Историческая энциклопедия Сибири II
чел.): 1959 - 27,2; 1967 - 27,0; 1979 - 28,0; 1989 - 27,8; 1998 - 26,9; 2002 - 24,5; 2007 - 23,3. В 1950—70-е гг. в Р. построены брикетная ф-ка, асфальтобетон., железобетон, конструкций, пивовар., стекольный и авторемонт, заводы, 2 хлебозавода, мясо комбинат, мебельная ф-ка, ГРЭС. В 2000 в Р. действова ли заводы: ремонтно-мех. объединения «Дальвостуголь» (ремонт горного оборудования и выпуск зап. частей), экспериментально-мех. (вагончики, металлофермы, чугун, литье), кирпич., асфальтовый, железобетон, изделий, «Стройдеталь», обувная и мебельная ф-ки. Р. — центр добычи бурого угля открытым способом (ОАО «Дальвостуголь» —разрезы «Северо-Восточный» и «Юго-Западный») и энергетики. Вокруг Р. распола гаются п. г. т. Прогресс, Широкий, Новорайчихинск с пром. предприятиями, связанными с угледобычей. В 2000 в Р. 5 амбулаторно-поликлинич. учреждений. Работают 6 школ, гимназия, вечер, сменная школа, 8 дет. садов, 2 проф. училища, мед. училище, индустр. техникум, школа циркового искусства, 6 б-тек, 3 клуб, учреждения, музей. Ист. памятники: камен. церковь Владимирской иконы Божьей матери, бюсты А.В. Су ворова, А.С. Пушкина и др. Герб утвержден в 2004: в рассе ченном щите в серебр. поле червленое солнце, в черном поле серебр. кирка. Щит увенчан башенной 3-зубцовой короной, на к-рой показаны цифры «1944», и окружен зелеными дубовыми ветками, соединенными красной лентой. Фигуры герба символизируют значение в жизни города добычи угля и развитие энергетики. Лит.: Вся Россия. Города и населенные пункты: Энциклопедия. М., 2001; Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации: Стат. сб. М., 2003; Население Дальнего Востока от переписи до переписи. Благовещенск, 2006. РАННЕГО ЖЕЛЕЗА ЭПОХА (ранний желез, век). VI—III вв. до н. э. Выделяется рядом важнейших культ.- ист. особенностей. Связана с получением и обработкой железа, изготовлением желез, орудий. На 1-м этапе осн. орудия труда и оружие изготавливают из бронзы. В ряде культур (напр., тагарской ) железо вообще встречается эпизодически. В этот период в Юж. Сибири существуют культуры, входящие в круг скифо-сиб. мира ( пазырык- ская, тагарская), объединенные скиф, триадой, высо коразвитым скотовод, и земледел. хоз-вом. В лесостеп. и южно-таеж. зонах Зап. Сибири бытовали культуры периферии скифо-сиб. мира, такие как большереченская и кижировская, имевшие со скифо-сиб. миром тесные этнокультур. контакты, однако отличавшиеся, несом ненно, собств. колоритом. В зап. областях Зап.-Сиб. лесостепи активно развивается саргатская культура , контактирующая с сарматским миром на западе и саками Ср. Азии. В таеж. зоне Зап. Сибири формируется свита культур со своеобраз. экономикой, культурой, развитым воен. делом и неповторимым искусством, где гл. место занимало плоскостное худ. литье. Наиболее ярким образованием является здесь кулайская культ ура , носители к-рой активно осваивали обшир. пространства Зап.-Сиб. равнины. Культура имела мощную воен. орг- цию. Ранний желез, век ознаменован развитием в степ, и лесостеп. р-нах Сибири полукочевого и кочевого скот-ва, формированием об-ва номадов, распадом общин, отно шений, возникновением 1-х плем. союзов. В результате резко увеличиваются подвижность населения, частота воен. столкновений, культур, и этнич. мозаичность. Неравномерность экон. развития приводила к усилению одних культур и ослаблению других. Рост народонасе ления в условиях присваивающей экономики вызывал необходимость миграции избыточного населения, осуществлявшейся путем захвата чужих территорий и освоения свобод, пространств. С Р. ж. э. связан актив, процесс имуществ. дифференциации и, как следствие, классообразования. Лит.: Археология СССР. Степная полоса азиатской части СССР в скифо-сарматское время. М., 1992. В. И. Молодин РАСКРЕСТЬЯНИВАНИЕ, процесс сокращения числ. и уд. веса крестьянства в составе сел. населения, снижения доли с.-х. произв-ва крест, хоз-в в общем объеме аграр. произв-ва, а также радикал, трансфор мации базовых институцион. характеристик крест-ва, определяющих его как класс: семейного дворохоз-ва, общины, традиц. культуры и образа жизни. Итогом происходящих с крест-вом трансформац. изменений является его превращение в принципиально новую соц. общность. Данный процесс, с одной стороны, носит всеобщий глобал. хар-р, а с другой —в различ. стра нах имеет свою специфику. В условиях капитализации экономики Р. деревни происходит путем превращения части крестьян в сел. буржуа или пролетариев, а также интенсив, миграции в город. В результате крест, хоз-ва либо преобразуются в фермер., либо самоликвидиру ются. В кон. XIX — нач. XX в. под влиянием развития рыноч. отношений начался процесс капиталистич. Р. сиб. деревни. В низших слоях деревни проявлялись элементы пролетаризации, в высш. —фермеризации. Но разложение крест-ва в данный период еще не стало осн. типом соц. мобильности сиб. деревни, а существовало как одна, и не самая гл., ее тенденция. Более того, за счет интенсив, с.-х. переселения (см. Колонизация аг рарная Сибири в X V I I — нач. X X в .) уд. вес крест-ва в населении Сибири вырос. В 1920-е гг. капиталистич. Р. сиб. деревни было фактически остановлено, а миграц. процессы перекрыва лись естеств. приростом. Не происходило в этот период и к.-л. принцип, качеств, изменений вышеприведенных институц. характеристик крест-ва. Абс. большинство сел. жителей вело индивид, хоз-во. Функции адм. и поземельной общины взяли на себя сельсоветы и зе мельные общества. Влияние крест, мира как института обычного права на их деят-ть и нормы общежития оставалось достаточно сильным. В целом неизменным был образ жизни на селе. В деревне господствовала традиц. крест, культура. В кон. 1920-х гг. начался процесс самоликвидации крест, хоз-в. Земельные об-ва потеряли возможность регулировать земел. отношения. Сельсоветы преврати лись в инструмент проведения чрезвыч. кампаний. Были затруднены возможности крест, мира воздействовать на семейные и нравств. отношения односельчан. В 1930-е гг. в Сибири, как и в СССР в целом, начался процесс, к-рый можно определить термином «социалистическое Р.». В ходе массовой коллекти визации произошла ликвидация крест-ва как класса свобод, мелких товаропроизводителей и его трансфор мация в лично и экономически зависимый от гос-ва и эксплуатируемый последним соц. слой крестьянства колхозного. Одновр. завершилась ликвидация общины как института самоорг-ции крест-ва. Земельные об-ва упразднялись. Сельсоветы окончательно теряли функ ции самоупр-ния. Крестьяне отчуждались от власти. Более тотальным стало наступление на крест, культуру и ее замещение сов. культур, инновациями. Особенно сильным гонениям подверглись религ. верования и традиции.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2