Историческая энциклопедия Сибири II

ПРОМЫСЛОВЫЙ НАЛОГ, в кон. XIX и 1-й трети XX в. —налог за право ведения предпринимат. деят-ти. Крупнейший прямой налог России нач. XX в. (см. Налоги). В законодат-ве понятие «промысловый налог» поя­ вилось в результате реформы 1898, однако осн. черты этого налога сформировались раньше. Его предыстория начинается с тамож. пошлин в средневековой Руси, взи­ мавшихся за право торговли внутри страны. В 1753—54 внутр. таможни были отменены. Манифест 17 марта 1775 установил для купцов особую систему обложения. Вместо подушной подати с них стали взимать налог в 1% с добровольно объявляемого ими капитала. Для каждой из 3 гильдий установили мин. капитал: 500, 1000, 10 тыс. руб. Запись в более высокую гильдию поощрялась осо­ быми правами: 3-я гильдия —торговля в пределах города и уезда , 2-я —торговля по всей стране, 1-я —зарубеж. торговля. Как правило, купцы заявляли мин. капитал; т. о., процент, гильдейский сбор стал на деле не налогом с капитала, а сбором твердого размера за право торговли. Гильдейская система 1775 относилась только к купцам и ограничивала торговлю крестьян. Положение изменил Павел I, к-рый установил для торгующих крес­ тьян твердый сбор: 25 или 100 руб. в год в зависимости от размера торговли. Развивая эту линию, Александр I в 1812 установил для крестьян такую же систему, что для купцов: их обязали выбирать крест, торг. свидетельства, заявляя капитал и платя с него налог. За свидетельст­ во 1 рода (капитал 50 тыс.) взималось 2,5 тыс. руб., 2 рода (25 тыс.) —1 тыс., 3 рода (8 тыс.) —400, 4 рода (2 тыс., с 1821 —4 тыс.) —2, позднее —5%. Эта шкала отличалась от купеческой только наличием 4 разряда. Постепенный рост гильдейских сборов (до 6—7 % с капитала) привел к тому, что мн. купцы воспользовались возможностью перейти в мещане. Право последних на производство «мелочного торга» оплачивалось только подушной податью. Отдельно торгующие дальние родст­ венники или даже не родственники стали заявлять «се­ мейный капитал». Доход от гильдейского сбора упал с 15,2 млн руб. ассигнациями в 1813 до 9,5 млн в 1824. В ответ 14 нояб. 1824 вышло «Дополнительное пос­ тановление об устройстве гильдий и о торговле прочих состояний». Оно более четко определило права различ. групп торговцев и увеличило их число. Крест, свидетель­ ства первых 4 разрядов (всего —6) оказались дороже соотв. купеческих и мещанских: 2,6 тыс., 1,1 тыс., 400, 150 руб. против 2,2 тыс., 880 и 220 руб. для купцов (гильдейский сбор не только формально, но и фактически приобрел твердый размер). Мещан, свидетельства (2 раз­ ряда) стоили от 40 до 120 руб. (в зависимости от города). Появились свидетельства (от 40 до 80 руб.) и для прежде не облагавшихся приказчиков (торговцев, не имеющих капитала и работающих по найму). Важным новшеством реформы 1824 стало появление, помимо сборов за свиде­ тельства, «билетов» на лавки. Купцы и крестьяне первых 3 разрядов получили право на 3 бесплатные лавки (за дополнительные приходилось платить от 50 до 100 руб. в зависимости от местности); мещане и крестьяне 4-го разряда —по 1 лавке; 5 и 6 крест, разряд обходились без лавок. Начав переносить налог с личности торговца на его дело, положение 1824 способствовало более точной оценке платежеспособности предпринимателей. Рост торг. сборов в 1825 сменился новым упадком. Очеред. реформа воплотилась в Положении о пошлинах за право торговли и других промыслов от 1 янв. 1863 (уточнено 9 февр. 1865). Принципы обложения сохра­ нились: патент плюс билет. Но существовавшие прежде 3 параллельные шкалы патентов (для купцов, крестьян и мещан) свелись к одной. Купеч. гильдий осталось две: 1-я отныне обеспечивала право только опт. торговли по всей стране; 2-я —рознич. торговли в пределах города и его уезда. Оклад по 1-й гильдии остался единым (265 руб. серебром), по 2-й гильдии установили 5 разрядов в зависимости от местности (от 25 до 65 руб.). Крест, сви­ детельства уступили место промысловым: на мелочной торг (те же 5 разрядов от 8 до 20 руб.), на развозной торг мануфактур, и колониал. товарами (повсеместно 15 руб.), разносный торг ими же (6 руб.) и мещан, про­ мыслы. Приказчичьи свидетельства 2 разрядов стоили от 5 до 20 руб. (только в местностях 1—3 классов). От класса местности зависела и цена билета на отд. заве­ дения (от 2 до 30 руб.). Ослабив сословный принцип в торг. обложении, ре­ форма 1863—65 сохранила неравномерность обложения. Патент, система, с ее безразличием к размеру дохода, оказывалась для мелких предпринимателей гораздо тя­ желее, чем для крупных. Билеты эту неравномерность не устраняли, т. к. плата за них составляла меньшую часть общего налога. В ответ 15 янв. 1885 появился закон «О дополнительном обложении промышленных и торговых предприятий сборами процентным и раскладочным». Процент, сбор (3% с прибыли, с 1893 —5%) взимался с «отчетных» предприятий. В эту группу входили акци­ он. об-ва, обязанные каждый год публиковать отчеты и вести легко проверяемую бухгалтерию. Раскладочный сбор относился к «неотчетным» предприятиям, при­ быль к-рых точно не устанавливалась. Общая сумма раскладочного сбора по империи утверждалась пр-вом каждые 3 года и распределялась между губерниями в зависимости от числа выбранных в них патентов, а также «по сумме производства фабрик и заводов». Между отд. предприятиями оклады разверстывались пропорцио­ нально предполагаемым прибылям. Этим занимались спец. присутствия, состоявшие в осн. из выборных представителей плательщиков. Их работой руководили податные инспектора, появившиеся по закону 30 апр. 1885 (на деле в Сибири — с 1893). Отталкиваясь от заявления плательщика, присутствие могло и повысить указанный им размер прибыли. Изначально раскладоч­ ному сбору подлежали только гильдейские предприятия, с 1889 —также и более мелкие. В 1893 сумма раскладки с негильдейских предприятий достигала 1,7% их пред­ полагаемых прибылей, с гильдейских —2,3%. Своего рода дополнением к реформе 15 янв. 1885 стало введение 20 мая 1885 сбора с доходов от ценных бумаг и банковских вкладов (в размере 5%). Т. о., обложив прямой доход от пром. предприятий, гос-во обложило и доход, получаемый через посредство бан­ ков. Облагаемая база не включала доход с акций и паев торгово-пром. гов-в, т. к. доход от торгово-пром. предприятий уже облагался доп. процент, сбором. Подоход. составляющую, заложенную реформой 1885, существенно укрепило «Положение о государст­ венном промысловом налоге» от 8 июня 1898. Процент, сбор с прибыли отчетных предприятий из пропорцио­ нального превратился в прогрессивный: по мере роста прибыли ставка налога возрастала с 3 до 5%. Кроме того, в доп. налоге с отчетных предприятий появился новый сбор: налог с капитала (0,15%). Еще одна со­ ставляющая появилась и в доп. сборе для неотчетных предприятий: процент, налог «с излишка прибыли». Если вычисленная раскладочным присутствием прибыль превышала 30-кратную стоимость выбранного промысл, свидетельства, то с каждых 30 руб. этого «излишка прибыли» 1 руб. уходил в казну. Т. о., новый закон гарантировал, что ни одно предприятие не заплатит на­ лога менее 3%. Нововведения 1898 обеспечили значит, рост сборов доп. П. н. Корен, реформированию подвергся в 1898 и осн. П. н. Он по-прежнему уплачивался выборкой патента, но все они теперь назывались промысл, свидетельства­ ми. Цена свидетельства зависела от определяемого по

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2