Историческая энциклопедия Сибири II

Республики Селенгинское пароходство открыло груз, линию в глубь Монголии по Селенге и Орхону. Ени­ сейск. речники положили начало судоходству по всей Ниж. Тунгуске. В июне 1927 вышедший из Краснояр­ ска пароход с баржей успешно преодолел Бол. Порог, к-рый ранее считался непроходимым, и поднялся вверх по реке на 500 км. На оживлении экон. жизни Сибири заметно сказа­ лись ежегод. Карские экспедиции, вывозившие Сев. морским путем на экспорт сиб. лес, пшеницу, жмыхи, волокно, волос, кожев. сырье, графит. За 1920—28 речники Оби и Енисея перевезли в устья рек, где про­ исходила перевалка на мор. суда, ок. 80 тыс. т этих грузов. С мор. судов речники приняли доставленные из-за границы цвет, металлы, полуфабрикаты, с.-х. инвентарь и др. —всего 68 тыс. т. Грузов на сиб. реках имелось значит, больше, чем мог перевезти имеющийся в бассейнах флот. Для его пополнения из Архангельска Сев. морским путем перевели неск. судов. В 1921 на Обь поступили буксиры «Ледьма» и Гальчиха». На сле­ дующий год на Енисей прибыли 2 винтовых парохода портового типа «Амстердам» и «Вильгельмина». Осенью 1923 енисейск. флот пополнился построенными в Анг­ лии пароходом «Кооператор» и лихтером «Друг». Из Архангельска в Омск в 1924 перебросили 2 небольших винтовых парохода, один из к-рых доставили по ж. д. Баржевой флот пополнялся почти искл. судами мест, постройки, преим. малотоннажными. Из всех рек Сев.-Востока до 1931 лишь Лена была освоена как водная магистраль; на остальных круп, реках — Хатанге, Яне, Индигирке, Колыме, Анабаре и Оленёке — реч. флот практически отсутствовал. Особенно остро требовались суда на Колыме. В кон. июля 1931 с Лены на Колыму морями Лаптевых и Восточно-Сибирским прошел 1-й двухвинтовой паро­ ход «Ленин» мощн. 450 л. с. В годы 2-й пятилетки переброска пароходов и барж с Лены на Колыму через моря Сев. Ледовитого океана продолжалась. В янв. 1932 СНК СССР возложил на Наркомат водного транспорта задачу по орг-ции Особой северо-восточной полярной экспедиции для доставки из Владивостока на Колыму тяжеловесного мех. оборудования (драги, локомоби­ ли, экскаваторы и т. п.), продовольствия и реч. плав, средств. Появление на Колыме реч. флота позволило организовать в 1932 Колымо-Индигирское районное упр-ние речного транспорта. В годы 2-й пятилетки флот вост. бассейнов попол­ нялся не только посредством стр-ва или сборки судов на местах, но и за счет перевода судов в эти бассейны из Европ. России. В 1935 на Д. Восток по Сев. морскому пути прошли 11 буксир, реч. пароходов, построенных в Ленинграде. Осенью 1937 10 реч. судов по Сев. морско­ му пути проследовали с р. Свирь на Обь и Енисей. Во время Великой Отечественной войны реч. флот перестроил работу на воен. лад. Ушедших на фронт специалистов-речников заменили женщины и подростки. Не хватало тяги, поэтому, как правило, пассажир, суда буксировали баржи. Мн. судам приходилось зимовать в плёсе, судоремонт, предприятия получали спец. гос. задания для фронта. Работа флота от одной воен. на­ вигации к другой улучшалась, планы грузоперевозок перевыполнялись. В 1943 из Печорского бас. через Сев. мор. путь был проведен караван реч. судов для Оби и Иртыша и др. бассейнов Сибири. В годы 1-й послевоен. пятилетки в Иртышском бас. начали широко механизироваться погрузочно-разгруз. работы, реконструироваться судоремонт, предприятия; флот пополнялся новыми судами. За 5 лет мощность буксир, флота Иртыша выросла на 18%, грузо-пасса- жир. судов стало вдвое больше, а грузоподъемность несамоход. судов выросла на 65%, прежде всего за счет метал, барж. Речники вост. пароходств обеспечивали транспортировку леса внутри Сибири, перевозки грузов из Красноярска в Дудинку для Норильского горно-ме­ таллург. комбината, из Качуга и Усть-Кута для золо- тодобыв., алмаз., слюдяно-оловян. и угольной пром-ти Якутской АССР и в сев. р-ны Иркутской обл . , а также по Амуру в р-ны Сев. Сахалина и в др. направлениях. Уд. вес вост. бассейнов в реч. перевозках страны пос­ тоянно возрастал и составил к сер. 1950-х гг. 15,7%. В теч. 5-й пятилетки (1951—55) вошли в эксплуатацию значимые для своего времени порты: Осегровский, Новосибирский, Хабаровский, Красноярский. Важным новшеством в технол. прогрессе Р. т. стало внедрение способа толкания судов. 1-е опыты на Иртыше проводились в 1950. В навигацию 1952 на Иртыше и Оби метод толкания стал широко внедряться в практику. В 1958 этим способом в Обском пароходстве выполнили 70,1 %, в Иртышском —55% всех грузопере­ возок на несамоход. судах. Распространилась орг-ция бесперевалочных перевозок по реч. и мор. путям. В 1955 и 1956 Амурское пароходство организовало перевозки из Благовещенска, Хабаровска и Комсомольска-на- Амуре в Москальво на Сахалине. Значит, часть грузов Ленским пароходством отправлялась на р. Яна без пе­ ревалки в порту Тикси. Действовала перевозка грузов на о-в Диксон без перевалки в Игарке и Дудинке. В след, годы осуществлялось дальнейшее развитие Р. т. с увеличением его грузооборота и улучшением водных путей, особенно в вост. р-нах страны. В годы «перестройки» вместо Мин-ва реч. флота РСФСР был образован Рос. гос. концерн речного флота (Росречфлог). С 1 июля 1992 Росречфлот преобразовали в Департамент речного транспорта —структурное подраз­ деление Мин-ва транспорта России. 1 мая 1996 вместо Де­ партамента речного транспорта появилась Федеральная служба речного флота, а 1 дек. 1996 —Служба речного флота (позже —Гос. служба речного флота). Период спада производств, деят-ти Р. т. (1990—99) во мн. связан с общим экон. кризисом в стране. Мн. показатели деят-ти Р. т. Сибири и Д. Востока снизились до критич. отметок. Протяженность водных путей с гарантир. габаритами судовых ходов и с освещаемой навигац. обстановкой сократилась к 2005 более чем в 3 раза по сравнению с докризисным периодом. Объем перевозок грузов за период 1990—99 уменьшился в 8 раз, по отд. пароходствам —в 10 и более раз. В 1999—2001 на внутр. водных путях наблюдалась стабилизация в перевозках и пром. деят-ти. Увеличились перевозки в р-ны Кр. Севера, внешнеторг. перевозки. В марте 2004 в России появился единый орган упр- ния на транспорте —Мин-во транспорта РФ. Упр-ние внутр. водным транспортом осуществляет Федеральное агентство морского и речного транспорта. В структуре внутр. перевозок в бассейнах Сибири и Д. Востока в нач. XXI в. осн. долю составляют строит, грузы, нефть и нефтепродукты, лес, камен. уголь. Наличный флот в осн. удовлетворяет потребность в перевозках. В вост. бассейнах имеет место избыток груз, тоннажа. Недо­ статок ощущается лишь в специализир. судах, в частн. для перевозки нефти и нефтепродуктов, особенно для малых рек Вост. Сибири и р-нов Д. Востока. Среди наиболее круп, акцион. об-в, осуществляющих перевозки грузов и пассажиров в бассейнах Сибири и Д. Востока, —Обь-Иртышское и Иртышское пароходст­ ва, Томская судоход, копания, Енисейское, Западно- Сибирское, Восточно-Сибирское, Ленское объединенное и Амурское пароходства. Уд. вес перевозок грузов в вост. бассейнах в 2004 составил 22 % от общего кол-ва перевозок по внутр. водным путям России. Р. т. оста

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2