Историческая энциклопедия Сибири II
являлись штаб помглавкома по Сибири (затем —штаб войск Сибири), Полит, упр-ние Сибири и Рев. воен. трибунал Сибири. РВСВС издавал воен. приказы, постановления и распоряжения по вопросам воен. стр-ва; устанавливал и изменял структуру органов воен. упр-ния; утверждал числ. и состав дислоцировавшихся в Сибири вооруж. сил, штаты воен. заведений и учреждений; назначал командно-полит. и адм.-хоз. персонал; давал военно- полит. директивы и осуществлял общее упр-ние боевыми действиями войск. Под рук-вом РВСВС была завершена ликвидация За падно-Сибирского восстания, разгромлены находивши еся в Зап. Китае и Монголии белогвард. формирования А. С. Бакича и Р .Ф . Утерна, подавлено большинство очагов антикоммунист, вооруж. сопротивления в Горн. Алтае, Вост. Сибири и Якутии, осуществлена частич. демобилизация войск Кр. армии, их реорганизация и передислокация применительно к условиям мирного времени, проводился сбор развед. информации о потенц. противнике на Д. Востоке, осуществлялось изучение и описание театров воен. действий. Ликвидирован приказом Реввоенсовета республики от 24 янв. 1923 в связи с улучшением междунар. по ложения и внутриполит. обстановки в СССР. Большая часть подчиненных РВСВС войск была передана З а падно-Сибирскому военному окр. (с 12 июня 1924 — Сибирский военный окр.), к-рый территориально ох ватывал большую часть Урала и Сибири. В. И. Шишкин РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ВОЕННЫЙ ТРИБУНАЛ СИБИРИ ПРИ СИБРЕВКОМЕ (РВТС), судеб, орган. Образован в соотв. с приказом РВС республики от 9 нояб. 1920 в Омске на базе реввоентрибунала Западно- Сибирского военного окр. Необходимость его учреждения мотивировалась как объектив, факторами (масштабность тер. Сибири, ее удаленность от Центра, плохие средства сообщения, затруднявшие опер, рук-во действовавшими здесь революционными военными трибуналами из Моск вы), так и отсутствием должного порядка в структуре и функционировании реввоентрибунал. сети в Сибири. Наделен правами фронт, трибунала; Сибревком по отношению к РВТС получил права, установлен, положе нием о реввоентрибуналах для реввоенсоветов фронтов. Председателем РВТС был В.Е. Опарин. В ходе реорганизации, проведенной РВТС в кон. 1920, полностью ликвидированы реввоентрибуналы войск внутр. службы, вместо реввоентрибуналов дивизий создано 2 отд. РВТС с правами армейск. трибуналов. Каждый из них обслуживал неск. диви зий; компетенция реввоентрибунала 5-й армии была распространена на войска и учреждения Восточно-Си бирского военного окр. Это позволило ликвидировать существовавший параллелизм и более рационально использовать кадры. В нач. 1921 РВТС и подчинявшиеся ему реввоен трибуналы сыграли гл. роль в проведении карат, акций против участников Сорокинского (Алтайская губ .) и Западносибирского мятежей. Выезд, сессия РВТС про вела 22—28 февр. 1921 Ишимский судебный процесс. Еще 2 круп, дела, по к-рым обвиняемыми проходили 226 и 188 бывш. повстанцев, считавшихся середняками, были рассмотрены РВТС в мае 1921 в Омске. По усло виям полит, момента все подсудимые были приговорены к уел. наказанию. Упразднен летом 1921 в связи с реорганизацией рев трибунал. сети и созданием Сибирского отд. Верховного трибунала ВЦИК советов. В. И. Шишкин РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС 1917 ГОДА В Сибири и на Д. Востоке после получения известий о свержении самодержавия началось создание различ. рода обществ, комитетов, а также советов рабочих, солдат, и крест, депутатов. Как правило, комитеты формировались при актив, участии городских дум и на их же заседаниях формально утверждались, поскольку из-за отсутствия в регионе земства гор. самоуправле ние являлось единств, легитимным (хотя и цензовым) органом гос. упр-ния. Движущей силой в орг-ции этих объединений выступали военно-промышленные коми теты, отд-ния Всероссийского союза городов, полит, ссыльные. В составе комитетов были в осн. беспартий ные. Из представителей полит, партий доминировали меньшевики, эсеры, народ, социалисты, в меньшем числе в них входили кадеты и большевики. Комитеты обще ственной безопасности (КОБ) выступали в кач-ве органов власти в городах. Низовую структуру упр-ния в деревне взамен прежних сел. и вол. правлений стали составлять многочисл. комитеты «безопасности», «общественного порядка и спокойствия», «народной власти» и т. д., получившие наименование временных комитетов. Одновр. и параллельно с КОБ создавались советы рабочих и солдат, депутатов. Всего за март 1917 в Сибири их образовано ок. 70, а на конец июня — 116. Возникали они или в инициативном порядке, или под воздействием полит, ссыльных и вышедших из подполья социал-демократов. Соц. состав советов, как и вр. комитетов, был крайне пестрым, хотя в них отсутст вовали цензовые элементы. Мест, советы признавали руководящую роль вр. комитетов в орг-ции органов гос. упр-ния, практич. деят-ть в марте—апр. 1917 они ограничивали борьбой за установление 8-часового раб. дня. В Сибири и на Д. Востоке в 1917 уместнее говорить не о двоевластии, а о многовластии многочисл. фор мально гос. и самодеят. структур и орг-ций (комиссары Временного пр-ва, КОБ, советы, профсоюзы, фабзав- комы, гор. думы, парт, и нац. комитеты, кооперативы и т. д.), к-рые действовали в конкретно-ист. условиях той или иной местности и обладали здесь властными полномочиями. Формирование органов новой власти завершилось назначением уезд, и губ. (обл.) комиссаров Временного пр-ва из числа интеллигентов, чиновников, бывш. полит, ссыльных. Первонач. в своей повседн. практике комиссары ак тивно взаимодействовали с «породившими» их КОБами. По мере укрепления позиций они стали действовать, не считаясь с мнением вр. комитетов. К лету 1917 под рук-вом правительств, комиссаров возобновляется работа губ. (обл.) правлений, казен. и контрольных палат, акциз, и переселенч. упр-ний, судеб, структур и органов прокурор, надзора. На всей территории реги она, за искл. Красноярска, комиссары подчинили себе «народную милицию». Февр. революция дала мощный импульс парт, стр-ву. В теч. всего 1917 происходило создание первич. орг-ций, их внутр. размежевание и интеграция. Примерно в 120 городах, поселках и селах видную роль в этом процессе сыграли полит, ссыльные. Ускор. темпами формирова лись орг. структуры в партиях радикально-социалист. ориентации (РСДРП, партии социалистов-революци онеров (ПСР)). В марте—апр. в Сибири оформилось 30 объед. социал-демокр. орг-ций (рабочие, железно дорожники, шахтеры, солдаты, служащие) и 60 фор мирований ПСР разного уровня (интеллигенты, мл. офицеры, служащие, кооператоры, крестьяне). Мед леннее шло создание структур в умеренных и либерал, партиях. В теч. лета в Омске, Томске, Иркутске, Красноярске, Тобольске, Тюмени, Барнауле офор
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2