Историческая энциклопедия Сибири II

все казен. произв-во вина. Всего в 1820-е гг. в пром-ти и на транспорте региона насчитывалось 28,8 тыс. под­ невольных и ок. 18 тыс. наем, рабочих. Нарастали кризис, явления и в кабинетском хоз-ве. Истощение богатых серебр. месторождений возмеща­ лось ростом числа занятых рабочих. В 1770 1 тыс. пуд. серебра выплавлялась силами 4 тыс. мастеровых и 25 тыс. крестьян, в 1819 —17 тыс. и 96,7 тыс., в 1860 — 20,9 тыс. и 134 тыс. соотв. Несли убытки и части, ма­ нуфактуры, пользовавшиеся принуд, трудом. Части, обрабат. пром-ть, основанная на наем, труде, наоборот, росла. Если в 1820-х гг. насчитывалось ок. 260 относит, круп, предприятий с числом рабочих до 1,4 тыс. чел., то в 1851 —255 предприятий с числом работников 1 750 чел. и суммой произв-ва в 1,2 млн руб., в 1860 —747 предприятий с числом работников 3 864 чел. и суммой произв-ва в 3,2 млн руб. Во 2-й четв. XIX в. обрабат. пром-ть Сибири вступила в мануфактур, период своего развития: в бум., кожев., мыловар., стекол, произв-вах капиталистич. мануфактуры заняли господствующее положение. Др. отрасли — винокурение, сукноделие, солеварение — остались в руках феод, предпринима­ телей, их произв-во доходило до 2 млн руб. в год без акциза. Мелкое товар, и домаш. произв-ва, размеры к-рых невозможно установить с точностью, по выпуску продукции во мн. раз превосходили мануфактурные. Крестьяне Тюменской округи выделывали в 3 раза больше сукна и в десятки раз больше холста, чем все мануфактуры Сибири. В мукомол, пром-ти крупные мельницы считались единицами, а мелкие крест. — тысячами. Ремесл. произв-во по числу работников зна­ чит. превышало цензовую пром-ть. В 1860 в Тюмени насчитывалось 330 наем, рабочих в пром. заведениях и 1 690 —в ремесленных, в 1850 в Томске —359 и 921, в Тобольске — 140 и 503 соотв. В обрабат. пром-ти региона ко 2-й четв. XIX в. сформировался капита­ листич. уклад, но в дореформенное время он так и не стал господствующим. В золотодобыче капиталистич. предпринимательство сразу заняло ведущую позицию. По объему произв-ва части, золотопром-ть превышала все остальные отрасли пром-ти вместе взятые (в 1860 — 13,6 млн руб.). Зол. прииски стали важнейшим центром притяжения наем, рабочих Сибири. В Томской губ. в 1830 на части, при­ исках находилось 800 работников, в 1834 —ок. 6 тыс., в 1837 (вместе с Енисейской губ .) —10 тыс. В 1845 на части, приисках Сибири насчитывалось 30 тыс. рабочих, в 1850 —27,7, в 1860 —28,3 тыс. Кроме золотодобычи, круп, сферой капиталистич. предпринимательства в 1-й пол. XIX в. оставалась рыбодобыча, особенно на Бай­ кале, в низовьях Оби, Нарыме, на Барабинских оз. На рыб. промыслах трудились не менее 3 тыс. наем, работ­ ников. Капиталистич. хар-р все более приобретал транс­ порт. Число работников на реч. перевозках возросло с 10—11 тыс. в 1820 до 22,5 тыс. в 1850 и 32,7 тыс. в 1861. В объект части, предпринимательства в 1820—30-е гг. превратились гужевые перевозки, доставка почты с наймом тысяч работников. С 1830-х гг. капиталистич. уклад стал определяющей тенденцией индустр. развития Сибири. Капиталистич. предпринимательство с наем, работниками утвердилось в золото-, рыбопром-ти, извозе, на реч. транспорте. Феод, способ произв-ва и крепостной труд сохранялись в горно-металлург. произв-ве, солеварении, винокуре­ нии, сукноделии вплоть до реформы 1861. При слабой насыщенности рынка раб. силой, постоян. расширении спроса за счет переселений конкуренция в Сибири была незначительной, все формы товар, произв-ва имели пер­ спективы для развития. В 1850-е гг. в регионе в пром-ти и на транспорте насчитывалось 37 тыс. подневольных и 57,4 тыс. наем, рабочих. Реформа 1861 существ, повлияла на индустриализа­ цию Сибири, уничтожив обязат. труд на предприятиях Кабинета, на посессионных и помещичьих фабриках, в казен. заведениях. Пром. развитие края, как и всей стра­ ны, ускорилось. Его положение определило особенности процесса экон. развития: отставание от центра страны и неравномерность по геогр. р-нам и отраслям экономики. Темпы и масштабы капиталистич. преобразований в Си­ бири все более зависели от прочности ее связи с пром. р-нами страны, т. е. от транспорта. До нач. стр-ва ж. д. основным в Сибири был гужевой транспорт. Орг-ция перевозок велась по-капиталистически. Извоз привлекал до 100 тыс. чел. в год. Значит, их часть работала по найму у предпринимателей-доставщиков. Но гужевой транспорт уже не мог удовлетворять нужды экономики края в оптовых и транзит, перевозках. Их механизация в регионе началась с водного транспорта, к-рый летом даже при мускульном труде сотен бурлаков существ, удешевлял доставку товаров по сравнению с колесными видами. В 1844 совершил пробный рейс между Тюменью и Томском пароход «Основа», появился 1-й пароход на Байкале. В 1896 на всех реках Сибири насчитывалось 172 парохода суммарной мощн. в 10 575 л. с. и 827 грузовых судов общей грузоподъемностью в 50 тыс. т. Водный транспорт стал пионерной отраслью экономики края, в к-рой произошел техн. переворот. Если в России в целом пром. революция победила к 1890-м гг., то в Сибири в 1860—90-е гг. она делала лишь первые шаги. В 1865 из 1 547 предприятий с 49,6 тыс. рабочих, учтенных офиц. статистикой, только 8 (0,5%) являлись фабричными с 0,8 тыс. рабочих (1,6% от их общего числа). В 1895 из 12 071 предприятия с 65,6 тыс. рабочих фабричных насчитывалось 99 (0,8%) с 9,5 тыс. рабочих (14,4%). Осн. часть товар, продук­ ции давали мануфактуры централиз. типа. В 1865 на 400 мануфактурах (26% всех предприятий) трудилось 43,2 тыс. рабочих (87,2% общего числа), в 1895 на 800 (6,7 % предприятий) —37,2 тыс. рабочих (56,7 % общего числа). Однако численно в Сибири преобладали мелкие заведения домануфактур, типа. В 1865 было зарегистри­ ровано 1 140 предприятий (73,7% общего числа) с 6,6 тыс. (11,2%) рабочих, в 1896 —11,2 тыс. (92,5%) с 18,9 тыс. (28,8%) рабочих. Кроме того, в нач. 1890-х гг. в Сибири насчитывалось ок. 60 тыс. ремесленников. Новый этап в индустр. развитии Сибири начался с сооружения в 1880—90-е гг. ж. д. Транссибирская магистраль стала крупнейшим пром. предприятием региона. Только на уч-ке Челябинск—Иннокентьевская действовали 16 мастерских, 26 депо, 400 станций и разъ­ ездов. Подвижной состав включал 1,2 тыс. паровозов и 26 тыс. вагонов. В 1904 Сибирская и Забайкальская ж. д. нанимали постоянно и временно 88,4 тыс. чел. Дорога связала осн. центры Сибири с европ. и мировым рынком, в результате чего сиб. экономика быстро под­ тягивалась к общерос. уровню. К 1908 в капиталистич. (фабрично-заводском) произв-ве преобладали фабрики: 252 фабрики (55,5% общего числа предприятий) давали продукции на 57,7 млн руб. (90%), на них насчитыва­ лось 14,4 тыс. рабочих (78,2%). Ж. д. не составила конкуренции водному транс­ порту, к-рым осуществлялись в осн. меридиональные перевозки. Водные и ж.-д. пути росли параллельно. Кол-во самоход, и буксируемых судов в Сибири увели­ чилось с 514 в 1896 до 777 в 1908. Кроме того, ежегодно действовало до 1 тыс. сплавных судов. Пароходство способствовало развитию товар, рыбодобычи в низовьях Оби, Енисея, Лены, на Байкале. Крупнейшим центром

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2