Историческая энциклопедия Сибири II
ребности в кадрах и мат. базы; в годы финанс. кризиса 1921—23 кол-во проф. учеб. заведений сократилось в ср. на 25%. К сер. 1920-х гг. сеть восстановилась и к кон. десятилетия расширилась, но нач. и ср. проф. образование Сибири и Д. Востока на данном этапе не удовлетворяло текущих и потенц. экон. и культур, потребностей регионов. В 1920-х гг. сложились 3 осн. типа стационар, учреж дений для подготовки рабочих: школы фабрично-завод ского ученичества (ФЗУ ), проф.-техн. школы и учеб.- производств. мастерские. К нестационар. учреждениям относились разного рода проф.-техн. курсы. Школы ФЗУ обучали всех работавших на предприятиях подрост ков 14—18 лет в теч. 3—4 лет специальностям, требующим длительной выучки, в теч. 2—3 лет готовили рабочих массовых профессий, а также давали ученикам общее образование в объеме 7-летней школы. Они создавались как для отд. предприятий, так и для неск. предприятий р-на и содержались за их счет. В связи с дефицитом квалифицир. раб. силы в кон. 1926 решением Наркомата просвещения РСФСР сокращен срок обучения до 3 лет в школах ФЗУ металлообрабат. пром-ти, ж.-д. транспорта и до 2 лет — текстил. и кожев. пром-ти. Сокращение сроков обучения потребовало создания для школ ФЗУ общеобразоват. базы —ими стали фаб.-зав. 7-летки (см. Школы крестьянской молодежи и фабрично-завод ские семилетки). Уровень теор. образования в школах ФЗУ позволял их выпускникам выполнять квалифицир. работу, занимать должности подмастеров и мастеров, поступать в техникумы и высш. учеб. заведения. В Сибири 1-е школы ФЗУ открылись осенью 1921 при Омском механическо-литейном и Гурьевском металлургическом з-дах. В 1922 в регионе было 13 таких школ (514 учащихся). Благодаря закону ВЦИК «Об установлении предельного минимума количества подростков в предприятиях» (май 1922) существенного сокращения числа школ ФЗУ не произошло. В 1926 в Сибири действовало 38 школ ФЗУ с 3 тыс. учащихся, в 1929 —55 школ с 4 697 учащимися. На Д. Востоке и в Якутской АССР в 1923 работали 3 проф. школы и школы ФЗУ с 137 учащимися, в 1925 —20 школ с 1 738 учащимися. В Сибири больше всего было школ ж.-д. и вод. транспорта и мест, пром-ти. Осн. часть преподавателей школ ФЗУ в 1920-х гг. составляли спе циалисты-производственники, для к-рых организовались курсы переподготовки. К 1925 на них прошло обучение 80% преподавателей —учителей школ ФЗУ. Для подготовки кадров мелк. и кустар. пром-ти ис пользовались реорганизованные из дорев. низш. техн. училищ и ремесл. школ проф.-техн. школы и учеб.-по- казат. мастерские со сроком обучения 3—4 и 1—3 года соотв. В 1920-х гг. эти учеб. заведения готовили рабочих по ремонту и обслуживанию с.-х. техники, текстил. пром-ти. В 1926 в 14 профшколах и 7 учеб. мастерских Сибири числилось ок. 2 тыс. чел., в 1929 действовали 38 профшкол и 8 учеб. мастерских, обучались 3 907 и 557 учащихся соотв. На Д. Востоке в 1925 работала 1 учеб. мастерская, училось 117 чел. В 1932 проф.-техн. школы и учеб.-показат. мастерские были закрыты либо реформированы в школы ФЗУ или техникумы. В соотв. с «Декларацией о единой трудовой школе» (16 окт. 1918) все ср. проф. учеб. заведения преобра зованы в техникумы. В 1922 в регионе действовало 44 техникума, в них числились 5,5 тыс. учащихся и 640 пре подавателей, в 1928 —36 техникумов (7,5 тыс. учащихся, 817 преподавателей), в т. ч. 12 пед. техникумов (2 131 учащийся), 8 индустр. (2 381 учащийся), 6 мед. и 6 худ. (в каждом ок. 1 тыс. учащихся), 4 с.-х. (698 учащихся). В 1928 сиб. техникумы выпустили 1 293 специалиста, ок. 64% преподавателей техникумов имело высш. образова ние, половина имела стаж работы более 5 лет. Постановления июльск. (1928) и нояб. (1929) пленумов ЦК ВКП(б) обозначили нач. 2-го этапа в развитии проф. образования. Все проф. учеб. заведения передавались из ведения Наркомата просвещения наркоматам соотв. профиля, планировалось значит, увеличить выпуск спе циалистов, вт . ч. за счет сокращения сроков обучения и узкой специализации учащихся. В 1930—32 наблюдался бурный рост числа проф. учеб. заведений и учащихся в них, в 1933—34 и последующие 2 года кол-во техникумов и школ ФЗУ значительно уменьшилось в результате ликвидации и слияния наскоро созданных маломощ. уч реждений, не обеспеченных мат.-техн. и пед. ресурсами. Осн. формой нач. проф. образования в 1930-х гг. были школы ФЗУ 3 типов (школы ученичества мас совых профессий, по подготовке рабочих-универсалов и повышенного типа) и школы типа ФЗУ , созданные при совхозах, круп, стройках, конторах, предприятиях торговли и др. В 1-й пол. 1930-х гг. сроки обучения в школах Ф ЗУ сократились до 6 мес. для рабочих массовых профессий и до 1 года —для высококвали- фицир. групп рабочих, из программы исключены все общеобразоват. и общетехн. дисциплины и изучение смежных производств, работ. Однако низкий обще образоват. уровень учеников школ ФЗУ потребовал в 1935 увеличения сроков обучения до 1,5—2 лет. В Зап. Сибири в 1932 действовало 143 школы Ф ЗУ (43,3 тыс. учащихся), в 1939 — 54 школы (9 тыс.); в Вост. Сибири обучалось 15,7 тыс. чел., в 1939 — 3,9 тыс. учащихся в 33 школах. В 1935 из 75 школ ФЗУ и типа ФЗУ, действовавших на тер. Сибири, 43 школы работали на базе предприятий пром-ти и стр-ва, 27 школ —транспорта и связи, 5 школ —др. отраслей. С 1931 подготовка преподавателей школ ФЗУ велась в Томском индустриально-педагогическом ин-те. В 1930-х гг. развивалась система подготовки и пере подготовки рабочих без отрыва от произв-ва, включав шая произв.-техн. курсы со сроком обучения до 10 мес., рабочие техн. школы со сроком обучения до 2,5 лет; со 2-й пол. 1930-х гг. широкое распространение полу чили кружки техн. минимума, стахан. школы, школы мастеров соц. труда и т. п. В 1931 на предприятиях Зап. Сибири на 393 курсах прошли обучение 27 тыс. рабочих. На мелк. предприятиях действовала система индивид.-бригад, ученичества. В 1939 различ. формами обучения без отрыва от произв-ва в Сибири охвачено 80,7 тыс. Система обучения без отрыва от произв-ва включала также ср. (техникумы) и высш. ( рабфаки и втузы при предприятиях) звенья. В 1930-х гг. на ряде круп, предприятий (Красмашзаводе, Норильском гор но-металлургическом и Кузнецком металлургическом комбинатах и др.) созданы учеб. комбинаты, включав шие фаб.-зав. 7-летки, школы ФЗУ, производств.-техн. курсы, в отдельных случаях —техникум и ВТУЗ. Для подготовки квалифицир. с.-х. рабочих (тракто ристов, комбайнеров, специалистов по обслуживанию с.-х. техники) существовавшие проф. школы в 1930 пре образованы в учеб. заведения типа школ ФЗУ —школы совхоз, ученичества и школы механизации со сроком обучения 6—8 мес. Механизаторов обучали также на курсах при машинно-тракторных станциях, совхозах, в школах колхоз, молодежи и др. В 1936 в регионе под готовлено 67 тыс. трактористов, более 5 тыс. шоферов, 1,8 тыс. механиков, 8,7 тыс. комбайнеров. Осн. типом ССУЗ в 1930-х гг. оставались тех никумы, в 1937 — пед. техникумы преобразованы в училища. В Сибири, как и в целом по стране, значит, увеличение числа техникумов в 1930—32 сменилось в 1933 их сокращением в среднем на 20%, однако во 2-й пол. 1930-х гг., в отличие от др. регионов страны, их число вновь выросло. В 1933 в Сибири действовало 180 техникумов (33 тыс. учащихся), в 1939 —ок. 200
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2