Историческая энциклопедия Сибири II
Лит.: Пиков Г.Г., Мякин Т.Г. М.И. Рижский —ученый-библе- ист / / Сибирь на перекрестье мировых религий: Матер, межрегион. конф. Новосибирск, 2002. С. В. Алкин «РИМПОЧЕ БАГША» БУДДИЙСКИЙ ЦЕНТР, религ. и культ.-просвет, центр, Улан-Удэ , возглавляе мый досточтимым Еше-Лодой Римпоче (р. 1943, Тибет), в традиции тибет. буддизма признанным 4-м перерож денцем Ело-Тулку. С 6 лет Е.-Л. Р. начал обучение в монастыре, в 20 лет принял монашеские обеты от Да лай-Ламы XIV. В 1979 получил звание геше-лхарамбы (д-ра филос. наук) в мон-ре Дрепунг Гоман. В 1993 был послан Далай-Ламой XIV в Бурятию, где преподавал сначала в Буддийском ин-те «Даши Чойнхорлин», а затем в основанном им Центре. Ведет учит, деят-ть также во мн. регионах России. Образоват. программа Центра предполагает как подготовку проф. буддийск. священнослужителей, так и обучение мирян. Хуралы в монастыре Центра проводятся в соотв. с традицией школы Гелуг. Центр издает лит. по теории и практике буддизма, ж. «Мигжед». С. П. Нестеркин РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ в Сибири Католицизм (или римско-католич. вероисповедание) — одно из осн., наряду с православием и протестантизмом, направлений в христианстве. История Р.-к. ц. в Сибири началась в 1806, когда по повелению имп. Александра I в Иркутске и Томске были открыты иезуит, миссии. «Проект об иезуитских миссиях в Сибири», гл. целью к-рого была цивилизаторская деят-ть, возник при участии генерал-губернатора Сибири И. Б. Пестеля. В миссионерах видели также полит, агентов, могших доставлять пр-ву сведения о Китае и азиат, делах. В 1811 в Томск, Иркутск и Читу в составе сиб. миссии прибыли священники-иезуиты: глава миссии Викентий Ляшкевич (Лукашевич), его коадьютор (зам.) Фома Дроздович, Марцелл Каменский (Марцеллин Каминский), Фаддей (Тадеуш) Машевский и Казакевич (Козакевич). Миссия разделилась: Каменский и Дроздович обосновались в Томске, Ляшкевич и Машевский в Иркутске. Томская градская дума отдала иезуитам камен. дом под церковь и квартиры священников. В 1820-х гг. в Сибирь прибывает миссия монахов- бернардинцев. Глава — Модест Ромашкевич, его зам. Анастазий Игнатович, Ремигий Апанасевич (Апанаше- вич), Дезыдеръюш Гациский (Хачиский), Дионизий Милевский, Ююдоальд Шайдевич и др. В Иркутске до 1827 латинская церковь помещалась в наемном доме, позже на добровольные пожертвования, собранные в С.-Петербурге, Москве и Иркутске ксендзами-бернар- динцами, на гор. площади была построена церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. В теч. всего XIX в. осн. причиной появления като ликов в регионе оставались каторга и ссылка. После подавления восстания 1830 поляки стали самой мно гочисл. этнич. группой среди сиб. католиков. Среди ссыльных —участников восстания 1830 были польск. ксендзы И. Богунский, Я. Пиотровский, А. Мацкевич, Я. Серочиньский, К. Шверницкий, Ю. Пляшковский, Ю. Роханский, Ф. Трощинский. Массовый хар-р ссылка ксендзов в Сибирь приобрела после подавле ния восстания 1863—64, когда сюда были сосланы 344 священника, в т. ч. 8 епископов. Как правило, священники попадали в ссылку за произнесение с ам вона патриот, проповедей. В это же время в Сибири оказались представители католич. монашеских орденов августинцев, бонифратров, василиан, доминиканцев, капуцинов, кармелитов, мариан, пиаров, паулинов, цистерцианцев. В Вост. Сибирь в осн. попадали священники, приго воренные к каторге. Чтобы лишить их морал. влияния на ссыльных и мест, население, царские власти в 1866 изолировали священнослужителей от остальных ссыль ных, поселив их в местности Тунка (Вост. Сибирь), где они пребывали до 1876. Более мягкое наказание (ссылка под надзор полиции) было уделом тех, кто направлялся в Зап. Сибирь. Сосланные размещались преим. в сел. местности или малых городах Тобольского Томскогг губ. и Акмолинской обл. Местами ссылки польск. священнослужителей были также Бгшск, Каинск , Ко лывань , Кузнецк и Нарым. В Зап. Сибири оказались 33 священнослужителя, в т. ч. Ф. Дышо, Я. Витков- ский, К. Стефанович, А. Косаржевский, М. Олехнович, И. Лавкович, прибывшие в Бийск в 1865—67. В Куз нецке под надзором полиции находились В. Юстинович, А. Кржыжановский, А. Григалюнович, Г. Бакулович (Бакулевич), М. Гиртович, У. Торгоньский, Е. Кази- ловский (Коссиловский), Д. Жук, Э. Котович. Те из священников, кто не был лишен прав гражд. состояния, могли совершать требы в пределах нас. пунк та, назначенного местом водворения. Ряд священников сознательно шли на нарушение судеб, предписания, продолжая в местах каторги, ссылки и поселения от правлять духов, требы. Только в Томской губ. в 1865 проживало ок. 5 тыс. ссыльных поляков. Папа Пий IX, зная о трудных условиях, в к-рых живут ссыльные священнослужители в Сибири, издал декрет, в соотв. с к-рым разрешалось отправлять святую мессу без лигург. одеяний и сосудов, используя для этих целей домаш. утварь и обычный хлеб. Если отсутствовал требник, ссыльным священникам позволялось отправлять круг лый год одну и ту же службу. Офиц. католич. церк. структура в Вост. Сибири возникает в 1820 с учреждением Иркутского прихода, включавшего в себя тер. Иркутской губ. и Якутской обл. В 1836 образован Красноярский приход, в 1842 — Нерчинский. Все упомянутые приходы относились к Могилевской архиепархии. К сер. XIX в. в них насчи тывалось ок. 4 тыс. католиков. В 1866 возникает приход в Николаевске-на-Амуре. Указом имп. Александра II от 18 февр. 1866 в Амурский кр. был назначен римско- католич. священник с теми же правами, к-рыми пользо вался священник Иркутского римско-католич. прихода, ранее окормлявший католиков Амурского кр. Первым настоятелем прихода стал викарный священник Ульского прихода Витебской губ. о. Казимир Радзишевский. В 1890—91 центр прихода переносится во Владивосток. Тер. прихода включала нынешние Амурскую обл . , Сахалин, Камчатский, Хабаровский и Приморский кр. Со 2-й пол. 1860-х гг. штат католич. священнослу жителей в регионе претерпевает существ, изменения в качеств, и в колич. отношении. На смену участникам восстаний рук-во Могилевской архиепархии направляет в Сибирь клириков для духов, окормления иереселен- цев-крестьян и строителей Транссибирской магистрали. Новое поколение католич. духовенства рекрутировалось в осн. из числа рос. подданных, в т. ч. рос. немцев, и прошло подготовку в Могилевской римско-католич. семинарии и в Духовной академии в С.-Петербурге, а также в католич. семинарии в Саратове. Помимо пла ты за совершение треб католич. священники получали содержание из казны. Римско-католич. епископы в России назначались непосредственно рос. пр-вом, пос ле чего утверждались в должности Святым престолом. Распоряжения Римской курии относительно церк. жизни католиков России обретали силу только после их ут верждения Мин-вом внутр. дел. Католич. духовенство в стране действовало в интересах гос. аппарата, выполняя ряд адаптив., соц., образоват. функций.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2