Историческая энциклопедия Сибири II
власти. В прессу попадала лишь незначит. часть писем, поступавших в редакции, при этом они подвергались жесткой селекции в соотв. с проводившейся полит, линией. Во 2-й пол. 1925 достоянием гласности стало лишь примерно 13% писем селькоров, полученных кра евой газ. «Сельская правда», в 1928 —4, в 1929 —5%. Количеств, анализ тематики ок. 4 тыс. писем селькоров, опубл. «Сел. правдой» в 1925—29, показывает, что тема колхозов не занимала в них замет, места: в 1925—27 им было посвящено 2—4% писем, в 1929 —лишь 5, в то время как потреб, и кредит, кооперации —30%. Привлечение добровол. корреспондентов к работе прессы в нек-рой мере способствовало росту обществ, активности, упрочению связей между властью и населе нием. Однако порой выступления рабселькоров исполь зовались для сведения личных счетов, для раздувания «образа врага». Призыв привлекать к лит. деят-ти «ударников труда» породил у нек-рых рабселькоров представление о легкости такой трансформации. В кон. 1920-х гг. распространению такого рода настрое ний способствовала, в частн., деят-ть сиб. лит. группы «Настоящее» и журнала с тем же названием. Лит.: Прилуцкий Э. Сибирская печать под ударом самокритики. Новосибирск, 1930; Боженко Л.И. Рабселькоровское движение в Си бири в годы восстановления народного хозяйства (1921—1925 гг.) / / Вопр. истории Сибири. Томск, 1964. Вып. 1; Соколов Ю.Ф. Раз витие печати и рабселькоровского движения в Западной Сибири (1933—1936 гг.) //Социалистическое и коммунистическое строитель ство в Сибири. Томск, 1967. Вып. 5; Резунталъ А.Г. Партийное руководство сельскими корреспондентами в Западной Сибири в 1927—1932 гг. //Некоторые вопросы марксистско-ленинской теории и истории КПСС. Томск, 1974; Буторин В.П. Просвещение рабочих Западной Сибири. 1928—1933 гг. Новосибирск, 1977. И. С. Кузнецов РАБОЧИЕ ФАКУЛЬТЕТЫ (рабф аки ), учеб. заведения для подготовки к учебе в вузах рабочих и крестьян. Существовали в СССР в 1920—30-е гг., сыг рали ведущую роль в обеспечении первоочеред. права рабочих и беднейшего крест-ва на получение высш. образования. Возникли в 1919 в Москве. Первым зако нодат. актом стал Декрет СНК «О рабочих факультетах» (17 сент/1920). На 1 апр. 1921 в стране было 59 Р. (ок. 25,5 тыс. учащихся), в Москве и еще в 33 городах. В 1920 Р. окончили 215 чел., в 1921 —ок. 2 тыс. В Сибири Р. появились в марте—авг. 1920 в вузов, центрах Омске , Томске , Иркутске , а также в Барнауле (по инициа тиве Томского Р. и мест. отд. народ, образования). На 1 окт. 1922 в них обучалось 1,5 тыс. чел. Кроме днев ных, открылись 2 вечер. Р.: Черемховский (нояб. 1921) и Читинский (янв. 1923). На Р. принимались рабочие и крестьяне с 16 лет, не эксплуатировавшие чужой труд, имевшие образование в объеме 4 классов I ступени и не менее 1 года произ водств. стажа. Впоследствии производств, стаж поступа ющих был увеличен, в зависимости от возраст, группы, до 3 (18 -20 лет) и 6 (25 -30 ) лет. Лица нефизич. труда принимались при наличии 3 лет (позже 4 и даже 6 лет) парт, или комсомол, стажа и свобод, мест. В 1921 введен 3-летний (в 1928 —4-летний) срок обучения на днев. Р. В 1924 появились 1-е обязат. учеб. программы для Р. Осенью 1921 состоялся 1-й орг. набор на Р. в общересп. масштабе: 75% мест было предоставлено профсоюзам , 25% —парт, орг-циям. Последующее изменение разверст ки шло по пути увеличения доли беднейшего крест-ва и батраков. Оставшиеся после разверстки места занимали лица, отвечавшие принципам клас. отбора прежде всего рабочие, крестьяне и их дети). Выпускники Р. зачисля лись в вузы в первую очередь. Лишь в 1932 рабфаковцы стали сдавать прием, экзамены наравне с выпускниками ср. школ и техникумов. В 1924/25 уч. г. бывш. рабфаковцы составляли более 40% от общей числ. студентов вузов. В 1925 Р. окончили 6,8 тыс. чел., более пол. из них поступили в техн. вузы. За 1926—29 в высш. школу поступило ок. 25 тыс. рабфаковцев. В 1928/29 в РСФСР в 47 городах действовало 68 Р. (14 —в Москве, 8 —в Ленинграде, 2 —в Казани, остальные —еще в 44 городах, в каждом по одному). Большое значение, особенно в пром. р-нах, придавалось вечер. Р. Были организованы вечер. Р. в Кемерове , Новосибирске , Анжеро-Судженске (днев. и вечер, отд-ния), вечер, отд-ние при Омском Р. В целях быстрейшего развития высш. образования среди нерус. народов на Р. создавались нац. отд-ния. Срок обучения на таких отд-ниях и Р. увеличивался до 4—5 лет, организовывались подготовит, группы. Обра зоват. ценз, в зависимости от мест, условий и культур, уровня данной национальности, мог снижаться до эле- ментар. грамотности, знания первых правил арифметики и наличия нек-рого «общественного развития». В 1924 в РСФСР имелись 2 нац. Р. и 12 отд-ний, в 1928/29 — 6 нац. Р. и 36 отд-ний, охвативших свыше 40 нацио нальностей. На нац. отд-нии Томского Р. (открылось в 1926/27) на 15 сент. 1934 обучалось 157 чел.: 41 шо рец, 24 корейца, 22 хакаса, по 15 остяков и чувашей, 12 телеутов, 9 алтайцев, татары, буряты, казахи и др. На базе Омского Р. действовало казах, подготовит, отд-ние. На Тюменском Р. в 1930 учились пред ставители 23 национальностей. В созданном в 1932 Красноярском педагогическом ин-те, помимо Р., было отд-ние народов Севера, готовившее учителей для нац. школ. В годы 1—2 пятилеток Р. появились в авт. республиках и областях Сибири — при вузах ( Я к у т ия , Б ур ят ия ), ср. спец. учеб. заведениях. Только в Бурятии в 1932 было 8 Р. (из 965 учащихся 57 % — буряты). В 1920-е гг. Р. являлись по сути краткосроч. обще образоват. школой, готовившей пополнение для любых вузов. На рубеже 1920—30-х гг. в рамках реформы высш. образования они были реорганизованы по прин ципу специализации и целевого назначения. Отд-ния Р. превратились в самостоят. индустр.-техн., с.-х., экон. и др. Р., прикрепленные к соотв. вузам и наркоматам. Поощрялась орг-ция Р. (особенно вечер.) при круп, пром. предприятиях, совхозах и колхозах. На Р. зачис ляли рабочих, колхозников и представителей бедняцко- середняц. слоев сел. населения. Согласно циркуляру Наркомата юстиции от 25 июня 1931, на Р. институтов следовало принять не менее 70% рабочих и их детей, 20% колхозников, батраков и лиц, принадлежащих к бедняцко-середняц. слоям крест-ва, и не более 10% служащих сов. учреждений и обществ, орг-ций. Вузовская реформа способствовала значит, уве личению кол-ва Р. В 1930/31 в СССР было 718 Р. (155,1 тыс. учащихся), в 1931/32 —955 (285 тыс.), в 1932/33 - 1 025 (339,5 тыс.). В Зап. Сибири с 1929 по 1931 кол-во Р. возросло с 6 до 30, числ. учащихся в них —с 1,6 тыс. до 7 тыс. К 1933 в Зап. Сибири — 39 Р. (9,5 тыс. учащихся), в т. ч. 27 —техн. профиля. Бурный рост Р., не подкрепленный соотв. мат.-техн. базой и препод. кадрами, привел к снижению качества обучения. В 1932—33 приняты меры по упорядочению их сети и укреплению мат. базы, совершенствованию учеб. процесса. С 1933/34 все большую роль в подготовке в вузы рабочих и крестьян начинают играть ср. общеобразоват. учеб. заведения и вечер, школы для рабочих-произ- водственников. Ограничения по соц. происхождению, введенные в 1-е послерев. годы, отменены в дек. 1935. Согласно новому Уставу высш. школы (1938), все граж
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2