Историческая энциклопедия Сибири II
ПРОСКУРИН Петр Лукич (22 янв. 1928, пос. Ко сицы Брянской обл. —27 окт. 2001, Москва), прозаик. Род. в крест, семье. Во время Великой Отечественной войны был в партизан, отряде. В послевоен. годы работал в колхозе. Воен. службу (1950—53) проходил на Д. Востоке, где остал ся после демобилизации, работал сплавщиком, лесорубом, шофером. Здесь начинается его лит. деят-ть, тематически связанная с Сибирью. 1-е рассказы П. опубликованы в газ. «Тихоокеанская звезда» и ж. «Даль ний Восток» в 1958. С 1957 по 1962 П. жил в Хабаровске. В 1960 пишет рассказы, вошедшие в сб. «Таежная песня», и роман «Глубокие раны». В 1961 в ж. «Дальний Восток» выходит роман «Корни обна жаются в бурю», ставящий проблему «отцов и детей», воспитания молодого поколения на материале будней не большого таеж. поселка. В 1962—64 П. учился в Москве на Курсах повышения квалификации при Литературном ин-те им. А.М. Горького. В 1964, окончив курсы, по селился в Орле. Публикует романы «Горькие травы» (1964), «Исход» (1966), «Камень сердолик» (1968). Выходят сб. его повестей и рассказов «Любовь челове ческая» (1965), «Тихий, тихий звон» (1970), «Шестая ночь» (1970), «Снова дома» (1970), «День смятения: Избранное» (1971), «Черта» (1972). С 1968 П. живет в Москве. В 1970—80 опубликованы такие произведения, как «Судьба» (1972), «Имя твое» (1977), «Черные пти цы» (1983), «Порог любви», «Тайга» (1985). Известен как автор киносценариев «Любовь земная» (1974, мело драма), «Судьба» (1977, киноповесть), «Перед самим собой» (1985, драма). Осн. темы творчества —человек и война, любовь, сов. деревня —поданы в аспекте становления личнос ти, проверки хар-ра, изображения духов, драмы совр. человека. Творчество П. отличают стремление раскрыть нравств. жизнь народа, особенно в годы испытаний, проникнуть в духов, мир современника. Последний роман «Число зверя» посвящен потаенным процессам, протекавшим в об-ве и «партийной номенклатуре» в период сов. «застоя». П. был сопред. Союза писателей России. Лауреат Гос. премии РСФСР (1974), Гос. премии СССР (1979). Награды: ордена Ленина, Трудового Красного Зна мени, «Знак Почета». Лит: Золотусский И. П. О романах Петра Проскурина / / Дальний Восток. 1960. № 5; Гринберг И. Дела человеческие / / Знамя. 1967. № 7; Бровман Г.А. Судьбы людские //Н о вы й мир. 1973. № 5; Русские советские писатели-прозаики: Биобиблиогр. указатель. М., 1972. Т. 7, ч. 2; Очерки русской литературы Сибири: В 2 т. М., 1982. Т. 2. Е.Н. Проскурина ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НАЧАЛЬНОЕ И СРЕДНЕЕ, часть системы общего образования, призванная дать проф. знания, умения и навыки. 1-е проф. школы ( навигацкие , геодезические, цифирные, горнозаводские, госпитальные, языковые) открылись в ряде сиб. городов в нач.—сер. XVIII в., однако большая их часть вскоре была закрыта либо пре образована в общеобразоват. учреждения. С 1860-х гг. в развитии рос. системы проф. образования произошли радик. изменения: отменены сослов. ограничения для получения образования; формировались разные типы учеб. заведений, устанавливалась преемственность между учреждениями разного уровня — низш., ср. и высш., углублялась специализация. К кон. XIX в. в стране действовало более 400 ср. и низш. проф. учеб. заведений (за искл. воен. и духов.). С открытием в 1873 в Иркутске ср. техн. училища и учит, семинарий в Омске, Красноярске и Иркутске начался новый этап в развитии проф. образования в регионе. В 1873—1920 открылось ок. 100 ср. и низш. проф. учеб. заведений пед., мед., с.-х., техн., коммерч. профиля, в к-рых обу чалось ок. 5 тыс. чел. Наибольшее кол-во ср. и низш. проф. учеб. заведений приходилось на учреждения пед. и с.-х. профиля. В учеб. заведениях обучалось от 10 (Боготольская лес. школа) до 350 чел. (Омское ср. с.- х. училище, Томское коммерч. училище). Кроме того, действовали 5 духов, семинарий, юнкер, училище в Иркутске и кадет, корпуса в Омске и Хабаровске. Низш. проф. учеб. заведения (низш. и ремесл. учи лища, ремесл. школы) обучали воспитанников конкрет. ремеслу или специальности на базе нач. образования в теч. 3—4 лет. Ср. спец. учеб. заведения (ССУЗ) готовили специалистов, к-рые могли вести самостоят. деят-ть и организовывать работу небольших коллек тивов работников более низкой квалификации. В эти заведения принимали лиц с неполн. ср. образованием, срок обучения составлял 3—4 года. При многих из них открывались подготовит, классы, т. о. срок обучения увеличивался до 6—7 лет. Частично роль проф. учеб. заведений выполняли общеобразоват. учеб. заведения с доп. классами или курсами. По источнику финансирования учеб. заведения делились на гос., части, и общественные. В регионе доминировали гос. заведения, однако значит, долю их бюджета составляли отчисления из гор. казны, част, пожертвования, плата за обучение и др. (в 1913 в бюджете Иркутского среднетехн. пром. училища доля казен. пособия составляла 16%). Заинтересованные в открытии нового учеб. заведения гор. власти, как правило, безвозмездно предоставляли земел. уч-ки, а иногда и готовые здания. В кон. XIX — нач. XX в. плата за обучение в ср. и низш. проф. школе (кроме пед. и благотворит, учеб. заведений) равнялась в ср. 50—70 руб. в год, но среди учащихся преобладали дети мещан и крестьян, причем крестьяне составляли ок. 30% учеников, а в пед. и с.-х. учеб. заведениях —60%. В Сибири действовало неск. благотворит, проф. учеб. заведений, к-рые содержали и обучали профессии сирот и детей бедных родителей (ремесл.-воспитат. заведение Н.П. Трапезникова и др.). В XIX в. открыты проф. учеб. заведения для жен щин, в к-рых преподавали общеобразоват. предметы и обучали «женским» ремеслам (повивальному, бело швейному, вышивальному, вязальному, шляпочному и др.): Сиропитательный дом Е. Медведниковой в Иркутске (1838), школы повивальных бабок в Томске (1873) и Тобольске (1878), женские проф. школы в Томске (1905) и Владивостоке (1914), школа фельд шериц и акушерок в Иркутске, рукодельные классы при ср. и низш. общеобразоват. школах. В нач. XX в. в Никольске и Ялуторовске начали действовать жен. учит, семинарии, в 1910 в Тюмени открылось коммерч. училище С.И. Колокольникова, в к-ром совместно обу чались девочки и мальчики. В сов. период развитие системы низш. и ср. проф. об разования прошло неск. этапов. 1-й охватывал 1920-е гг. В соотв. с общереспубл. системой упр-ния образова нием в янв. 1920 при Сибревкоме создан отд. народ, образования (СибОНО), в составе к-рого с апр. того же года начал действовать Сибирский комитет профес сионального образования (Сибпрофобр). Последний осуществлял орг. и метод, рук-во всеми высш., ср. и низш. проф. стационар, учеб. заведениями, а также курсами и др. формами проф. образования подростков от 14 лет и взрослых. В 1920—21 по инициативе органов власти и населения в массовом порядке создавались проф. учеб. заведения в круп. пром. и культур, цент рах региона, а также в сел. местности и нац. р-нах. Многие из них открывались без учета реальной пот
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2