Историческая энциклопедия Сибири II

Лит.: Пиков Г.Г., Мякин Т.Г. М.И. Рижский —ученый-библе- ист / / Сибирь на перекрестье мировых религий: Матер, межрегион. конф. Новосибирск, 2002. С. В. Алкин «РИМПОЧЕ БАГША» БУДДИЙСКИЙ ЦЕНТР, религ. и культ.-просвет, центр, Улан-Удэ , возглавляе­ мый досточтимым Еше-Лодой Римпоче (р. 1943, Тибет), в традиции тибет. буддизма признанным 4-м перерож­ денцем Ело-Тулку. С 6 лет Е.-Л. Р. начал обучение в монастыре, в 20 лет принял монашеские обеты от Да­ лай-Ламы XIV. В 1979 получил звание геше-лхарамбы (д-ра филос. наук) в мон-ре Дрепунг Гоман. В 1993 был послан Далай-Ламой XIV в Бурятию, где преподавал сначала в Буддийском ин-те «Даши Чойнхорлин», а затем в основанном им Центре. Ведет учит, деят-ть также во мн. регионах России. Образоват. программа Центра предполагает как подготовку проф. буддийск. священнослужителей, так и обучение мирян. Хуралы в монастыре Центра проводятся в соотв. с традицией школы Гелуг. Центр издает лит. по теории и практике буддизма, ж. «Мигжед». С. П. Нестеркин РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ в Сибири Католицизм (или римско-католич. вероисповедание) — одно из осн., наряду с православием и протестантизмом, направлений в христианстве. История Р.-к. ц. в Сибири началась в 1806, когда по повелению имп. Александра I в Иркутске и Томске были открыты иезуит, миссии. «Проект об иезуитских миссиях в Сибири», гл. целью к-рого была цивилизаторская деят-ть, возник при участии генерал-губернатора Сибири И. Б. Пестеля. В миссионерах видели также полит, агентов, могших доставлять пр-ву сведения о Китае и азиат, делах. В 1811 в Томск, Иркутск и Читу в составе сиб. миссии прибыли священники-иезуиты: глава миссии Викентий Ляшкевич (Лукашевич), его коадьютор (зам.) Фома Дроздович, Марцелл Каменский (Марцеллин Каминский), Фаддей (Тадеуш) Машевский и Казакевич (Козакевич). Миссия разделилась: Каменский и Дроздович обосновались в Томске, Ляшкевич и Машевский в Иркутске. Томская градская дума отдала иезуитам камен. дом под церковь и квартиры священников. В 1820-х гг. в Сибирь прибывает миссия монахов- бернардинцев. Глава — Модест Ромашкевич, его зам. Анастазий Игнатович, Ремигий Апанасевич (Апанаше- вич), Дезыдеръюш Гациский (Хачиский), Дионизий Милевский, Ююдоальд Шайдевич и др. В Иркутске до 1827 латинская церковь помещалась в наемном доме, позже на добровольные пожертвования, собранные в С.-Петербурге, Москве и Иркутске ксендзами-бернар- динцами, на гор. площади была построена церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. В теч. всего XIX в. осн. причиной появления като­ ликов в регионе оставались каторга и ссылка. После подавления восстания 1830 поляки стали самой мно­ гочисл. этнич. группой среди сиб. католиков. Среди ссыльных —участников восстания 1830 были польск. ксендзы И. Богунский, Я. Пиотровский, А. Мацкевич, Я. Серочиньский, К. Шверницкий, Ю. Пляшковский, Ю. Роханский, Ф. Трощинский. Массовый хар-р ссылка ксендзов в Сибирь приобрела после подавле­ ния восстания 1863—64, когда сюда были сосланы 344 священника, в т. ч. 8 епископов. Как правило, священники попадали в ссылку за произнесение с ам­ вона патриот, проповедей. В это же время в Сибири оказались представители католич. монашеских орденов августинцев, бонифратров, василиан, доминиканцев, капуцинов, кармелитов, мариан, пиаров, паулинов, цистерцианцев. В Вост. Сибирь в осн. попадали священники, приго­ воренные к каторге. Чтобы лишить их морал. влияния на ссыльных и мест, население, царские власти в 1866 изолировали священнослужителей от остальных ссыль­ ных, поселив их в местности Тунка (Вост. Сибирь), где они пребывали до 1876. Более мягкое наказание (ссылка под надзор полиции) было уделом тех, кто направлялся в Зап. Сибирь. Сосланные размещались преим. в сел. местности или малых городах Тобольского Томскогг губ. и Акмолинской обл. Местами ссылки польск. священнослужителей были также Бгшск, Каинск , Ко­ лывань , Кузнецк и Нарым. В Зап. Сибири оказались 33 священнослужителя, в т. ч. Ф. Дышо, Я. Витков- ский, К. Стефанович, А. Косаржевский, М. Олехнович, И. Лавкович, прибывшие в Бийск в 1865—67. В Куз­ нецке под надзором полиции находились В. Юстинович, А. Кржыжановский, А. Григалюнович, Г. Бакулович (Бакулевич), М. Гиртович, У. Торгоньский, Е. Кази- ловский (Коссиловский), Д. Жук, Э. Котович. Те из священников, кто не был лишен прав гражд. состояния, могли совершать требы в пределах нас. пунк­ та, назначенного местом водворения. Ряд священников сознательно шли на нарушение судеб, предписания, продолжая в местах каторги, ссылки и поселения от­ правлять духов, требы. Только в Томской губ. в 1865 проживало ок. 5 тыс. ссыльных поляков. Папа Пий IX, зная о трудных условиях, в к-рых живут ссыльные священнослужители в Сибири, издал декрет, в соотв. с к-рым разрешалось отправлять святую мессу без лигург. одеяний и сосудов, используя для этих целей домаш. утварь и обычный хлеб. Если отсутствовал требник, ссыльным священникам позволялось отправлять круг­ лый год одну и ту же службу. Офиц. католич. церк. структура в Вост. Сибири возникает в 1820 с учреждением Иркутского прихода, включавшего в себя тер. Иркутской губ. и Якутской обл. В 1836 образован Красноярский приход, в 1842 — Нерчинский. Все упомянутые приходы относились к Могилевской архиепархии. К сер. XIX в. в них насчи­ тывалось ок. 4 тыс. католиков. В 1866 возникает приход в Николаевске-на-Амуре. Указом имп. Александра II от 18 февр. 1866 в Амурский кр. был назначен римско- католич. священник с теми же правами, к-рыми пользо­ вался священник Иркутского римско-католич. прихода, ранее окормлявший католиков Амурского кр. Первым настоятелем прихода стал викарный священник Ульского прихода Витебской губ. о. Казимир Радзишевский. В 1890—91 центр прихода переносится во Владивосток. Тер. прихода включала нынешние Амурскую обл . , Сахалин, Камчатский, Хабаровский и Приморский кр. Со 2-й пол. 1860-х гг. штат католич. священнослу­ жителей в регионе претерпевает существ, изменения в качеств, и в колич. отношении. На смену участникам восстаний рук-во Могилевской архиепархии направляет в Сибирь клириков для духов, окормления иереселен- цев-крестьян и строителей Транссибирской магистрали. Новое поколение католич. духовенства рекрутировалось в осн. из числа рос. подданных, в т. ч. рос. немцев, и прошло подготовку в Могилевской римско-католич. семинарии и в Духовной академии в С.-Петербурге, а также в католич. семинарии в Саратове. Помимо пла­ ты за совершение треб католич. священники получали содержание из казны. Римско-католич. епископы в России назначались непосредственно рос. пр-вом, пос­ ле чего утверждались в должности Святым престолом. Распоряжения Римской курии относительно церк. жизни католиков России обретали силу только после их ут­ верждения Мин-вом внутр. дел. Католич. духовенство в стране действовало в интересах гос. аппарата, выполняя ряд адаптив., соц., образоват. функций.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2