Историческая энциклопедия Сибири II
школы в местечке Янов Стан Туруханского кр . , занима лась сбором материала по языку и этнографии сельку пов. С 1929 —пом. краеведа на культбазе Хоседа Хард в Болынеземельской тундре. В 1932—38 — мл. науч. сотрудник Ин-та народов Севера АН СССР, с 1938 — науч. сотрудник сектора Сибири Ин-та этнографии АН СССР. Специалист по этнографии, языкознанию сель купов и ненцев. Внесла вклад в создание письм. языка, изучение соц. строя и религ. жизни селькупов. При нимала участие в создании капитальных обобщающих трудов «Народы Сибири», «Историко-географический атлас Сибири». Участница 3 этногр. экспедиций в Туву (1952, 1955, 1963), Ханты-Мансийский и Ямало-Не нецкий авт. окр. (1954). Соч.: К вопросу о социальной организации селькупов. Род и фратрия / / Сибирский этнографический сборник (Тр. Ин-та этно графии. Новая серия. Т. XVIII. Вып. I). М.; Л., 1952. Р.Е. Романов ПРОКУРАТУРА в Сибири, гос. органы, осущест вляющие функции общего и судеб, надзора, обвинитель ного института в правосудии. Учреждена в Российской империи в 1734 в соотв. с Манифестом от 2 окт. 1730 и серией законодат. актов 1731—34, к-рые обозначили орг. основы и иерархию П.: генерал-прокурор и обер- прокурор Сената, коллеж, прокуроры, прокуроры приказов, губ. прокуроры. Формально губ. прокуроры подчинялись генерал-прокурору Сената, но фактически находились в зависимости от губернаторов. Ранг губ. прокуроров был приравнен к чину подполковника. На практике прокурорами становились обер-офицеры, к-рые контролировали губернаторов, выслуживших генеральские чины. 1-м сиб. прокурором был отстав ной капитан П.А. Челищев (1734—41). Должностные обязанности сиб. прокурора определялись инструкцией 1733: заседание с губернатором в общем присутствии; ведение спец. журнала поступающих указов и испол нения по ним; надзор за воеводами в налог, сборах и колодничьих делах. Введение штатов 1763 привело к попытке усиления роли П. Наряду с должностью губ. прокурора в ранге подполковника (с 1775) учреждались прокуроры в ранге майора при провинц. канцеляриях Енисейска , Иркутска и Якутска. Дальнейшее формирование сиб. органов прокурор, надзора произошло в ходе общерос. адм. реформы, охватившей Сиб. регион в 1778—83. Деят-ть новых су деб. и адм. учреждений контролировалась обновленным институтом П. в лице прокуроров и стряпчих. Их об шир. должностные обязанности нашли отражение в гл. 27 «Учреждения для управления губерний» от 7 нояб. 1775. С 1783 во главе П. 3 сиб. губерний находились губ. прокуроры. Ближайшими помощниками каждого из прокуроров были 2 губ. стряпчих —казен. и уголов. дел. Должности прокурора и 2 стряпчих вводились при судеб, учреждениях: 7 магистратах, 7 верхних расправах и 3 верхних надворных судах. Учреждалась должность уезд, стряпчего: 5 —в Колыванской губ . , 16 —в Тоболь ской, 17 —в Иркутской губ. Существ, увеличение числа служащих органов надзора не внесло принципиальных изменений в служеб. положение работников П. Их должностной и соц. статус по-прежнему был ниже, чем у тех, за кем они должны были надзирать, что ставило прокуроров в подчиненное положение по отношению к правителям губерний. Сам надзор сводился по преиму ществу к исполнению формальностей. Эта тенденция сохранялась в XIX в. По штатам 31 дек. 1796 губ. и уезд, стряпчие были упразднены. Число прокуроров сократилось до 2 губернских (тобольский и иркутский), к-рые стали единств, блюстителями законности в Сибири. С 1802 сиб. губ. прокуроры подчинялись генерал-прокурору в лице министра юстиции. К 1805 были восстановлены должности губ. и уезд, стряпчих. «Учреждения для управления Сибирских губерний» от 22 июля 1822 регламентировали порядок и грани цы прокурор, надзора в Сибири, место прокуроров и стряпчих в губ. упр-нии. По реформе 1822 прокурор ский надзор был представлен губ. прокурором, губ. стряпчими казен. и уголов. дел и окр. стряпчими. Губ. прокурор и губ. стряпчие определялись по представле нию генерал-губернатора министром юстиции. Уезд, стряпчие назначались гражд. губернатором с согласия губ. прокурора. Надзорная власть имела 3 степени, к-рые зависели от административно-территориального устройства Сибири. Она олицетворялась Советом главного уп равления генерал-губернаторства (СГУ), куда входил советник Мин-ва юстиции; Губернским советом (ГС), в составе к-рого числился губ. прокурор (или в его отсутствие губ. стряпчий), и, наконец, Окружным управлением (ОУ), где присутствовал окр. стряпчий. Чины П. рассматривались «яко местные наблюдатели» этих учреждений. Надзорные действия осуществлялись срочной про веркой дел, особенными обозрениями, донесениями прокурора и стряпчего и части, жалобами. «Срочная проверка» носила формальный хар-р и заключалась в сверке ведомостей нижестоящих учреждений с целью выявить скорость решения дел. Обозрения —подроб ная проверка губернатора, генерал-губернатора или спец. уполномоченных от них чиновников делопроизв- ва подчиненных учреждений. Донесения прокурора или стряпчего поступали в ГС и СГУ. Как правило, чины прокурор, надзора одновр. предлагали меры по устранению выявленных недостатков в работе тех или иных органов. Все адм. дела должны были принимать письм. и устные жалобы на подчиненных и давать им законное движение. СГУ в кач-ве органа надзора мог приостановить ис полнение приговора суда по представлению губернатора и направить для решения в Сенат. ГС дополнительно обязывался надзирать за течением дел, в к-рых обвиня емые содержались под стражей, рассматривать жалобы гор. и вол. сообществ на притеснения и злоупотребле ния; охранять права купеч. и мещан, сословия. ОС обя зан был дополнительно ежемесячно освидетельствовать остроги и ежедневно —тюрьмы, требовать следствий по особо важным делам. Губ. прокурор обязан был проверять все дела адм. учреждений. Для этого он просматривал все журналы и протоколы. Чиновники прокурор, надзора отсылали в СГУ и ГС все срочные ведомости о течении дел губ. учреждений, а также списки всех протестов и напомина ний, к-рые были отосланы на места. Окр. стряпчий имел все те же права в ОУ, что и губ. прокурор в ГС. Особый порядок был предусмотрен для судеб, дел. На уровне губерний была введена спец. должность губ. стряпчего уголов. дел. Губ. П. не имела процессуальных прав в суде, выступая в нем только в кач-ве надзорного органа. Она не вмешивалась в определение дел по су ществу. В случае спора по формальным вопросам между судом и прокурор, надзором предъявления вносились в Губ. совет или общее окр. правление. Штатная числ. сиб. П. по Положению 1822 —4 губ. прокурора (томский, тобольский, иркутский, енисей ский), 1 обл. прокурор (омский), 1 обл. стряпчий (якутский), 8 губ. стряпчих казен. и уголов. дел, 34 окр. (уезд.) стряпчих. Штаты упр-ний в Зап. и Вост. Сибири 6 дек. 1856 впервые установили служеб. ранги, размеры жалованья, канц. расходы работников сиб. П. Должности губ. и обл. прокурора был присвоен 6 кл. по «Табели о рангах»,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2