Историческая энциклопедия Сибири II
Новосибирске) был утвержден настоятель Новосибир ского прихода И. Верт, возведенный в сан епископа. С 1999 в пределах администратуры созданы Уральский, Зап.-Сибирский, Омский, Центральный, Алтайский и Восточный деканаты. Наиболее круп, зоной сосредото чения верующих католич. вероисповедания в Сибири является Алтайский кр. В 1999 Ватиканом учреждена апостольская администратура Вост. Сибири с центром в Иркутске, территория к-рой выделена из апостоль ской администратуры азиат, части России (епархия Св. Иосифа). Апостольским администратором назначен епископ Е. Мазур. Тер. администратуры разделена на Иркутский, Красноярский, Якутский, Владивостокский и Магаданский деканаты. В 1990-е гг. возобновилась подготовка кадров като лич. священников из числа граждан России (в части., в просеминарии в Новосибирске). Ведется реставрация старых храмов и стр-во новых церквей. Р.-к. ц. осу ществляет в Сиб. регионе благотворит, деят-ть, работает отд-ние «Каритас». В Иркутске открыт хоспис, усили ями «Каритас» в Новосибирске создан Центр милосер дия, в состав к-рого входят дет. приют «Дом Святого Николая» и монастырь сестер Св. Елизаветы. Монахини работают в приюте и учеб. центре «Каритас», задачей к-рого является подготовка специалистов в области соц. работы. В Новосибирске функционирует католич. телестудия «Кана». Лит.: Козсгд! как>Нск1 \у Козр: Ма1ег)а1у с1о ]е^о Ызкнф 1 ог^атгаср. ХАагзгаша, 1932; Осипова И. «В язвах своих укрой меня...»: Гонения на католическую церковь в СССР: По материалам следственных и лагерных дел. М, 1996; Веи1$ске СезсЫсПе 1 гп Оз^еп Еигораз. Кизз1апс1. Нгз§. у о п О. 51пскег. ВегПп, 1997; Алов А .А ., Владимиров Н.Г., Овсиенко Ф.Г. Мировые религии. М., 1998; Кн и г а памяти. Мартиролог католической церкви в СССР . М., 2000; Сибирь в истории и культуре польского народа. М., 2002; Савин А . И. Религиозная жизнь немцев Сибири в 1920-е гг. / / Толерантность и взаимодействие в переходных обществах. Но восибирск, 2003; ЗЬ п с к е г С. КиззЬпсШеиЬсЬе Ка<:ЬоНкеп 1Ш геН^юпзроННзскеп КоШех! бег Зо^еШ пюп / / 01е ОеиТзсЬеп ипб баз бзШсЬе Еигора. АзреПе е т е г У 1 еПйШ§еп Ве21еЬипй5ёезс1псЫ:е / Н^. у. О. ЫеШа 1;2 ипб V. 2 1 т т е гт ап п . Еззеп, 2006. Т. Г. Недзелюк, А.И. Савин РИМСКО КАТОЛИЧЕСКИЕ ХРАМЫ Сибири, христиан, храмы, созданные Римско-католической церковью на тер. Сибири и Д. Востока в XIX—XX вв. Постоянство взаимосвязей России и стран Европы, в к-рых господствующее положение занимала Римско- католическая церковь (РКЦ), определило исторически раннее проникновение католицизма в Россию. Первые на тер. Руси храмы РКЦ построены в XII в. в Новгоро де, Пскове, Ладоге, в составе населения к-рых присутст вовали этнич. группы торг. и служилых иностранцев, исповедовавших католичество. Во 2-й пол. XVII в. в Москве сооружается католич. храм во имя Святых апостолов Петра и Павла. В XVIII в. открываются римско-католич. приходы в С.-Петербурге. Появление католиков в Азиат. России связано с нач. в XIX в. по лит. ссылки представителей польск. населения. Стр-во 1-го католич. храма на тер. Сибири —приход, церкви во имя Успения Пресвятой Девы Марии в Иркут ске — относится к 1825. В 1833 в Томске возводится католич. приход, храм Покрова Пресвятой Девы Ма рии, в 1847 в Тобольске и в 1853-57 в Красноярске сооружаются римско-католич. приход, церкви во имя Промысла Божьего. Архит. решения этих построек ос новывались на принципах композиции храма зального типа, представленного однонефным безбашенным объ емом, завершенным апсидой. Для стилистики церквей в Иркутске и в Томске характерны черты провинц. классицизма, храм в Красноярске стилизован в духе готики. 1-е здания католич. церквей возводились из наиболее доступ, мест, материалов —дерева и кирпича, не отличаясь при этом сложностью конструктив, ре шений, техн. и эстет, качеством, так как был существ, недостаток в мест, специалистах —архитекторах, строи телях, художниках. Эклектич. течения, утвердившиеся в архитектуре и искусстве России во 2-й трети XIX в., широко проявились и в архитектуре Р.-к. х. Сибири и Д. Востока. Неоготич. стилевое направление определило арх.-худ. облик таких католич. церквей, как приход, церкви во имя Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии (Омск, 1861—67; арх. Г.С. Вершинин), во имя Успения Пресвятой Девы Марии (Иркутск, 1881—84; арх. И .Ф . Тамулевич ), приход, храмы во имя Святых апостолов Петра и Павла (Чита, 1876), Преображения Господня (Благовещенск, 1896), филиальная церковь в Александровском посту на Сахалине (1896). Архит. композиции Р.-к. х. Зауралья, как и ранее, формиро вались в соотв. с особенностями зап.-европ. христиан, церквей зального типа, однако в этот период образ храма создавался не только одно-, но и трехнефным вытянутым объемом, завершенным апсидой и граненой башней звона, перекрытой шатром и выделявшей церк. постройку в перспективе гор. улицы или в ансамбле площади. При этом архитектуре Р.-к. х. отводились функции рядовых элементов периметральной застрой ки гл. гор. площади, способствующих формированию единого архит.-пространств, ансамбля общегор. центра во главе с правосл. собором. К краткому предрев. периоду (1900—17) относится исторически наиболее актив, стр-во на тер. Сибири и Д. Востока зданий приход, и филиальных Р.-к. х.: кол-во вновь возведенных в этот период католич. цер квей приблизилось к кол-ву храмов данной конфессии, сооруженных в регионе за весь XIX в. Были построены храмы во имя Пресвятой Троицы (Тобольск, 1900—07), во имя Св. Иосифа Обручника (Тюмень, 1904), во имя Св. Казимира (Новониколаевск, 1905—07, инж. Венер), во имя Святых апостолов Петра и Павла (Каинск, 1906—09), во имя Св. Сердца Девы Марии (Барнаул, 1907—09, арх. И .Ф . Носович), Рождества Богородицы (Владивосток, 1907—14, арх. А.А. Гвоздзиовский), во имя Преображения Господня (Красноярск, 1908—15, арх. В.А. Соколовский). Эти церк. постройки следует выделить из сово купности совр. им зданий неправосл. христиан, храмов Сибири и Д. Восто ка как наиболее зна чимые в арх.-худ. и градостроит. отно шении. Стилистика этих храмов пред ставляет существ, разнообразие фор м ально -худ . авт. трактовок нац.-ист. версий неоготики. Эстет, и техн. ка чество архитектуры провинц. Р .-к . х. России нач. XX в. фактически соот ветствовало уровню исполнения их сто лич. аналогов. В послерев. пе риод XX в. архи тектуре христиан., в т. ч. Р.-к. х., со
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2