Историческая энциклопедия Сибири II

ПРОСКУРИН Петр Лукич (22 янв. 1928, пос. Ко­ сицы Брянской обл. —27 окт. 2001, Москва), прозаик. Род. в крест, семье. Во время Великой Отечественной войны был в партизан, отряде. В послевоен. годы работал в колхозе. Воен. службу (1950—53) проходил на Д. Востоке, где остал­ ся после демобилизации, работал сплавщиком, лесорубом, шофером. Здесь начинается его лит. деят-ть, тематически связанная с Сибирью. 1-е рассказы П. опубликованы в газ. «Тихоокеанская звезда» и ж. «Даль­ ний Восток» в 1958. С 1957 по 1962 П. жил в Хабаровске. В 1960 пишет рассказы, вошедшие в сб. «Таежная песня», и роман «Глубокие раны». В 1961 в ж. «Дальний Восток» выходит роман «Корни обна­ жаются в бурю», ставящий проблему «отцов и детей», воспитания молодого поколения на материале будней не­ большого таеж. поселка. В 1962—64 П. учился в Москве на Курсах повышения квалификации при Литературном ин-те им. А.М. Горького. В 1964, окончив курсы, по­ селился в Орле. Публикует романы «Горькие травы» (1964), «Исход» (1966), «Камень сердолик» (1968). Выходят сб. его повестей и рассказов «Любовь челове­ ческая» (1965), «Тихий, тихий звон» (1970), «Шестая ночь» (1970), «Снова дома» (1970), «День смятения: Избранное» (1971), «Черта» (1972). С 1968 П. живет в Москве. В 1970—80 опубликованы такие произведения, как «Судьба» (1972), «Имя твое» (1977), «Черные пти­ цы» (1983), «Порог любви», «Тайга» (1985). Известен как автор киносценариев «Любовь земная» (1974, мело­ драма), «Судьба» (1977, киноповесть), «Перед самим собой» (1985, драма). Осн. темы творчества —человек и война, любовь, сов. деревня —поданы в аспекте становления личнос­ ти, проверки хар-ра, изображения духов, драмы совр. человека. Творчество П. отличают стремление раскрыть нравств. жизнь народа, особенно в годы испытаний, проникнуть в духов, мир современника. Последний роман «Число зверя» посвящен потаенным процессам, протекавшим в об-ве и «партийной номенклатуре» в период сов. «застоя». П. был сопред. Союза писателей России. Лауреат Гос. премии РСФСР (1974), Гос. премии СССР (1979). Награды: ордена Ленина, Трудового Красного Зна­ мени, «Знак Почета». Лит: Золотусский И. П. О романах Петра Проскурина / / Дальний Восток. 1960. № 5; Гринберг И. Дела человеческие / / Знамя. 1967. № 7; Бровман Г.А. Судьбы людские //Н о вы й мир. 1973. № 5; Русские советские писатели-прозаики: Биобиблиогр. указатель. М., 1972. Т. 7, ч. 2; Очерки русской литературы Сибири: В 2 т. М., 1982. Т. 2. Е.Н. Проскурина ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НАЧАЛЬНОЕ И СРЕДНЕЕ, часть системы общего образования, призванная дать проф. знания, умения и навыки. 1-е проф. школы ( навигацкие , геодезические, цифирные, горнозаводские, госпитальные, языковые) открылись в ряде сиб. городов в нач.—сер. XVIII в., однако большая их часть вскоре была закрыта либо пре­ образована в общеобразоват. учреждения. С 1860-х гг. в развитии рос. системы проф. образования произошли радик. изменения: отменены сослов. ограничения для получения образования; формировались разные типы учеб. заведений, устанавливалась преемственность между учреждениями разного уровня — низш., ср. и высш., углублялась специализация. К кон. XIX в. в стране действовало более 400 ср. и низш. проф. учеб. заведений (за искл. воен. и духов.). С открытием в 1873 в Иркутске ср. техн. училища и учит, семинарий в Омске, Красноярске и Иркутске начался новый этап в развитии проф. образования в регионе. В 1873—1920 открылось ок. 100 ср. и низш. проф. учеб. заведений пед., мед., с.-х., техн., коммерч. профиля, в к-рых обу­ чалось ок. 5 тыс. чел. Наибольшее кол-во ср. и низш. проф. учеб. заведений приходилось на учреждения пед. и с.-х. профиля. В учеб. заведениях обучалось от 10 (Боготольская лес. школа) до 350 чел. (Омское ср. с.- х. училище, Томское коммерч. училище). Кроме того, действовали 5 духов, семинарий, юнкер, училище в Иркутске и кадет, корпуса в Омске и Хабаровске. Низш. проф. учеб. заведения (низш. и ремесл. учи­ лища, ремесл. школы) обучали воспитанников конкрет. ремеслу или специальности на базе нач. образования в теч. 3—4 лет. Ср. спец. учеб. заведения (ССУЗ) готовили специалистов, к-рые могли вести самостоят. деят-ть и организовывать работу небольших коллек­ тивов работников более низкой квалификации. В эти заведения принимали лиц с неполн. ср. образованием, срок обучения составлял 3—4 года. При многих из них открывались подготовит, классы, т. о. срок обучения увеличивался до 6—7 лет. Частично роль проф. учеб. заведений выполняли общеобразоват. учеб. заведения с доп. классами или курсами. По источнику финансирования учеб. заведения делились на гос., части, и общественные. В регионе доминировали гос. заведения, однако значит, долю их бюджета составляли отчисления из гор. казны, част, пожертвования, плата за обучение и др. (в 1913 в бюджете Иркутского среднетехн. пром. училища доля казен. пособия составляла 16%). Заинтересованные в открытии нового учеб. заведения гор. власти, как правило, безвозмездно предоставляли земел. уч-ки, а иногда и готовые здания. В кон. XIX — нач. XX в. плата за обучение в ср. и низш. проф. школе (кроме пед. и благотворит, учеб. заведений) равнялась в ср. 50—70 руб. в год, но среди учащихся преобладали дети мещан и крестьян, причем крестьяне составляли ок. 30% учеников, а в пед. и с.-х. учеб. заведениях —60%. В Сибири действовало неск. благотворит, проф. учеб. заведений, к-рые содержали и обучали профессии сирот и детей бедных родителей (ремесл.-воспитат. заведение Н.П. Трапезникова и др.). В XIX в. открыты проф. учеб. заведения для жен­ щин, в к-рых преподавали общеобразоват. предметы и обучали «женским» ремеслам (повивальному, бело­ швейному, вышивальному, вязальному, шляпочному и др.): Сиропитательный дом Е. Медведниковой в Иркутске (1838), школы повивальных бабок в Томске (1873) и Тобольске (1878), женские проф. школы в Томске (1905) и Владивостоке (1914), школа фельд­ шериц и акушерок в Иркутске, рукодельные классы при ср. и низш. общеобразоват. школах. В нач. XX в. в Никольске и Ялуторовске начали действовать жен. учит, семинарии, в 1910 в Тюмени открылось коммерч. училище С.И. Колокольникова, в к-ром совместно обу­ чались девочки и мальчики. В сов. период развитие системы низш. и ср. проф. об­ разования прошло неск. этапов. 1-й охватывал 1920-е гг. В соотв. с общереспубл. системой упр-ния образова­ нием в янв. 1920 при Сибревкоме создан отд. народ, образования (СибОНО), в составе к-рого с апр. того же года начал действовать Сибирский комитет профес­ сионального образования (Сибпрофобр). Последний осуществлял орг. и метод, рук-во всеми высш., ср. и низш. проф. стационар, учеб. заведениями, а также курсами и др. формами проф. образования подростков от 14 лет и взрослых. В 1920—21 по инициативе органов власти и населения в массовом порядке создавались проф. учеб. заведения в круп. пром. и культур, цент­ рах региона, а также в сел. местности и нац. р-нах. Многие из них открывались без учета реальной пот

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2