Историческая энциклопедия Сибири II
нокоманд. вооруж. силами Республики. Несла службу по охране и обороне сов. дальневост. границ. В июне 1924 расформирована, а ее части и учреждения переда ны на укомплектование 18-го и 19-го стрелк. корпусов Сибирского военного окр. Командующие: И.П. Уборевич (нояб. 1922 — дек. 1923, февр. —июнь 1924), А.И. Седякин (дек. 1923 — февр. 1924). Д. Г. Симонов ПЯТИДЕСЯТНИКОВ Андриан Петрович, иркут. купец 1-й гильдии, круп, владелец гор. недвижимости. Один из учредителей акцион. об-ва «Обь-Енисейское торгово-промышленное т-во» с осн. капиталом 1,2 млн руб. (1898, 2,4 тыс. акций), сферой деят-ти к-рого яв лялись рыбные и звериные промыслы, произв-во кон сервов и торговля. В городе арендовал уч-к земли близ Сибиряковского приюта. Гласный Иркутской гор. думы (с 1886), почет, блюститель Знаменского муж. приход, училища (1886), пред. попечит. совета детского сада * (1899), чл. попечительства Промышленного училища (1899), чл. театр.-строит, комитета (1894), попечитель школы для детей членов Об-ва приказчиков (1899). , Принимал участие в работе Благотворительного об-ва, Об-ва вспомоществования учащимся Вост. Сибири, Ир кутского тюрем, комитета, гор. коммерч. собрания. Лит.: Краткая энциклопедия по истории купечества и коммер ции Сибири. Новосибирск, 1997. Т. 3, кн. 3. Н.И. Гаврилова ПЯТИДЕСЯТНИЧЕСТВО, позднепротестант. де номинация, отличит, черту к-рой составляет практика говорения на иных языках (глоссолалия), что рас сматривается как следствие крещения Святым Духом. Возникнув в САСШ в нач. XX в. как течение, объеди нившее верующих различ. направлений протестантизма, П. вскоре стало отд. деноминацией. Наименование конфессии связано с описан, в Евангелии сошествием Святого Духа на апостолов в 50-й день после Воскре сения Христова, в честь чего был установлен праздник Святой Троицы (Пятидесятница). Согласно вероучению П., с этого времени Святой Дух постоянно нисходит на Церковь Христову. Каждый чл. конфессии вслед за водным крещением по вере проходит крещение Духом Святым, получая его дары, к-рые могут проявляться в виде дара исцеления больных, пророчества, знания незнакомых языков. Для П. также характерно резко отрицат. отношение к войне и воен. службе. В России миссионер, деят-ть отд. пятидесятников велась уже в 1-е десятилетие XX в. Первые общины на тер. Рос. империи возникают в это время в Финляндии. Характерным свойством П. в России является его крайняя неоднородность и дробление на различ. течения. 1-м тече нием П., появившимся в России, стало направление т. н. единственников, или еванг. христиан в духе апостолов (ЕХДА), к-рые признавали Богом только Иисуса Христа. У истоков этого направления стояли пресвитер А.И. Ива нов и проповедник Н.П. Смородин. К нач. 1920-х гг. в России было ок. 80 общин христиан в духе апостолов, Союз ЕХДА фактически оформился еще до 1917. Чисто рус. в П. считаются 2 направления: еванг. христиане пятидесятники-сионисты (ЕХПС, леонтьев- цы) и еванг. христиане святые сионисты (ЕХСС, му- рашковцы), проповедовавшие земной хар-р тысячелет. Царства Христа. Леонтьевцы считали, что спасение возможно лишь в Палестине на горе Сион, мурашковцы верили, что «духовный Сион» может быть построен в любом месте, а после Второго пришествия церковь будет перенесена в Палестину. В 1920-е гг. возникает наиболее распространен, направ ление в П., имеющее 2 независ. источника: 1) движение, созданное в 1921 И.Е. Воронаевым в Одессе (христиане евангельской веры, ХЕВ), 2) движение, основанное Г. Шмидтом в Тернопольской обл. в 1924 (христиане веры евангельской, ХВЕ). Сторонники этого направле ния придерживаются классич. пятидесятнич. богословия даров Святого Духа, осн. из к-рых считается глоссола лия. В остальном их доктрина полностью совпадает с вероучением баптистов и еванг. христиан. Направления ХЕВ и ХВЕ были созданы при актив, участии наиболее круп, течения П. в США —Ассамблеи Бога — и сосуществовали в кон. 1920-х — 1940-е гг. на тер. Зап. Украины, Белоруссии и Литвы. В 1926 на 1-м Всеукраин. съезде пятидесятников образован Всеукраин. союз христиан еванг. веры. Из-за гонений в сов. время «воронаевцы» и «шмидтовцы», сохраняя различия между собой, образовали одно направление. Несмотря на их лояльность к сов. власти, отношение к пятидесятникам в СССР было настороженным, а с кон. 1920-х гг. —нетерпимым. В Сибири наибольшее распространение получило учение «воронаевцев», приехавших сюда в нач. 1920-х гг. В 1928—29 в Омске чл. «Русско-Восточной европей ской миссии» Подлесский создал неск. общин. К 1935 в Омской обл. (в границах 1934) насчитывалось 255 пятидесятников. Рост П. наблюдался до 1936, к этому времени появляются общины в ряде городов Омской обл. ( Ишим , Тюмень , Ялуторовск). В 1930-е гг. пяти десятники в Сибири подвергались репрессиям наравне с чл. др. протестант, конфессий. Мн. пятидесятники (особенно пятидесятники-сионисты и пятидесятники- субботники) восприняли гонения со стороны гос-ва как предвестие последних времен и начало апокалипсиса. К нач. 1940-х гг. числ. пятидесятников в СССР увели чилась за счет присоединения тер. Зап. Украины, где действовали общины ХВЕ. В первые послевоен. годы пятидесятники предпри няли шаги для легитимации деят-ти конфессии. В 1945 часть пятидесятнич. общин под нажимом гос-ва вошла в состав ВСЕХБ (см. Евангельские христиане-баптисты). Между епископами пятидесятнич. церквей и лидерами ВСЕХБ было подписано т. н. августовское соглашение, по к-рому ЕХБ и пятидесятники ХЕВ и ХВЕ объединялись в рамках ВСЕХБ. В апр. 1947 к августов, соглашению присоединились ЕХДА. По офиц. оценкам, в 1940-е гг. к ВСЕХБ присоединилось ок. 25 тыс. пятидесятников. Пятидесятники, вошедшие в ВСЕХБ, регистрировались в качестве баптистов, формально П. в СССР прекратило свое существование. Фактически ни еванг. христиане- баптисты, ни пятидесятники не стремились к объеди нению, т. к. их доктринальные базы различались, хотя принцип, догматич. разногласий между пятидесятниками и еванг. христианами-баптистами не существовало. Гос-во, настаивая на слиянии различ. деноминаций, преследовало цель унифицировать протестант, движение и подчинить его единому центру. В результате большинство пятиде сятников продолжало надеяться на выход из ВСЕХБ и создание самостоят. церков. структуры. Августов, соглашение продолжало действовать до 1989, когда пя тидесятники офиц. вышли из состава ВСЕХБ. Так и не преодолев разногласий внутри ВСЕХБ, мн. пятидесятнич. общины, вступившие в Совет в 1945 и последующих годах, стали выходить из него. Наиболее бескомпромиссно настроен, пятидесятники отказывались от любых отношений с гос-вом. В 1956 в Харькове прошел съезд служителей ХВЕ, на к-ром был провозглашен независ. неформал. Союз христиан веры евангельской. Руководящим органом Союза церквей ХВЕ стал Совет епископов, позже получивший название Киевского епископата (по месту постоян. собраний). Тер. СССР была разделена на 38 регионов, в каждом были созданы регион, правления, утверждены епископы и ст. пресвитеры. Урал и Зап. Сибирь вошли в Сред- неазиат. регион. В 1963 незарегистрир. пятидесятники были выявлены в 95 адм. единицах СССР. Наибольшая
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2