Историческая энциклопедия Сибири II
Республики Селенгинское пароходство открыло груз, линию в глубь Монголии по Селенге и Орхону. Ени сейск. речники положили начало судоходству по всей Ниж. Тунгуске. В июне 1927 вышедший из Краснояр ска пароход с баржей успешно преодолел Бол. Порог, к-рый ранее считался непроходимым, и поднялся вверх по реке на 500 км. На оживлении экон. жизни Сибири заметно сказа лись ежегод. Карские экспедиции, вывозившие Сев. морским путем на экспорт сиб. лес, пшеницу, жмыхи, волокно, волос, кожев. сырье, графит. За 1920—28 речники Оби и Енисея перевезли в устья рек, где про исходила перевалка на мор. суда, ок. 80 тыс. т этих грузов. С мор. судов речники приняли доставленные из-за границы цвет, металлы, полуфабрикаты, с.-х. инвентарь и др. —всего 68 тыс. т. Грузов на сиб. реках имелось значит, больше, чем мог перевезти имеющийся в бассейнах флот. Для его пополнения из Архангельска Сев. морским путем перевели неск. судов. В 1921 на Обь поступили буксиры «Ледьма» и Гальчиха». На сле дующий год на Енисей прибыли 2 винтовых парохода портового типа «Амстердам» и «Вильгельмина». Осенью 1923 енисейск. флот пополнился построенными в Анг лии пароходом «Кооператор» и лихтером «Друг». Из Архангельска в Омск в 1924 перебросили 2 небольших винтовых парохода, один из к-рых доставили по ж. д. Баржевой флот пополнялся почти искл. судами мест, постройки, преим. малотоннажными. Из всех рек Сев.-Востока до 1931 лишь Лена была освоена как водная магистраль; на остальных круп, реках — Хатанге, Яне, Индигирке, Колыме, Анабаре и Оленёке — реч. флот практически отсутствовал. Особенно остро требовались суда на Колыме. В кон. июля 1931 с Лены на Колыму морями Лаптевых и Восточно-Сибирским прошел 1-й двухвинтовой паро ход «Ленин» мощн. 450 л. с. В годы 2-й пятилетки переброска пароходов и барж с Лены на Колыму через моря Сев. Ледовитого океана продолжалась. В янв. 1932 СНК СССР возложил на Наркомат водного транспорта задачу по орг-ции Особой северо-восточной полярной экспедиции для доставки из Владивостока на Колыму тяжеловесного мех. оборудования (драги, локомоби ли, экскаваторы и т. п.), продовольствия и реч. плав, средств. Появление на Колыме реч. флота позволило организовать в 1932 Колымо-Индигирское районное упр-ние речного транспорта. В годы 2-й пятилетки флот вост. бассейнов попол нялся не только посредством стр-ва или сборки судов на местах, но и за счет перевода судов в эти бассейны из Европ. России. В 1935 на Д. Восток по Сев. морскому пути прошли 11 буксир, реч. пароходов, построенных в Ленинграде. Осенью 1937 10 реч. судов по Сев. морско му пути проследовали с р. Свирь на Обь и Енисей. Во время Великой Отечественной войны реч. флот перестроил работу на воен. лад. Ушедших на фронт специалистов-речников заменили женщины и подростки. Не хватало тяги, поэтому, как правило, пассажир, суда буксировали баржи. Мн. судам приходилось зимовать в плёсе, судоремонт, предприятия получали спец. гос. задания для фронта. Работа флота от одной воен. на вигации к другой улучшалась, планы грузоперевозок перевыполнялись. В 1943 из Печорского бас. через Сев. мор. путь был проведен караван реч. судов для Оби и Иртыша и др. бассейнов Сибири. В годы 1-й послевоен. пятилетки в Иртышском бас. начали широко механизироваться погрузочно-разгруз. работы, реконструироваться судоремонт, предприятия; флот пополнялся новыми судами. За 5 лет мощность буксир, флота Иртыша выросла на 18%, грузо-пасса- жир. судов стало вдвое больше, а грузоподъемность несамоход. судов выросла на 65%, прежде всего за счет метал, барж. Речники вост. пароходств обеспечивали транспортировку леса внутри Сибири, перевозки грузов из Красноярска в Дудинку для Норильского горно-ме таллург. комбината, из Качуга и Усть-Кута для золо- тодобыв., алмаз., слюдяно-оловян. и угольной пром-ти Якутской АССР и в сев. р-ны Иркутской обл . , а также по Амуру в р-ны Сев. Сахалина и в др. направлениях. Уд. вес вост. бассейнов в реч. перевозках страны пос тоянно возрастал и составил к сер. 1950-х гг. 15,7%. В теч. 5-й пятилетки (1951—55) вошли в эксплуатацию значимые для своего времени порты: Осегровский, Новосибирский, Хабаровский, Красноярский. Важным новшеством в технол. прогрессе Р. т. стало внедрение способа толкания судов. 1-е опыты на Иртыше проводились в 1950. В навигацию 1952 на Иртыше и Оби метод толкания стал широко внедряться в практику. В 1958 этим способом в Обском пароходстве выполнили 70,1 %, в Иртышском —55% всех грузопере возок на несамоход. судах. Распространилась орг-ция бесперевалочных перевозок по реч. и мор. путям. В 1955 и 1956 Амурское пароходство организовало перевозки из Благовещенска, Хабаровска и Комсомольска-на- Амуре в Москальво на Сахалине. Значит, часть грузов Ленским пароходством отправлялась на р. Яна без пе ревалки в порту Тикси. Действовала перевозка грузов на о-в Диксон без перевалки в Игарке и Дудинке. В след, годы осуществлялось дальнейшее развитие Р. т. с увеличением его грузооборота и улучшением водных путей, особенно в вост. р-нах страны. В годы «перестройки» вместо Мин-ва реч. флота РСФСР был образован Рос. гос. концерн речного флота (Росречфлог). С 1 июля 1992 Росречфлот преобразовали в Департамент речного транспорта —структурное подраз деление Мин-ва транспорта России. 1 мая 1996 вместо Де партамента речного транспорта появилась Федеральная служба речного флота, а 1 дек. 1996 —Служба речного флота (позже —Гос. служба речного флота). Период спада производств, деят-ти Р. т. (1990—99) во мн. связан с общим экон. кризисом в стране. Мн. показатели деят-ти Р. т. Сибири и Д. Востока снизились до критич. отметок. Протяженность водных путей с гарантир. габаритами судовых ходов и с освещаемой навигац. обстановкой сократилась к 2005 более чем в 3 раза по сравнению с докризисным периодом. Объем перевозок грузов за период 1990—99 уменьшился в 8 раз, по отд. пароходствам —в 10 и более раз. В 1999—2001 на внутр. водных путях наблюдалась стабилизация в перевозках и пром. деят-ти. Увеличились перевозки в р-ны Кр. Севера, внешнеторг. перевозки. В марте 2004 в России появился единый орган упр- ния на транспорте —Мин-во транспорта РФ. Упр-ние внутр. водным транспортом осуществляет Федеральное агентство морского и речного транспорта. В структуре внутр. перевозок в бассейнах Сибири и Д. Востока в нач. XXI в. осн. долю составляют строит, грузы, нефть и нефтепродукты, лес, камен. уголь. Наличный флот в осн. удовлетворяет потребность в перевозках. В вост. бассейнах имеет место избыток груз, тоннажа. Недо статок ощущается лишь в специализир. судах, в частн. для перевозки нефти и нефтепродуктов, особенно для малых рек Вост. Сибири и р-нов Д. Востока. Среди наиболее круп, акцион. об-в, осуществляющих перевозки грузов и пассажиров в бассейнах Сибири и Д. Востока, —Обь-Иртышское и Иртышское пароходст ва, Томская судоход, копания, Енисейское, Западно- Сибирское, Восточно-Сибирское, Ленское объединенное и Амурское пароходства. Уд. вес перевозок грузов в вост. бассейнах в 2004 составил 22 % от общего кол-ва перевозок по внутр. водным путям России. Р. т. оста
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2