Историческая энциклопедия Сибири II

при Временном пр-ве, в т. ч. и П. В годы Гражданской войны и на нач. этапе новой экономической политики контроль над соблюдением законности в стране осу­ ществлялся слабо, им занимались разные ведомства. Так, функции общего надзора частично исполняли отделы юстиции исполкомов советов, они вели пред­ варит. просмотр проектов постановлений исполкомов и заключенных договоров. Обязанность наблюдения за законностью произв-ва следствия лежала на судах. ВЧК, помимо борьбы с контрреволюцией, имела право проверять работу мест, органов власти с точки зрения соответствия действовавшим законам. В губчека Сибири с этой целью были созданы спец. отд-ния. Внутри ВЧК существовала особая инспекция, контролировавшая законность действий чекистов. Такая же структура име­ лась и в милиции. Помимо этого, законность действий милиции могли проверить чекисты. В условиях деят-ти гос. аппарата на осн. принципа рев. целесообразности, преобладания т. н. мест, законности отсутствие общегос. органа надзора за соблюдением законности не воспри­ нималось властями как недостаток. Но с переходом к нэпу необходимость создания независимого органа, к-рый бы обеспечивал единую по всей стране законность, ощущалась все острее. В нач. 1922 Наркомат юстиции (НКЮ) разработал принципы, определил функции и сферы деят-ти П. В марте 1922 отдел юстиции Сибревкома приступил к составлению штатов П. в губерниях, поиску и под­ готовке кандидатур на должности прокуроров и их помощников. 28 мая 1922 ВЦИК утвердил «Положение о прокурорском надзоре». На местах П. должна была начать работу с 1 авг. 1922. С образованием СССР и изданием положения о Верховном суде СССР учреж­ дается П. Верховного суда СССР. В Сибири процесс формирования органов П. неск. затянулся. 6 авг. 1922 НКЮ РСФСР назначил проку­ рором Сибирского отд-ния Верховного революционного трибунала С.В. Александровского, к-рый возглавил работу по орг-ции П. в регионе. В авг. 1922 были ут­ верждены прокуроры сиб. губерний, а затем помощни­ ки прокуроров по уездам. В составе сиб. областной и губернских П. создавались 3 отдела: а) общего надзора за законностью в деят-ти гос. аппарата и наблюдения за местами заключения; б) по орг-ции обвинения и надзора за органами следствия и дознания; в) секретариата. Кол-во работников П. в Сибири определялось числом адм.-тер. ед. и потребностями в обеспечении законности по различ. направлениям. В 1923 в сиб. П. трудилось 76 сотрудников, в т. ч. 1 обл. прокурор, 6 губернских, 39 ст. помощников губ. прокурора и 30 уезд, прокуроров. На протяжении 1920—30-х гг. в П. региона наблюдался постоянный дефицит кадров. П., по сути, являлась единств, гос. структурой, защи­ щавшей граждан от произвола мест, властей, привыкших за годы военного коммунизма действовать без оглядки на закон. Так, П. Новониколаевской губ. за год после нач. своей работы опротестовала 37 постановлений и рас­ поряжений органов мест, власти, П. Омской губ. —38. П. быстро завоевала авторитет у населения, о чем свидетельствовал стремит, рост кол-ва жалоб граждан: в Новониколаевскую губ. П. за 1-е полугодие работы поступило 464 жалобы, за 2-е полугодие —1 277. Число жалоб, поданных в П. Сибири, выросло с 12,4 тыс. в 1924 до 27,1 тыс. в 1925. П. края становилась дейст­ венным инструментом борьбы с самоуправством мест, чиновников. Только за 1925 она возбудила 41 уголов. дело против сотрудников райисполкомов; 125 —против пред. и секр. сельсоветов; 35 —против работников ко­ операции , 105 —против сотрудников милиции. Повышение роли и авторитета П. позволило резко расширить ее штаты при проведении в 1925 адм. рефор­ мы и районирования. Если до образования Сибирского кр. в регионе насчитывалось 86 прокурор, работников, то в 1926 их числ. достигла 156 чел., а аппарат краевого прокурора вырос с 13 до 43 чел. На тер. Сибирского кр. на 1 янв. 1927 было образовано 66 прокурор, уч-ков. Появление участковых прокуроров, в сферу компетен­ ции к-рых входило до 4 сел. р-нов, позволило заметно улучшить надзор за соблюдением законности. Этому способствовало и усложнение структуры аппарата П. Число отделов краевой П. возросло до 8: общая канцеля­ рия, секрет, часть, отделы общего надзора, наблюдения за судом, следствием и дознанием, органами ОГПУ и местами заключения; инструкторско-ревизионный отдел. Во главе каждого отдела стояли ст. помощники про­ курора. В 1929 в органах П. Сибирского кр. работало 173 сотрудника, из них 154 являлись ст. помощниками прокуроров, вт. ч. 62 сотрудника действовало на уровне первичного звена —прокурор, уч-ка. В кон. 1920-х гг. в ходе проведения чрезвыч. мер по хлебозаготовкам (см. Хлебозаготовительный кризис 1927/28 г., Сталина И.В. в Сибирь поездка 1928 г., Урало-сибирский метод хлебозаготовок) органы П. постепенно превращались из надзорных в исполнитель­ ные. Более того, их работу стали контролировать упол­ номоченные всех рангов, сов. и парт, органы на местах. Т. о., в 1928—29 П. в Сибири, как и в целом в СССР, в значит, степени утратила те контролирующие позиции в сов. гос. аппарате, к-рые ей удалось завоевать в ходе работы по укреплению законности в 1923—27. В 1933 образована Прокуратура СССР, с 1936 все прокурор, органы стали подчиняться ей, выйдя из под­ чинения респ. наркоматов юстиции. В 1930-е гг. в процессе формирования сталинской системы упр-ния П. окончательно потеряла самостоя­ тельность и функции контроля над законностью, право принятия решения по принцип, правовым вопросам принадлежало парт, органам. Особенно явно это прояви­ лось в ходе «Большого террора», к-рый осуществлялся в осн. чрезвыч. внесудеб. органами — «тройками». В состав «тройки», как правило, входил обл. или краевой прокурор, но возглавлял ее и обладал правом решаю­ щего голоса парт, руководитель данной адм. единицы. Жертвами репрессий стали и мн. работники П. Си­ бирского и Дальневосточного регионов. Так, прокурор Новосибирской обл. И.И. Барков, будучи обвиненным в 1938 во вредительской деят-ти, предпочел позорному судеб, процессу самоубийство, выбросившись из окна во время допроса. В годы «хрущевской оттепели» П. начала постепенно восстанавливать свой авторитет и функции защитника законности. Ее работниками в 1950-е гг. проведена боль­ шая работа по реабилитации необоснованно репрессир. граждан. В то же время компетенция П. по-прежнему была существенно ограничена, на протяжении всего сов. периода П. продолжала находиться под жестким контролем парт, органов. Стр-во новой рос. П. началось в 1990-е гг. В наст, время П. играет важнейшую роль в осуществлении од­ ного из осн. принципов Конституции РФ —создании правового гос-ва в России. Лит.: Муравьев Н.В. Из прошлой деятельности. СПб., 1900. Т. 1; Готье Ю .В . История областного управления в России от Петра I до Екатерины II. М., 1941. Т. 2; Звягинцев А.Г., Орлов Ю.Г. Под сенью русского орла. Российские прокуроры. Вторая половина XIX — начало XX в. М., 1996; Фойницкий Н.Я . Курс уголовного судопроизводства. СПб., 1996. Т. 1; Соломон П. Советская юстиция при Сталине. М., 1998; Акишин М .О . Российский абсолютизм и управление Сибири XVIII века: структура и состав государственного аппарата. М.; Новосибирск, 2003; Исаев В .И ., Угроватов А .П. Правоохранительные органы Сибири в системе управления регионом (1920-е годы). Новосибирск, 2006. Д.А. Глазунов, В. И. Исаев, А.А. Пережогин, А.П. Угроватов

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2