Историческая энциклопедия Сибири II

В кон. XIX —нач. XX в. числ. католиков в Сибири резко увеличивается в связи с возникновением компакт, поселений немцев (см. Немцы в Сибири) и стр-вом Транссиба. В результате число католиков с 1894 по 1911 в Иркутской губ. выросло в 5 раз и составило 30 тыс. чел., в Енисейской губ. —в 3 раза (до 15 тыс. чел.). В Иркутске, Александровске-Сахалинском, В лади­ востоке, Хабаровске строятся новые католич. храмы и часовни. Благодаря инициативе настоятеля Томского католич. прихода о. Иосифа Демекиса, в 1902 в пос. Новониколаевском на добровол. пожертвования мест, католиков построен молитв, дом католич. общины. В 1905 в Новониколаевске начата постройка католич. костела (окончена в 1909), при к-ром в 1910 учрежда­ ется самостоят. приход (настоятель о. Юстин Юркун). К 1912 число прихожан Новониколаевского костела составляло 3,2 тыс. чел. Несмотря на жесткий контроль над деят-тью като­ лич. духовенства, власти Рос. империи предпочитали не вмешиваться во внутрицерк. жизнь католиков. После имп. Манифеста 17 апреля 1905 «Об укреплении начал веротерпимости» католич. священники была фактически уравнены в правах с православными. Последнее круп, увеличение числ. католич. духо­ венства в Сибири произошло в ходе Первой мировой войны. С согласия Мин-ва внутр. дел в 1915 в Сибирь было отправлено ок. 100 клириков-беженцев из оккупир. местностей. В кач-ве исключения казна приняла на свой счет расходы по их содержанию. После революций 1917 и Гражданской войны терри­ тории с преобладанием католич. населения приобрели самостоятельность либо вошли в состав др. гос-в. Тем не менее в 1-й пол. 1920-х гг. в СССР проживало ок. 1,5 млн католиков, а мест. Римско-католич. церковь включала 2 диоцеза: Могилевскую архидиоцезию и Тираспольское епископство. Нач. 1920-х гг. отмечено изменениями в адм. структуре К. ц. на тер. Сибири: в дек. 1921 из Могилевской архиепархии в самостоят. Апостольский викариат, насчитывавший ок. 75 тыс. верующих, 39 церквей и 15 священников, выделяются Омский, Томский, Иркутский, Владивостокский и Ташкентский деканаты. Апостольским викарием назна­ чается францисканец о. Герард Пиотровский, не полу­ чивший, однако, от сов. властей разрешения приехать в Сибирь. В февр. 1923 папской буллой учреждается Владивостокский епископат, в к-рый вошли Амурская и Приморская обл., а также сев. часть Сахалина. Владивостокским епископом стал Кароль Сливовский, декан во Владивостоке. Его рукоположение состоялось в окт. 1923 в Харбине. После прихода большевиков к власти католич. клир становится объектом антицерк. преследований. Первой жертвой среди католич. духовенства Сибири стал приходской священник пос. Малишевский (близ Томска) Ф. Грабовский, расстрелянный в 1920. Во вре­ мя советско-польской войны 1920 поляки-священники сиб. католич. приходов подвергались репрессиям по обвинениям в антисов. деят-ти в пользу Польши. В 1923 было репрессировано высш. католич. духовенство СССР (епископы Я. Цепляк, К. Будкевич, митр. Э.Ю. Ропп). Спасаясь от преследований, покинул Владивосток епис­ коп К. Сливовский. В 1920-е гг., поставив задачу ликвидировать влияние польской Р.-К. ц., власти стали проводить целенаправ­ лен. политику замены польск. священнослужителей священниками др. национальностей, в первую очередь немцами. Серьезное беспокойство у рук-ва вызывало церк. общение католиков СССР с Ватиканом, в частн., назначение последним священников. Стремясь сохра­ нить отношения с Ватиканом, сов. сторона тем не менее настойчиво добивалась права окончат, утверждения всех вновь назначаемых католич. священнослужителей, контроля над финанс. поступлениями на религ. нужды из-за границы, ведения церк. службы на латыни. Была запрещена деят-ть различ. благотворит., кооп. и проф. католич. орг-ций. Острые противоречия с сов. властью приводили к отказу католич. общин от подписания договоров о порядке пользования культовыми зданиями. В нояб. 1922 Антирелигиозная комиссия при ЦК РКП(б) при­ няла решение о лишении таких католич. общин права пользования церквами. Нередки были случаи, когда мест, власти самовольно занимали богослужеб. здания, используя их под свои нужды. В апр. 1921 у верующих была отнята Славгородская католич. церковь, постро­ енная немцами-католиками в 1914 на собств. средства. Прихожанам (ок. 3 тыс. чел.) было предложено др., не подходящее для богослужеб. целей, помещение. Заступиться за верующих был вынужден архиеп. Мо­ гилевский Цепляк. Стабилизация отношений церкви и гос-ва в сер. 1920-х гг. позитивно сказалась на религ. жизни католич. общин Сибири. В кон. 1926 немецкие католич. общины Славгородского окр. возглавил патер Л.Н. Эрк, к-рый обслуживал 16 поселков с населением более 4 тыс. чел. Одним из важнейших направлений деят-ти Р.-к. ц. в период новой экономической политики стало религ. воспитание детей, в частн. подготовка их к конфирма­ ции. Предоставленный законом короткий срок занятий непосредственно перед конфирмацией расценивался общинами как крайне недостаточный, в результате чего широко практиковалось нелегал, религ. обучение детей. В 1929 Эрк был арестован и приговорен к 10 годам лагерей за групповое преподавание детям религии и орг-цию молодеж. кружков «Мапеп Ктпбег» («Дети Марии»). Его помощник, кистер Р.-к. ц. в Славгороде К.Б. Циммер, в окт. 1928 репрессирован за актив, учас­ тие в движении немцев за эмиграцию из СССР. В 1930-е гг. католич. духовенство рассматривалось как вредный антисов. элемент. В массовом порядке закрываются Р.-к. ц. в Александровске-Сахалинском, Благовещенске { 1932), Иркутске (1938), Красноярске, Новосибирске, Славгороде, Хабаровске, Чите. После высылки из СССР в 1936 фактического главы католич. церк. иерархии епископа П.-Э. Невэ (Невье), структуры Римско-католич. церкви на тер. СССР прекратили свое существование. Священников, находившихся в Сибири в лагерях или временно исполнявших здесь свой пас­ тырский долг, повторно арестовали и репрессировали в ходе «Большого террора». Так, по обвинению в создании шпион., диверсионно-повстанч. формирова­ ний из числа католиков и принадлежности к Польской армии войсковой были расстреляны бывш. декан и настоятель костела в Иркутске А. Жуковский (в Том­ ске, 1937), Апостольский администратор Житомирской епархии С. Яхневич (в Магадане, 1937), Апостольский администратор Сибири (с 1931) И. Церпенто (в Крас­ ноярске, 1938). Отсутствие офиц. рукоположенных священников и действующих храмов предопределило мин. интенсивность религ. жизни католич. общин и затяжной кризис католичества в Сибири в последующие годы сов. власти. Регистрация в России римско-католич. приходов стала возможной только после нормализации отноше­ ний между сов. рук-вом и Святым престолом во время встречи папы Иоанна-Павла II и М.С. Горбачева в дек. 1989 на Мальте. В апр. 1991 главой апостольской администраторы для католиков латинского обряда Ази­ ат. России (Преображенская епархия, охватывающая территорию от Урала до Тихого океана, с центром в

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2