Историческая энциклопедия Сибири II
при Временном пр-ве, в т. ч. и П. В годы Гражданской войны и на нач. этапе новой экономической политики контроль над соблюдением законности в стране осу ществлялся слабо, им занимались разные ведомства. Так, функции общего надзора частично исполняли отделы юстиции исполкомов советов, они вели пред варит. просмотр проектов постановлений исполкомов и заключенных договоров. Обязанность наблюдения за законностью произв-ва следствия лежала на судах. ВЧК, помимо борьбы с контрреволюцией, имела право проверять работу мест, органов власти с точки зрения соответствия действовавшим законам. В губчека Сибири с этой целью были созданы спец. отд-ния. Внутри ВЧК существовала особая инспекция, контролировавшая законность действий чекистов. Такая же структура име лась и в милиции. Помимо этого, законность действий милиции могли проверить чекисты. В условиях деят-ти гос. аппарата на осн. принципа рев. целесообразности, преобладания т. н. мест, законности отсутствие общегос. органа надзора за соблюдением законности не воспри нималось властями как недостаток. Но с переходом к нэпу необходимость создания независимого органа, к-рый бы обеспечивал единую по всей стране законность, ощущалась все острее. В нач. 1922 Наркомат юстиции (НКЮ) разработал принципы, определил функции и сферы деят-ти П. В марте 1922 отдел юстиции Сибревкома приступил к составлению штатов П. в губерниях, поиску и под готовке кандидатур на должности прокуроров и их помощников. 28 мая 1922 ВЦИК утвердил «Положение о прокурорском надзоре». На местах П. должна была начать работу с 1 авг. 1922. С образованием СССР и изданием положения о Верховном суде СССР учреж дается П. Верховного суда СССР. В Сибири процесс формирования органов П. неск. затянулся. 6 авг. 1922 НКЮ РСФСР назначил проку рором Сибирского отд-ния Верховного революционного трибунала С.В. Александровского, к-рый возглавил работу по орг-ции П. в регионе. В авг. 1922 были ут верждены прокуроры сиб. губерний, а затем помощни ки прокуроров по уездам. В составе сиб. областной и губернских П. создавались 3 отдела: а) общего надзора за законностью в деят-ти гос. аппарата и наблюдения за местами заключения; б) по орг-ции обвинения и надзора за органами следствия и дознания; в) секретариата. Кол-во работников П. в Сибири определялось числом адм.-тер. ед. и потребностями в обеспечении законности по различ. направлениям. В 1923 в сиб. П. трудилось 76 сотрудников, в т. ч. 1 обл. прокурор, 6 губернских, 39 ст. помощников губ. прокурора и 30 уезд, прокуроров. На протяжении 1920—30-х гг. в П. региона наблюдался постоянный дефицит кадров. П., по сути, являлась единств, гос. структурой, защи щавшей граждан от произвола мест, властей, привыкших за годы военного коммунизма действовать без оглядки на закон. Так, П. Новониколаевской губ. за год после нач. своей работы опротестовала 37 постановлений и рас поряжений органов мест, власти, П. Омской губ. —38. П. быстро завоевала авторитет у населения, о чем свидетельствовал стремит, рост кол-ва жалоб граждан: в Новониколаевскую губ. П. за 1-е полугодие работы поступило 464 жалобы, за 2-е полугодие —1 277. Число жалоб, поданных в П. Сибири, выросло с 12,4 тыс. в 1924 до 27,1 тыс. в 1925. П. края становилась дейст венным инструментом борьбы с самоуправством мест, чиновников. Только за 1925 она возбудила 41 уголов. дело против сотрудников райисполкомов; 125 —против пред. и секр. сельсоветов; 35 —против работников ко операции , 105 —против сотрудников милиции. Повышение роли и авторитета П. позволило резко расширить ее штаты при проведении в 1925 адм. рефор мы и районирования. Если до образования Сибирского кр. в регионе насчитывалось 86 прокурор, работников, то в 1926 их числ. достигла 156 чел., а аппарат краевого прокурора вырос с 13 до 43 чел. На тер. Сибирского кр. на 1 янв. 1927 было образовано 66 прокурор, уч-ков. Появление участковых прокуроров, в сферу компетен ции к-рых входило до 4 сел. р-нов, позволило заметно улучшить надзор за соблюдением законности. Этому способствовало и усложнение структуры аппарата П. Число отделов краевой П. возросло до 8: общая канцеля рия, секрет, часть, отделы общего надзора, наблюдения за судом, следствием и дознанием, органами ОГПУ и местами заключения; инструкторско-ревизионный отдел. Во главе каждого отдела стояли ст. помощники про курора. В 1929 в органах П. Сибирского кр. работало 173 сотрудника, из них 154 являлись ст. помощниками прокуроров, вт. ч. 62 сотрудника действовало на уровне первичного звена —прокурор, уч-ка. В кон. 1920-х гг. в ходе проведения чрезвыч. мер по хлебозаготовкам (см. Хлебозаготовительный кризис 1927/28 г., Сталина И.В. в Сибирь поездка 1928 г., Урало-сибирский метод хлебозаготовок) органы П. постепенно превращались из надзорных в исполнитель ные. Более того, их работу стали контролировать упол номоченные всех рангов, сов. и парт, органы на местах. Т. о., в 1928—29 П. в Сибири, как и в целом в СССР, в значит, степени утратила те контролирующие позиции в сов. гос. аппарате, к-рые ей удалось завоевать в ходе работы по укреплению законности в 1923—27. В 1933 образована Прокуратура СССР, с 1936 все прокурор, органы стали подчиняться ей, выйдя из под чинения респ. наркоматов юстиции. В 1930-е гг. в процессе формирования сталинской системы упр-ния П. окончательно потеряла самостоя тельность и функции контроля над законностью, право принятия решения по принцип, правовым вопросам принадлежало парт, органам. Особенно явно это прояви лось в ходе «Большого террора», к-рый осуществлялся в осн. чрезвыч. внесудеб. органами — «тройками». В состав «тройки», как правило, входил обл. или краевой прокурор, но возглавлял ее и обладал правом решаю щего голоса парт, руководитель данной адм. единицы. Жертвами репрессий стали и мн. работники П. Си бирского и Дальневосточного регионов. Так, прокурор Новосибирской обл. И.И. Барков, будучи обвиненным в 1938 во вредительской деят-ти, предпочел позорному судеб, процессу самоубийство, выбросившись из окна во время допроса. В годы «хрущевской оттепели» П. начала постепенно восстанавливать свой авторитет и функции защитника законности. Ее работниками в 1950-е гг. проведена боль шая работа по реабилитации необоснованно репрессир. граждан. В то же время компетенция П. по-прежнему была существенно ограничена, на протяжении всего сов. периода П. продолжала находиться под жестким контролем парт, органов. Стр-во новой рос. П. началось в 1990-е гг. В наст, время П. играет важнейшую роль в осуществлении од ного из осн. принципов Конституции РФ —создании правового гос-ва в России. Лит.: Муравьев Н.В. Из прошлой деятельности. СПб., 1900. Т. 1; Готье Ю .В . История областного управления в России от Петра I до Екатерины II. М., 1941. Т. 2; Звягинцев А.Г., Орлов Ю.Г. Под сенью русского орла. Российские прокуроры. Вторая половина XIX — начало XX в. М., 1996; Фойницкий Н.Я . Курс уголовного судопроизводства. СПб., 1996. Т. 1; Соломон П. Советская юстиция при Сталине. М., 1998; Акишин М .О . Российский абсолютизм и управление Сибири XVIII века: структура и состав государственного аппарата. М.; Новосибирск, 2003; Исаев В .И ., Угроватов А .П. Правоохранительные органы Сибири в системе управления регионом (1920-е годы). Новосибирск, 2006. Д.А. Глазунов, В. И. Исаев, А.А. Пережогин, А.П. Угроватов
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2