Историческая энциклопедия Сибири II

техникумов (61,1 тыс.). В Зап. Сибири в 1932 было 72 техникума (25,9 тыс. учащихся), в 1937 —ок. 100 тех­ никумов (50 тыс.). В 1930 в сиб. техникумах работало 1 175 преподавателей. Особое внимание в этот период уделялось индустр. и транспорт, техникумам, готовив­ шим специалистов для бурно развивавшихся в регионе машиностроения, металлургии, электротехники, хим. пром-ти, транспорта. В 1939 в Сибири действовало 52 таких техникума (13,3 тыс. учащихся). Большинство из них открывались в р-нах интенсив, индустр. развития: горный и коксохимический техникум в Кемерове , Но­ вокузнецкий металлург, техникум и др. В 1939 больше всего было мед. (60, 16,8 тыс. учащихся) и пед. (75, 20,7 тыс. учащихся) ССУЗ. Они действовали не только в круп, городах, но и в нек-рых район, центрах. Специ­ алистов с. х. в 1939 готовил 31 техникум, где обучалось 6,4 тыс. чел. Во 2-й пол. 1930-х гг. для абитуриентов введены прием, экзамены. В 1930-х гг. начала форми­ роваться сеть заоч. и вечер, техникумов. В предвоен. годы изменения в системе проф. об­ разования направлены на мобилизацию труд, ресур­ сов для подготовки к войне. Гос. политика в проф. образовании ориентировалась на увеличение числ. квалифицир. рабочих, в т. ч. за счет плановой мобили­ зации и сокращения числ. специалистов со ср. и высш. образованием. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 окт. 1940 «О государственных трудовых резервах СССР» устанавливалась новая милитаризир. система подготовки рабочих. Созданы 3 типа заведений нач. проф. образования: для подготовки квалифицир. рабочих ремесл. училища (РУ) и ж.-д. училища (ЖУ) со сроком обучения 2 года и школы фаб.-зав. обучения (Ф ЗО ) для подготовки рабочих массовых профессий с 6-месячным сроком обучения. Для рук-ва училищами и школами труд, резервов при СНК СССР организо­ вано Гл. упр-ние трудовых резервов, финансирование данных учреждений возлагалось на гос-во. Учащиеся находились на полном гос. обеспечении; введена форма одежды и обуви. Устанавливался твердый гос. план приема, имевший силу закона; при недоборе учащиеся набирались в порядке мобилизации. За самовол. остав­ ление училища предусматривалось уголов. наказание. Назначения на должности руководителей, преподава­ телей и мастеров согласовывались с парт, органами. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 окт. 1940 устанавливалась плата за обучение в ст. классах ср. школ, ср. спец. учеб. заведениях и техникумах, вузах, изменен порядок предоставления стипендии. Плата за обучение в сиб. ССУЗ составляла 150 руб. в год, в вузах —300 руб. (при среднемес. зарплате рабочих и служащих 410 руб.); она отменена в 1954. К нач. 1941 в Сибири открыты 81 учеб. заведение труд, резервов (27 РУ, 15 ЖУ и 39 школ ФЗО ), в т. ч. в Зап. Сибири — 39, в Вост. Сибири —42 учеб. заведений. В них обу­ чалось 24,5 тыс., 13,7 тыс., 10,8 тыс. учащихся соотв. В Хабаровском кр. в 1940—41 открыто 8 училищ, в Приморском кр. —3 училища и 12 школ ФЗО. Развитие проф. образования в Сибири в годы Великой Отечественной войны определялось неск. факторами —дефицитом раб. силы, сокращением числа преподавателей, финансирования и ухудшением условий работы, эвакуацией в регион учеб. заведений из европ. части страны. Многократно возросшая потребность в рабочих привела к увеличению кол-ва школ и училищ труд, резервов: в Зап. Сибири за 1941—45 оно выросло в 4 раза (162 учеб. заведения, 54,2 тыс. учащихся), в Вост. Сибири —в 1,3 раза (57 учеб. заведений, 14 тыс. учащихся). Для комплектования школ и училищ неод­ нократно объявлялись призывы. Только в 1941—42 они проводились 16 раз. Был снижен возраст поступления до 14 лет для юношей и до 15 лет для девушек, среди мобилизованных в училища неуклонно возрастала доля сел. молодежи. Сроки обучения сократились до 3—4 мес. В 1941—42 в Сибирь эвакуировано более 500 училищ и школ ФЗО , в т. ч. в Зап. Сибирь —ок. 40 тыс. учащихся и преподавателей. Подготовка рабо­ чих в годы войны велась в условиях нехватки препод. кадров: обеспеченность ими сиб. учеб. заведений труд, резервов составляла чуть более 50%. В связи с этим к препод. работе привлекались наиболее успешные вы­ пускники училищ и школ ФЗО , производственники, до 1943 исключено преподавание теор. дисциплин. Всего в 1941—45 учеб. заведения труд, резервов Зап. Сибири подготовили 211 тыс. (в т. ч. Новосибирской обл. — 92,9 тыс.), Вост. Сибири —88,1 тыс., Хабаровского кр. — 36,7 тыс. рабочих. Доля рабочих, подготовленных в годы войны в Сибири, составила 12,7% выпускников училищ и школ ФЗО всей страны. В большей степени тяжелые условия войны сказа­ лись на положении ССУЗ: их кол-во неск. сократилось, но числ. учащихся выросла. Наибольшее внимание уделялось деят-ти индустр. техникумов: открылось неск. новых учреждений, напр., машиностроительный в Красноярске, горно-металлургический в Норильске. Важную роль в развитии ср. проф. образования в реги­ оне сыграли коллективы эвакуир. учеб. заведений. За 1941—45 техникумы и втузы Зап. Сибири подготовили более 7 тыс. инженеров. В 1943 упр-ние ССУЗ передано Гл. упр-нию техникумами при Всесоюзном комитете по делам высшей школы. В послевоен. годы продолжался количеств, рост училищ и школ труд, резервов: в 1946 в Сибири дейст­ вовало 200 таких учреждений (49,6 тыс. учащихся), в 1959 —329 (78,9 тыс.). В связи со специализацией учреж­ дений труд, резервов сформировались новые типы учеб. заведений: горнопром. ремесл. училища, училища меха­ низации с. х., строит, школы, наиболее привлекательные для молодежи техн. училища, в к-рых велась подготовка по совр. раб. специальностям. В 1950-х гг. повысился общеобразоват. уровень учащихся: в 1959 образование не ниже 7 классов имели 96,7 % принятых в училища. Доля молодежи из городов и раб. поселков среди поступающих выросла с 22,6% в 1951 до 50,4% в 1959. С кон. 1950-х гг. развитие нач. проф. образования определяется общими задачами повышения образоват. уровня населения и создания единой системы образова­ ния с уровнем не ниже среднего. В связи с этим в 1959 система гос. труд, резервов преобразована в систему проф.-техн. образования. Учреждались 2 типа проф.- техн. училищ: городские (ГПТУ) со сроком обучения 1—3 года и сельские (СПТУ) со сроком обучения 1—2 года. Система проф.-техн. образования переводилась на единую общеобразоват. базу — 8-летнюю школу. В Сибири переход на данную систему затянулся до 1961—62 в связи с недостатком контингента учащихся с 8-летним образованием (проблема сохранялась до 2-й пол. 1960-х гг.) и необходимостью создания учеб.-мат. базы для учреждений новых типов. 10 нояб. 1969 ЦК КПСС и Совет министров СССР приняли решение о постепенном переходе ко всеобщему ср. образованию и определили круг учеб. заведений, в к-рых будет решать­ ся эта задача. В их числе оказались ср. гор. проф.-техн. училища (СГПТУ). В 1975 такие же училища созданы в сел. местности. В 1981 СГПТУ и ССПТУ вместе с техн. училищами, осуществлявшими подготовку высококва­ лифицир. рабочих на базе ср. образования, составляли 93,9% от общего числа проф.-техн. училищ Сибири. После введения в 1973 закона о всеобщем обязат. ср. образовании учащиеся остальных ПТУ должны были получать ср. образование в вечер, (сменных) школах. В Сибири в 1966 было 448 ПТУ (158,9 тыс. учащихся), в 1976 - 684 (301,5 тыс.), в 1985 - 755 (331 тыс.). В

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2