Историческая энциклопедия Сибири II
В кон. XIX —нач. XX в. числ. католиков в Сибири резко увеличивается в связи с возникновением компакт, поселений немцев (см. Немцы в Сибири) и стр-вом Транссиба. В результате число католиков с 1894 по 1911 в Иркутской губ. выросло в 5 раз и составило 30 тыс. чел., в Енисейской губ. —в 3 раза (до 15 тыс. чел.). В Иркутске, Александровске-Сахалинском, В лади востоке, Хабаровске строятся новые католич. храмы и часовни. Благодаря инициативе настоятеля Томского католич. прихода о. Иосифа Демекиса, в 1902 в пос. Новониколаевском на добровол. пожертвования мест, католиков построен молитв, дом католич. общины. В 1905 в Новониколаевске начата постройка католич. костела (окончена в 1909), при к-ром в 1910 учрежда ется самостоят. приход (настоятель о. Юстин Юркун). К 1912 число прихожан Новониколаевского костела составляло 3,2 тыс. чел. Несмотря на жесткий контроль над деят-тью като лич. духовенства, власти Рос. империи предпочитали не вмешиваться во внутрицерк. жизнь католиков. После имп. Манифеста 17 апреля 1905 «Об укреплении начал веротерпимости» католич. священники была фактически уравнены в правах с православными. Последнее круп, увеличение числ. католич. духо венства в Сибири произошло в ходе Первой мировой войны. С согласия Мин-ва внутр. дел в 1915 в Сибирь было отправлено ок. 100 клириков-беженцев из оккупир. местностей. В кач-ве исключения казна приняла на свой счет расходы по их содержанию. После революций 1917 и Гражданской войны терри тории с преобладанием католич. населения приобрели самостоятельность либо вошли в состав др. гос-в. Тем не менее в 1-й пол. 1920-х гг. в СССР проживало ок. 1,5 млн католиков, а мест. Римско-католич. церковь включала 2 диоцеза: Могилевскую архидиоцезию и Тираспольское епископство. Нач. 1920-х гг. отмечено изменениями в адм. структуре К. ц. на тер. Сибири: в дек. 1921 из Могилевской архиепархии в самостоят. Апостольский викариат, насчитывавший ок. 75 тыс. верующих, 39 церквей и 15 священников, выделяются Омский, Томский, Иркутский, Владивостокский и Ташкентский деканаты. Апостольским викарием назна чается францисканец о. Герард Пиотровский, не полу чивший, однако, от сов. властей разрешения приехать в Сибирь. В февр. 1923 папской буллой учреждается Владивостокский епископат, в к-рый вошли Амурская и Приморская обл., а также сев. часть Сахалина. Владивостокским епископом стал Кароль Сливовский, декан во Владивостоке. Его рукоположение состоялось в окт. 1923 в Харбине. После прихода большевиков к власти католич. клир становится объектом антицерк. преследований. Первой жертвой среди католич. духовенства Сибири стал приходской священник пос. Малишевский (близ Томска) Ф. Грабовский, расстрелянный в 1920. Во вре мя советско-польской войны 1920 поляки-священники сиб. католич. приходов подвергались репрессиям по обвинениям в антисов. деят-ти в пользу Польши. В 1923 было репрессировано высш. католич. духовенство СССР (епископы Я. Цепляк, К. Будкевич, митр. Э.Ю. Ропп). Спасаясь от преследований, покинул Владивосток епис коп К. Сливовский. В 1920-е гг., поставив задачу ликвидировать влияние польской Р.-К. ц., власти стали проводить целенаправ лен. политику замены польск. священнослужителей священниками др. национальностей, в первую очередь немцами. Серьезное беспокойство у рук-ва вызывало церк. общение католиков СССР с Ватиканом, в частн., назначение последним священников. Стремясь сохра нить отношения с Ватиканом, сов. сторона тем не менее настойчиво добивалась права окончат, утверждения всех вновь назначаемых католич. священнослужителей, контроля над финанс. поступлениями на религ. нужды из-за границы, ведения церк. службы на латыни. Была запрещена деят-ть различ. благотворит., кооп. и проф. католич. орг-ций. Острые противоречия с сов. властью приводили к отказу католич. общин от подписания договоров о порядке пользования культовыми зданиями. В нояб. 1922 Антирелигиозная комиссия при ЦК РКП(б) при няла решение о лишении таких католич. общин права пользования церквами. Нередки были случаи, когда мест, власти самовольно занимали богослужеб. здания, используя их под свои нужды. В апр. 1921 у верующих была отнята Славгородская католич. церковь, постро енная немцами-католиками в 1914 на собств. средства. Прихожанам (ок. 3 тыс. чел.) было предложено др., не подходящее для богослужеб. целей, помещение. Заступиться за верующих был вынужден архиеп. Мо гилевский Цепляк. Стабилизация отношений церкви и гос-ва в сер. 1920-х гг. позитивно сказалась на религ. жизни католич. общин Сибири. В кон. 1926 немецкие католич. общины Славгородского окр. возглавил патер Л.Н. Эрк, к-рый обслуживал 16 поселков с населением более 4 тыс. чел. Одним из важнейших направлений деят-ти Р.-к. ц. в период новой экономической политики стало религ. воспитание детей, в частн. подготовка их к конфирма ции. Предоставленный законом короткий срок занятий непосредственно перед конфирмацией расценивался общинами как крайне недостаточный, в результате чего широко практиковалось нелегал, религ. обучение детей. В 1929 Эрк был арестован и приговорен к 10 годам лагерей за групповое преподавание детям религии и орг-цию молодеж. кружков «Мапеп Ктпбег» («Дети Марии»). Его помощник, кистер Р.-к. ц. в Славгороде К.Б. Циммер, в окт. 1928 репрессирован за актив, учас тие в движении немцев за эмиграцию из СССР. В 1930-е гг. католич. духовенство рассматривалось как вредный антисов. элемент. В массовом порядке закрываются Р.-к. ц. в Александровске-Сахалинском, Благовещенске { 1932), Иркутске (1938), Красноярске, Новосибирске, Славгороде, Хабаровске, Чите. После высылки из СССР в 1936 фактического главы католич. церк. иерархии епископа П.-Э. Невэ (Невье), структуры Римско-католич. церкви на тер. СССР прекратили свое существование. Священников, находившихся в Сибири в лагерях или временно исполнявших здесь свой пас тырский долг, повторно арестовали и репрессировали в ходе «Большого террора». Так, по обвинению в создании шпион., диверсионно-повстанч. формирова ний из числа католиков и принадлежности к Польской армии войсковой были расстреляны бывш. декан и настоятель костела в Иркутске А. Жуковский (в Том ске, 1937), Апостольский администратор Житомирской епархии С. Яхневич (в Магадане, 1937), Апостольский администратор Сибири (с 1931) И. Церпенто (в Крас ноярске, 1938). Отсутствие офиц. рукоположенных священников и действующих храмов предопределило мин. интенсивность религ. жизни католич. общин и затяжной кризис католичества в Сибири в последующие годы сов. власти. Регистрация в России римско-католич. приходов стала возможной только после нормализации отноше ний между сов. рук-вом и Святым престолом во время встречи папы Иоанна-Павла II и М.С. Горбачева в дек. 1989 на Мальте. В апр. 1991 главой апостольской администраторы для католиков латинского обряда Ази ат. России (Преображенская епархия, охватывающая территорию от Урала до Тихого океана, с центром в
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2