Историческая энциклопедия Сибири II

Т. 2; Шостакович Б. С. Поляки — политические ссыльные конца 70-х —начала 90-х годов XIX века в Сибири / / Ссыльные революци­ онеры в Сибири (X IX в. - февр. 1917). Иркутск, 1973. Вып. 1. Б.С. Шостакович РЕЧНОЙ ТРАНСПОРТ, транспорт, осуществляю­ щий перевозки пассажиров и грузов по естеств. (реки, озера) и искусств, (каналы, водохранилища) водным путям. Обь-Иртышская, Енисейская, Ленская речные системы издавна служили важными транспорт, путя­ ми, связывавшими юг и север Сибири. С внедрением машинной техники реч. перевозки вышли на новый уровень. Именно на Р. т. образовались 1-е монопо- листич. объединения Сибири. Нач. сиб. пароходству положил купец Н.А. Тюфин. В 1838 он спустил на воду в Тюмени пароход «Основа», построенный в Туринской слоб. и имевший машину в 50 л. с., изготовленную на нижнетагил. заводе. Первую в Сибири «привилегию» (искл. право) на пароходство по оз. Байкал, рекам Обь, Тобол, Енисей, Иртыш, Лена и их бассейнам получил купец Н .Ф . Мясников (1839). В 1843 на ангар, верфи он построил и спустил на воду 1-й в Вост. Сибири пароход «Император Николай I» (32 л. с.), к-рый стал совершать регуляр. рейсы по Ангаре и Байкалу. Одновр. Мясников приобрел «Основу», планируя орг-цию сразу 2 пароходств в Зап. и Вост. Сибири. Но создать компа­ нию на Оби не удалось из-за неудовольствия мест, ад­ министрации, боявшейся подрыва извозных промыслов. Тогда Мясников продал «Основу» и часть привилегии чиновнику Главного управления Западной Сибири А.Ф. Поклевскому-Козелло, к-рый и вошел в историю как основатель пароход, дела в Обь-Иртышском бас. Он установил на «Основе» швед, машину в 60 л. с., и в 1845 пароход осуществил 1-й рейс Тюмень—Тобольск. Плава­ ние длилось 5 сут. 6 ч. и имело небывалый обществ, ре­ зонанс. «Пароходство А.Ф. Поклевского-Козелло и К°», созданное в 1846 при участии купца Ф.И. Швецова, рас­ полагало 2 пароходами и распалось из-за убыточности в 1853. На Байкале и Ангаре с 1844 действовало более успешное пароходство Н .Ф . Мясникова из 3 судов, распавшееся после смерти владельца в кон. 1850-х гг. В 1855 пароходами этой компании перевезено 2 829 пассажиров и 75 101 пуд. грузов. До 1853 развитие сиб. пароходства сдерживалось действием привилегии Мясникова — Поклевского, по окончании срока к-рой ситуация изменилась. В Тюме­ ни в 1853 возникла 3-я в Сибири пароход, компания «Польза», купившая в Бельгии пароход «Ермак» (100 л. с.) с желез, корпусом. В 1858 в компанию вступил Поклевский. Переименованная в «Опыт», она регу­ лярно осуществляла 6 рейсов в год (Томск—Тюмень), перевозя за навигацию до 600 тыс. пуд. груза. К нач. 1860 в Обь-Иртышском бас. насчитывалось 5 компаний. Маршруты навигации: Тобольск—Томск (гл. магистраль), Тобольск—Павлодар—Семипалатинск—Черный Иртыш, Тюмень—Б арнаул—Бийск, Тобольск—Березов—Об- дорск-Обская губа. В 1860-63 пароходы Ю. Адамов- ского, Н. Тюфина и др. проникли на реки Бия, Катунь, Васюган, Кеть, Чулым. К нач. 1870-х гг. пароходство в Обь-Иртышском бас. стало наиболее выгодной сферой вложения капиталов. В 1877 открылось пароход, сообще­ ние между Зап. Сибирью и Европой по Северному мор­ скому пути\ пароход купца Трапезникова доставил из Англии в Тобольск партию металлоизделий. Пароходчики предпочитали строить свои суда в Сибири близ Тюмени на заводе компании англ. подданных Л.М. Пирсона и Р.Г. Гуллета (см. Машинно-судостроительный завод Р.Г. Гуллета) и Жабынском з-де компании И.И. Иг­ натова и У.С. Курбатова (основан в 1864). До 1917 эти заводы обеспечивали третью часть западносиб. парового флота. В кон. 1880-х гг. пароходами из Томской губ. еже­ годно отправлялось на Урал и в Европу 100—150 тыс. т грузов. Динамика числ. пароходов в Обь-Иртышском бас.: 1875 —32 парохода, 1883 —50, 1889 —более 60, 1900 — 137, 1914 —212 пароходов и 572 несамоходных судна. Первый сиб. пассажир, пароход «Кормилец» (200 л. с., каюты 1-го, 2-го, 3-го классов) спущен на воду бар- наул. купчихой Е.И. Мельниковой в 1892. К нач. XX в. относится формирование пассажир, реч. флота и ввод в эксплуатацию 2-этажных пароходов «американского типа». Числ. пассажир, флота Обь-Иртышского бас. на 1915: 52 парохода, в т. ч. 32 «американца». За 1913 пе­ ревезено до 360 тыс. чел. Ведущая пассажир, пристань — Новониколаевск (перевозка 114 тыс. чел. ежегодно). Наиболее круп, пароходства Зап. Сибири кон. XIX в. — компания Курбатова—Игнатова (15 пароходов), компа­ ния наследников И.Н. Корнилова (11). Еще 5 компаний имели от 5 до 9 пароходов, 22 пароходчика — по 1 судну. В 1895 на основе компании Курбатова—Игнато­ ва появилось акцион. об-во «Т-во Западно-Сибирского пароходства и торговли» («Товариар») с 30 пароходами и капиталом в 3 млн руб. Ввод в эксплуатацию Транс­ сибирской магистрали вызвал сокращение объема груз, реч. перевозок, но пароходство, заняв новое место в транспорт, системе Сибири, осталось рентабельным. В 1914 «Товарпару» принадлежало 30% судов Обь-Ир- тышского бас. Крупнейшим представителем иностр. ка­ питала в западносиб. пароходном бизнесе был владелец норвежско-англ. транспорт, компании И. Лид, основав­ ший и возглавивший дочернее предприятие «Сибирское акционерное общество пароходства, промышленности и торговли» с филиалами в Новониколаевске , Краснояр­ ске , Енисейске. С 1906 в Обь-Иртышском бас. начали курсировать катера на нефт. и керосин, двигателях, к лету 1914 их насчитывалось 97. В 1909 спущен на воду построенный для Сибири на Коломенской пристани теплоход «Остяк» (500 л. с.), появились и др. теплоходы. Купчихой Чис- тосердовой в Томске организовано «Товарищество тепло- ходства». Но из-за высокой стоимости нефтепродуктов в Сибири и дальности транспортировки двигателей к кон. 1914 теплоходостроение в регионе прекратилось, а все теп­ лоходы и самоход, баржи переоборудовали в пароходы. Пароход «Тюмень» Министерства путей сообщения. 1912. Фото С .М . Прокудина-Горского

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2