Историческая энциклопедия Сибири II

На Енисее пароходства появились в нач. 1860-х гг. В 1875 пароход, дело начал М. К. Сидоров , планируя наладить сообщение с С.-Петербургом по Сев. мор. пути. Но его пароход «Северное сияние» не закончил рейса, затертый льдами. Первый рейс из устья Енисея в С.-Петербург совершил пароход «Заря» в 1877. К кон. 1880-х гг. относятся попытки освоения новых водных путей бас. Енисея. В 1888 небольшой пароход «Сиби­ рячка» поднялся по Подкам. Тунгуске и ее притокам, а в 1889 ходил по Бол. и Мал. Касу и по Ниж. Тунгуске. В 1900 паровой флот Енисея состоял из 37 судов. В 1910 Н.Н. Гадалов, А.П. Кузнецов, В.Н. Карнаков, А.И. Кытманов учредили «Акционерное общество пароходства по р. Енисею» (устав, капитал 700 тыс. руб., 6 пароходов). В целом енисейск. пароход, дело развивалось слабее западносибирского. На Байкале пароходство Н.Ф . Мясникова долгое время существовало вне конкуренции. Котлы и машины для 1-х байкал. пароходов доставляли зимой с Урала гу­ жевым путем, пока в кон. 1840-х гг. не начал действовать Николаевский железоделательный з-д на Ангаре. В кон. 1850-х гг. отставной поручик Д. Бенардаки построил на Байкале 2 парохода, создав собств. компанию. К 1863 все 3 байкал. парохода перешли в руки И. Хаминова. В верх, части Ангары до порогов пароходы ходили уже в 1-й пол. 1870-х гг. Из Николаевского з-да в Иркутск плавал пароход «Сперанский». На Селенге, образующей единый водный путь с Байкалом и Ангарой, паровое су­ доходство начало развиваться с 1868. В 1873 ведущими компаниями в регионе стали «Т-во Байкальского паро­ ходства» (4 парохода) и «Кяхтинское т-во пароходства» (5 пароходов). На рубеже веков на Байкале построили ледоколы «Байкал» и «Ангара». Основателем пароходст­ ва в ниж. течении Ангары стал Н.М. Сибиряков , в 1887 построивший 3 парохода и проложивший туэрные цепи для прохождения судов на ангар, порогах. В нач. XX в. монополия в пароходстве по Байкало-Селенгинскому бас. принадлежала золотопромышленнику А.Я. Немчи­ нову (10 пароходов). После его смерти дело перешло «Т-ву Байкальского пароходства и торговли». В 1913 на Байкале насчитывалось 16 пароходов и 47 барж. Начало пароходству по Лене положил пароход «Первенец» (1855). Согласно др. версии, пароходство на Лене основал иркут. купец 1-й гильдии И.Н. Трапез­ ников. Его «Гонец» начал плавать в 1862. В навигацию 1865 по Лене и Витиму курсировали 2 парохода раз­ ных компаний. В 1870 3 ленских парохода выполняли за навигацию 33 рейса, в т. ч. 6 до Якутска. К 1895 число пароходов достигло 17. Крупнейшие компании — Ленско-Витимское пароходство А.М. Сибирякова и И.И. Базанова (4 парохода) и Почтово-пассажирское пароходство Н.Е. Глотова (5 пароходов). К кон. XIX в. пароходы вышли на реки Алдан и Мая. В 1910 доми­ нирующей компанией стало «Лензото», поглотившее пароходство Сибирякова и Базанова. В 1913 в бас. Лены насчитывались 31 пароход и 21 баржа, принадле­ жавшие 10 владельцам. В 1917 создано акцион. об-во пароходства по Лене при главенстве «Лензото». За счет высоких фрахтовых цен пароходство было высокорен­ табельным. В целом по Сибири в 1914 насчитывалось 316 пароходов и теплоходов, 771 буксир, судно, 35—40 тыс. судорабочих. В 1854—55 на Шилкинском з-де началось стр-во предназначенных для плавания по Шилке и Амуру казен. пароходов с произв-вом машин на Петровском железоделательном з-де. Первенцами рус. пароход, дела в Забайкалье и Приамурье стали «Аргунь» и «Шилка» — участники амур, сплавов генерал-губер­ натора Н.Н. Муравьева-Амурского. Пароходство по Амуру обеспечивало выход в море. История коммерч. пароходства на Амуре начинается с 1858. Центром па­ роход. бизнеса в регионе стал Благовещенск. В 1-ю же навигацию пароходчики вышли курсом на Японию и Китай. Первое рус. мор. пароходство на востоке России создано купцом М.Г. Шевелевым. Участвовать в пере­ возках между Россией и Китаем он начал с 1875. В 1880 основал пароходство «Шевелев и К°», делавшее рейсы Владивосток—Нагасаки—Шанхай и рейсы на Сахалин. После разорения Шевелева с нач. XX в. обслуживание мор. линий перешло к т-ву пароходства при Китайско- Восточной ж. д. Самым круп, пароходством Д. Востока в нач. XX в. являлось «Амурское общество пароходства и торговли» В 1902 по Амуру и его притокам плавало 150 пароходов и 220 барж 35 разных владельцев. 23 янв. 1918 СНК РСФСР принял декрет о нацио­ нализации флота, в к-ром все части, суда объявлялись гос. собственностью. На основе имущества части, ком­ паний создано гос. Западно-Сибирское пароходство. В Вост. Сибири центром гос. пароходства стал Иркутск, на Д. Востоке — Хабаровск. Упр-ние реч. флотом и всеми водными путями возложили на ВСНХ, в составе к-рого в марте 1918 появился Отдел водных сообщений. В мае того же года отдел реорганизовали в Гл. упр-ние водного транспорта (Главвод), переданное в янв. 1920 в Наркомат путей сообщения. К июню 1918 в Сов. респуб­ лике существовало 11 обл. упр-ний водного транспорта, в т. ч. Омское, Красноярское и Амурское. Во время Гражданской войны на территории, под­ властной антиболыпевист. пр-вам, флот возвращался прежним владельцам. Однако суда не всегда попадали в руки новой власти: осн. часть иртышского флота в нач. июня 1918 ушла к Омску , затем в Тюмень; здесь суда приняли актив, участие в боевых действиях с сов. стороны. Мобилизуя флот на борьбу с врагами, сов. власть создавала воен. флотилии: Сибирскую, Байкаль­ скую, Амурскую. Неск. пароходов вооружили речники Лены. Дальневосточный СНК летом 1918 объявил нахо­ дящимся на воен. положении «весь национальный флот на всем протяжении реки Амур с притоками». В 1920 Р. т. Сибири участвовал в снабжении продо­ вольствием европ. части России. Сиб. хлеб перевозили в устья Оби и Енисея для передачи на мор. суда. В состав Сибирской хлебной экспедиции на Оби и Ирты­ ше вошли 5 пароходов и 15 барж. В бухте Находка в Обской губе из реч. судов в морские перегрузили 526,6 тыс. пуд. ржи. На Енисее местом встречи мор. и реч. судов служил Усть-Порт. Весной 1923 на осн. декрета СТО от 5 дек. 1922 произошла реорганизация упр-ния Р. т. В стране действовали 9 реч. пароходств, в т. ч. Зап.-Сибирское (куда вошли Иртышский, Обский и Енисейский бассейны) и Амурское. Пароходства сняли с гос. обеспечения и перевели на хоз. расчет, предоставив им коммерч. самостоятельность. Одновр. (с кон. 1922) Госплан начал утверждать ежегод. программу стр-ва реч. судов. В Сибири 1-е реч. метал, несамоход. суда сов. постройки вошли в эксплуатацию в 1924, когда в Тюмени собрали 2 стальных лихтера грузоподъемностью 2 340 т. Их построили по решению пр-ва на Балтийском з-де в Ленинграде для Карских экспедиций. Появление этих лихтеров положило нач. созданию на сиб. реках флота, приспособленного к озерным условиям плавания. Для дальнейшего экон. развития страны было не­ обходимо транспорт, освоение новых р-нов. С 1924 началось актив, освоение новых путей судоходства, прежде всего в Сибири и Ср. Азии. Впервые появилась освещаемая обстановка —ее выставили в низовьях Оби и Енисея для нужд Карских экспедиций. В 1926 на Верх. Енисее в г. Красный (столица Тувинской Народной Республики) сделал пробные рейсы катер «Минусинск». В том же году по просьбе Монгольской Народной

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2