томная регион, эпопея Г.Д. Гребенщикова «Чураевы» (1910— 50-е гг.) соединяет жанровые принципы ист. хроники, семейного и филос. романа и посвящена не столько теме разрушения старого уклада, освещению негатив, сторон новой рус. смуты, сколько поискам подлинной веры. «Угрюм-река» В.Я. Шишкова, использовавшего фабу­ 48 Заказ № 283

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2