Историческая энциклопедия Сибири II

школы в местечке Янов Стан Туруханского кр . , занима­ лась сбором материала по языку и этнографии сельку­ пов. С 1929 —пом. краеведа на культбазе Хоседа Хард в Болынеземельской тундре. В 1932—38 — мл. науч. сотрудник Ин-та народов Севера АН СССР, с 1938 — науч. сотрудник сектора Сибири Ин-та этнографии АН СССР. Специалист по этнографии, языкознанию сель­ купов и ненцев. Внесла вклад в создание письм. языка, изучение соц. строя и религ. жизни селькупов. При­ нимала участие в создании капитальных обобщающих трудов «Народы Сибири», «Историко-географический атлас Сибири». Участница 3 этногр. экспедиций в Туву (1952, 1955, 1963), Ханты-Мансийский и Ямало-Не­ нецкий авт. окр. (1954). Соч.: К вопросу о социальной организации селькупов. Род и фратрия / / Сибирский этнографический сборник (Тр. Ин-та этно­ графии. Новая серия. Т. XVIII. Вып. I). М.; Л., 1952. Р.Е. Романов ПРОКУРАТУРА в Сибири, гос. органы, осущест­ вляющие функции общего и судеб, надзора, обвинитель­ ного института в правосудии. Учреждена в Российской империи в 1734 в соотв. с Манифестом от 2 окт. 1730 и серией законодат. актов 1731—34, к-рые обозначили орг. основы и иерархию П.: генерал-прокурор и обер- прокурор Сената, коллеж, прокуроры, прокуроры приказов, губ. прокуроры. Формально губ. прокуроры подчинялись генерал-прокурору Сената, но фактически находились в зависимости от губернаторов. Ранг губ. прокуроров был приравнен к чину подполковника. На практике прокурорами становились обер-офицеры, к-рые контролировали губернаторов, выслуживших генеральские чины. 1-м сиб. прокурором был отстав­ ной капитан П.А. Челищев (1734—41). Должностные обязанности сиб. прокурора определялись инструкцией 1733: заседание с губернатором в общем присутствии; ведение спец. журнала поступающих указов и испол­ нения по ним; надзор за воеводами в налог, сборах и колодничьих делах. Введение штатов 1763 привело к попытке усиления роли П. Наряду с должностью губ. прокурора в ранге подполковника (с 1775) учреждались прокуроры в ранге майора при провинц. канцеляриях Енисейска , Иркутска и Якутска. Дальнейшее формирование сиб. органов прокурор, надзора произошло в ходе общерос. адм. реформы, охватившей Сиб. регион в 1778—83. Деят-ть новых су­ деб. и адм. учреждений контролировалась обновленным институтом П. в лице прокуроров и стряпчих. Их об­ шир. должностные обязанности нашли отражение в гл. 27 «Учреждения для управления губерний» от 7 нояб. 1775. С 1783 во главе П. 3 сиб. губерний находились губ. прокуроры. Ближайшими помощниками каждого из прокуроров были 2 губ. стряпчих —казен. и уголов. дел. Должности прокурора и 2 стряпчих вводились при судеб, учреждениях: 7 магистратах, 7 верхних расправах и 3 верхних надворных судах. Учреждалась должность уезд, стряпчего: 5 —в Колыванской губ . , 16 —в Тоболь­ ской, 17 —в Иркутской губ. Существ, увеличение числа служащих органов надзора не внесло принципиальных изменений в служеб. положение работников П. Их должностной и соц. статус по-прежнему был ниже, чем у тех, за кем они должны были надзирать, что ставило прокуроров в подчиненное положение по отношению к правителям губерний. Сам надзор сводился по преиму­ ществу к исполнению формальностей. Эта тенденция сохранялась в XIX в. По штатам 31 дек. 1796 губ. и уезд, стряпчие были упразднены. Число прокуроров сократилось до 2 губернских (тобольский и иркутский), к-рые стали единств, блюстителями законности в Сибири. С 1802 сиб. губ. прокуроры подчинялись генерал-прокурору в лице министра юстиции. К 1805 были восстановлены должности губ. и уезд, стряпчих. «Учреждения для управления Сибирских губерний» от 22 июля 1822 регламентировали порядок и грани­ цы прокурор, надзора в Сибири, место прокуроров и стряпчих в губ. упр-нии. По реформе 1822 прокурор­ ский надзор был представлен губ. прокурором, губ. стряпчими казен. и уголов. дел и окр. стряпчими. Губ. прокурор и губ. стряпчие определялись по представле­ нию генерал-губернатора министром юстиции. Уезд, стряпчие назначались гражд. губернатором с согласия губ. прокурора. Надзорная власть имела 3 степени, к-рые зависели от административно-территориального устройства Сибири. Она олицетворялась Советом главного уп­ равления генерал-губернаторства (СГУ), куда входил советник Мин-ва юстиции; Губернским советом (ГС), в составе к-рого числился губ. прокурор (или в его отсутствие губ. стряпчий), и, наконец, Окружным управлением (ОУ), где присутствовал окр. стряпчий. Чины П. рассматривались «яко местные наблюдатели» этих учреждений. Надзорные действия осуществлялись срочной про­ веркой дел, особенными обозрениями, донесениями прокурора и стряпчего и части, жалобами. «Срочная проверка» носила формальный хар-р и заключалась в сверке ведомостей нижестоящих учреждений с целью выявить скорость решения дел. Обозрения —подроб­ ная проверка губернатора, генерал-губернатора или спец. уполномоченных от них чиновников делопроизв- ва подчиненных учреждений. Донесения прокурора или стряпчего поступали в ГС и СГУ. Как правило, чины прокурор, надзора одновр. предлагали меры по устранению выявленных недостатков в работе тех или иных органов. Все адм. дела должны были принимать письм. и устные жалобы на подчиненных и давать им законное движение. СГУ в кач-ве органа надзора мог приостановить ис­ полнение приговора суда по представлению губернатора и направить для решения в Сенат. ГС дополнительно обязывался надзирать за течением дел, в к-рых обвиня­ емые содержались под стражей, рассматривать жалобы гор. и вол. сообществ на притеснения и злоупотребле­ ния; охранять права купеч. и мещан, сословия. ОС обя­ зан был дополнительно ежемесячно освидетельствовать остроги и ежедневно —тюрьмы, требовать следствий по особо важным делам. Губ. прокурор обязан был проверять все дела адм. учреждений. Для этого он просматривал все журналы и протоколы. Чиновники прокурор, надзора отсылали в СГУ и ГС все срочные ведомости о течении дел губ. учреждений, а также списки всех протестов и напомина­ ний, к-рые были отосланы на места. Окр. стряпчий имел все те же права в ОУ, что и губ. прокурор в ГС. Особый порядок был предусмотрен для судеб, дел. На уровне губерний была введена спец. должность губ. стряпчего уголов. дел. Губ. П. не имела процессуальных прав в суде, выступая в нем только в кач-ве надзорного органа. Она не вмешивалась в определение дел по су­ ществу. В случае спора по формальным вопросам между судом и прокурор, надзором предъявления вносились в Губ. совет или общее окр. правление. Штатная числ. сиб. П. по Положению 1822 —4 губ. прокурора (томский, тобольский, иркутский, енисей­ ский), 1 обл. прокурор (омский), 1 обл. стряпчий (якутский), 8 губ. стряпчих казен. и уголов. дел, 34 окр. (уезд.) стряпчих. Штаты упр-ний в Зап. и Вост. Сибири 6 дек. 1856 впервые установили служеб. ранги, размеры жалованья, канц. расходы работников сиб. П. Должности губ. и обл. прокурора был присвоен 6 кл. по «Табели о рангах»,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2