Историческая энциклопедия Сибири II
выходцы из Европ. России, служившие в Вост.-Сиб. стрелк. полках). Потери с кит. стороны были намного больше и не были полностью учтены. Нек-рое число ки тайцев в кач-ве военнопленных отправлено в Россию, 138 офицеров и ниж. чинов размещены на Сахалине. Позднее в Сибирь отправили неск. известных лидеров кит. сопротивления. Во время воен. действий летом 1900 отмечено немало примеров героизма и мужества сибиряков. Драматичной была оборона Российской дип. миссии, к-рую осущест вляли забайкал. казаки, стрелки и матросы, раненым защитникам оказывал помощь глава Духовной миссии в Пекине красноярец о. Иннокентий (Фигуровский). Среди погибших был матрос сибиряк И. Арбацкий, охранявший китайцев-христиан, занятых на постройке баррикады во дворе Русско-Китайского банка. По ито гам воен. кампании в Китае ниж. чины получили более 3 тыс. «Знаков отличия военного ордена» (Георгиевских крестов), мн. офицеры получили ордена Св. Георгия. В 1901 учреждена медаль «За поход в Китай в 1900— 1901 гг.» (серебряная для участников боев, бронзовая — для участников событий). См. З а б а й к а л ь с к о е к а з а ч ь е в о й с к о . Лит.: Дацышен В.Г. Русско-китайская война. Маньчжурия 1900 г. СПб., 1996; Он же. Русско-китайская война 1900 г. Поход на Пекин. СПб., 1999. В. Г. Дацышен КИТАЙСКО ВОСТОЧНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА (КВЖД). Проходила по тер. Маньчжурии (Сев.-Вост. Китай) и соединяла Ч и т у с В л а д и в о с т о к о м и Порт- Артуром. Строилась как юж. ветка Т р а н с с и б и р с к о й м а г и с т р а л и . После окончания стр-ва КВЖД осн. гру зопоток из Европы пошел не мор. путем, а по ж. д., что сократило сроки доставки грузов в 3 раза. В 1-й трети XX в. КВЖД являлась гл. транспорт, артерией Д. Востока. Дорога ускорила заселение П р и а м у р ь я и Приморья, экон. рост рос. Д. Востока и Сев. Маньч журии. Право на постройку КВЖД через тер. Маньчжурии Россия получила в соотв. с рос.-кит. договором от 22 мая 1896, согласно к-рому полоса отчуждения (ок. 6 тыс. га —Харбин, 54,5 га —большие станции, ок. 33 га — разъезды; вся полоса отчуждения — 113 951 га) пред ставляла собой концессион. территорию. 17 авг. 1896 права на стр-во КВЖД и эксплуатацию концессии сро ком на 80 лет предоставлены Русско-Китайскому банку (с 1910 - Русско-Азиатский банк). Для стр-ва и эксплу атации дороги было создано Об-во КВЖД, правление к-рого находилось в С.-Петербурге, а упр-ние дороги — в Харбине. Для России на тер. концессии были созданы благоприят. тариф, и тамож. режимы, обеспечено пра во транзита войск, организована система упр-ния тер риторией по рос. образцу. В полосе отчуждения рос. подданные обладали правом экстерриториальности. В июне 1898 Россия получила концессию на стр-во юж. ветки КВЖД, к рая должна была обеспечить выход на Ляодунский п-ов к портам Дальний (Далянь) и Порт- Артур (Люйшунь), арендованным по Русско-китайской конвенции от 15 марта 1898. Изыскат. работы в Сев. Маньчжурии по линии КВЖД велись в 1895—97 под рук-вом А.А. Гершова, И.Л . Просинского, Ф .С. Гиршмана, С.Н. Холкова, И.И. Обломиевского, И.П. Бочарова. Гл. инж. КВЖД — А.И. Югович. Стр-во осуществлено в 1897-1903: зап. ветка Маньчжурия—Харбин (1899), вост. ветка Хар бин—Пограничная (1899), юж. ветка Харбин—Куань- ченцзы (1901), доп. ветки Джалайнорская, Янгайская, Харбин—Дальний, Наньгауньлин—Порт-Артур, Дафань- шэнь—Даляньван, Дашицяо—Инкоу (1903). Движение по КВЖД открыто в 1903. Протяженность зап. и вост. линий дороги состави ла 1,5 тыс. км (одноколейная), южной —950 км, было возведено 1 464 моста, проложено 9 тоннелей, в т. ч. двухпутный Хинганский тоннель. На кон. 1904 в стр-во КВЖД был вложен 441 млн руб., вкл. 71,7 млн, потра ченных на восстановит, работы после восстания ихэту- аней (Боксерского восстания, см. К и т а й с к и й п о х о д ) , и 11,9 млн — на создание мор. и реч. флота КВЖД. После Р у с с к о - я п о н с к о й в о й н ы по Портсмутскому дого вору от 5 сент. 1905 к Японии отошел юж. уч-к дороги Куаньченцзы—Порт-Артур и Дальний, к-рый впоследст вии составил самостоят. Южно-Маньчжурскую ж. д. (ЮМЖД). Россия утратила в Юж. Маньчжурии собст венность на сумму 123 млн руб. К 1914 Россия вложила в экономику Маньчжу рии 851,4 млн руб. К 1917 объем капиталовложений в КВЖД составил 708,5 млн руб. (вкл. стоимость юж. уч- ка и покрытие пр-вом дефицита дороги). Значит, капи таловложения позволили создать развитую транспорт, и соц. инфраструктуру, стимулировать развитие лес ной, горной и обрабат. пром-ти, ускорить урбанизацию Сев. Маньчжурии, что усилило приток населения из др. р-нов Китая и из России. Согласно переписям населе ния, числ. русскоязыч. населения по линиям КВЖД на 1907 составила 24,8 тыс. чел., в т. ч. в Харбине в 1903 — 15,5 тыс., 1913 —43,5 тыс. Всего в Маньчжурии в 1912 постоянно проживало 68,5 тыс. русских. Русские ком пактно проживали но всей полосе отчуждения КВЖД, но наиболее густо была заселена зап. ветка, а также пригран. сел. р-ны, в т. ч. расположенный к северу от КВЖД р-н Трехречья. Революция и Г р аж д а н с к а я в о й н а затронули полосу отчуждения КВЖД: в нояб. 1917 был образован Харбинский совет раб. и солдат, депутатов; в 1918 действовал Д е л о в о й к а б и н е т Д .Л . Х о р в ат а ', в 1919 территория подчинялась Р о с с и й с к о м у п р - в у адм. А . В . К о л ч а к а ; в 1920—21 рассматривалась властями Д а л ь н е в о с т о ч н о й р е с п у б л и к и как ее часть. В нач. 1920-х гг. кит. власти предприняли шаги по сокращению рос. влияния на КВЖД. В 1918 ох рана КВЖД перешла от рос. стороны к китайской, в окт. 1920 полоса отчуждения КВЖД переименована в Особый район восточных провинций (ОРВП ) Китая. В нач. 1920-х гг. трансформирована система упр-ния КВЖД, проведена китаизация суда и пенитенциар. уч реждений, упразднены рос. модель упр-ния территори ей, общественное и г о р о д с к о е с а м о у п р а в л е н и е , поддан ные бывш. Российской империи лишены экстерритори альности. Гражд. война привела к массовой эмиграции в Маньчжурию. Числ. русскоязыч. населения в Сев. Маньчжурии составила ок. 200—250 тыс. чел., в т. ч. в Харбине в 1920 —131 тыс., в 1921 —165 тыс., в 1922 — 155 тыс., в результате чего город стал центром белой эмиграции в Китае. Установление сов.-кит. отношений в 1924 и подписание соглашения о КВЖД с пекинским (31 мая 1924) и мукденским (20 сент. 1924) пр-вами предусматривали упр-ние дорогой на паритет, началах, устанавливалось равное соотношение сов. и кит. персо нала. В 1925—35 числ. россиян в Сев. Маньчжурии со ставляла ок. 150 тыс. чел., в т. ч. в Харбине 30—35 тыс. эмигрантов, 25—27 тыс. сов. граждан, 4—7 тыс. приняв ших кит. гражданство. В 1929 кит. сторона предприня ла попытку национализировать КВЖД, что привело к разрыву дип. отношений и вооруженному к о н ф л и к т у н а К В Ж Д (окт.—нояб. 1929) с участием О с о б о й К р а с н о з н а м е н н о й Д а л ь н е в о с т о ч н о й а р м и и . Конфликт уре гулирован в ходе переговоров, закончившихся подпи санием 22 дек. 1929 Хабаровского протокола, восстано вившего права СССР в отношении дороги. В 1931—32 Япония оккупировала Маньчжурию; об разовано марионеточное гос-во Маньчжоу-Го. В уело-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2