Историческая энциклопедия Сибири II

ден. годовой оклад (со столовыми расходами) в 1,5 тыс. руб. —для тобольского и томского, 1650 —для иркут­ ского, енисейского губ. и забайкальского, якутского обл. прокуроров; 8 губ. стряпчих и 2 стряпчих Семипалатин­ ской обл., Обл. сибирских киргизов получили 7 кл., 750 и 900 руб. в зависимости от принадлежности губернии, области к Зап. или Вост. Сибири. Отдельно взятому из 28 окр. стряпчих, вкл. прокурора Кяхтинского градо­ начальства, был назначен 9 кл. с окладом в 400 и 500 руб. Общий годовой расход на сиб. П. составлял более 42 тыс. руб. серебром. С течением времени губ. П. при проведении оче­ редных адм. реформ была поставлена в независимое положение от мест, властей и сконцентрировала в своих руках все надзорные функции. В 1857 новая редакция «Общих губернских учреждений» систематизировала все надзирающие функции губ. прокурора и представила их в виде 3 категорий: охрана общего благоустройства в губерниях, надзор по казен. упр-нию и надзор по суду и расправе. В первом отношении губ. прокурор содействовал своими заключениями точному толкова­ нию законов и правильному их исполнению; пресекал противозакон. деяния и злоупотребления, особенно в случаях возможного ущерба казен. и обществ, интереса, решал вопросы о разграничении компетенций между губ. местами; посещал тюрьмы, раб. и смирительные дома; принимал участие в делах по губ. рекрутскому присутствию, а также в освидетельствовании безумных и сумасшедших; и т. д. На нем лежали также обязанности: присутствовать в комитете земских повинностей, в комис­ сии народ, продовольствия, в стат. комитете и, в звании директора, в попечительном о тюрьмах комитете. Вторая категория дел заключалась в охране казен. интересов. Прокурор пресекал недозволенные казен. расходы или налог, сборы, присутствовал при произв-ве всяких от казны торгов и подрядов; участвовал в освиде­ тельствовании казен. имущества; предотвращал подлоги в приписке купцов к семейным капиталам и т. д. Наконец, третья категория дел предполагала наблю­ дение за исполнением законности в судеб, решениях, надзор за правильным исполнением форм и обрядов судопроизв-ва и внутр. порядка судеб, мест; содействие своими заключениями скорому решению дел и охрана прав обвиняемого. Гл. задача прокурор, надзора состо­ яла в том, чтобы суды не присваивали себе не прина­ длежащей им власти. Прокурор, надзор получил право возбуждения дел «безгласных»; ходатайства в судеб, местах по делам казны, обществ и установлений и со­ держащихся под стражей, беспомощных, глухонемых, несовершенолетних и т. д. В кон. XIX в. прокурор, надзор подвергается ре­ организации, связанной с внедрением в жизнь норм бурж. судопроизв-ва. «Временные Правила о некоторых изменениях по судопроизводству и судоустройству в губерниях Тобольской, Томской, Восточной Сибири и Приамурском крае» от 25 февр. 1885 упразднили все должности губ., обл., окр. и городовых стряпчих. Вместо них при губ. и обл. прокурорах учреждались должности их товарищей. Этот же закон изменил процессуальный порядок уголов. преследования, к-рое распадалось на формальное и судеб, следствие. Формальное следствие (дознание и предварит, расследование) вверялось по­ лиции и судеб, следователям. Надзор за этой частью процесса был возложен на чинов П. Временное положение от 13 мая 1896, устанавли­ вавшее в губерниях и областях Сибири новую систему судоустройства и судопроизв-ва, одновр. предполагало и дальнейшее реформирование прокурор, службы. Отныне фигура прокурора воплощала в себе не только правительств, власть с обязанностью наблюдать за пра­ вильным применением закона судеб, установлениями, но и обвинит, власть в суде. Тем самым на тер. Сибири распространили свое действие знаменитые Судебные уставы 20 нояб. 1864. В результате проведенных ме­ роприятий Сибирь была включена в единое правовое пространство Российской империи. В кон. XIX в. П. входила в состав судеб, ведомства, но была отделена от судеб, власти и имела свою собств. орг-цию. П. имела ряд качеств, отличий от прочих судеб, должностей. Речь идет о началах иерархич. подчинен­ ности и единства прокурор, службы. Согласно Вре­ менным правилам 1896, судеб, система в Сибири была представлена местной (мировые судьи), общей (окр. суды, судеб, палата) и кассационной ( Правительству­ ющий Сенат, на к-рый был возложен общий надзор за деят-тью судов) юстицией. Прокурор, служба состояла из прокурора и его товарищей в Сенате (к названию их должности прибавляли «обер»), судеб, палатах и окр. судах. Прокуроры окр. судов подчинялись прокурорам судеб, палат, а последние, как и обер-прокуроры, состо­ яли в непосредств. зависимости от министра юстиции как генерал-прокурора. Прокурор, надзор не предус­ матривался в мировых судах. На должности прокуроров окр. судов в 1897, 1899 были назначены след, лица: Тобольского — Н.Н. Ка- мышанский, Томского —Н.А. Татаровский, Краснояр­ ского —Д.В. Малинин, Иркутского —К.Я. Орбелани, Якутского —Ф .И. Подольков, Читинского —М.А. Под- горичани-Петрович, Благовещенского — Г.Ф. Фусс, Владивостокского — В.А. Скворцов, Омского — С.И. Хруцкий, Семипалатинского — К.Н. Подрезан. Исполнение обязанностей прокуроров палат возло­ жили на А.А. Кобылина (Иркутской) и А.Е. Кичина (Омской). Тер. Сибири делилась на прокурор, уч-ки, во главе к-рых стояли товарищи прокуроров окр. судов. Границы прокурор, уч-ков не совпадали с административными. Осн. принципами формирования прокурор, уч-ков были число предварит, следствий и мобильность служеб. разъездов. Орг-ция прокурор, службы предусматривала камерного товарища прокурора, к-рый исполнял ряд обязанностей прокурора, а также наблюдал за тюрем, делом в губ. столице. В кон. XIX в. по штатам для Сибири полагалось 57 товарищей прокурора окр. суда и 4 —судеб, палаты. Задачи обвинит, власти состояли в следующем. 1. Уголов. преследование: возбуждение преследо­ вания, рук-во полиц. дознанием, наблюдение за пред­ варит. следствием, направление дел в суд, обличение подсудимых перед судом, опротестование приговоров, распоряжение по их исполнению и участие в возобнов­ лении уголов. дел. 2. Наблюдение за законами, регулирующими деят-ть судеб, ведомства: присутствие на заседаниях судеб, ор­ ганов, предоставление заключений о применении соотв. законов в судеб, практике, распоряжения по поводу замеченных упущений, выступление с законодат. ини­ циативами через министра юстиции в порядке, установ­ ленном ст. 136 Учреждения судебных установлений. 3. Участие в делах адм. ведомства: наблюдение за правильным содержанием заключенных; участие в губ. комитетах Попечительного о тюрьмах об-ва и его уезд, отд-ниях, в губ. присутствиях по крест., гор., фабрич., питейным делам, воинской повинности, в осооых при­ сутствиях для освидетельствования лиц, страдающих расстройством умств. способностей, в комиссиях по составлению списков присяж. заседателей. Установлен­ ная в 1897 орг-ция прокурор, надзора фактически без изменений просуществовала до 1917. После взятия власти большевики декретом № 1 «О суде» от 22 нояб. 1917 ликвидировали все правоохранит. органы, действовавшие ранее в Российской империи и

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2